Заказать звонок

Личностное самоопределение: понятие, виды, уровни

23.04.2025
926
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 23.04.2025
Сохранить статью:
Личностное самоопределение
Содержание
  1. Суть личностного самоопределения
  2. Психология личностного самоопределения подростков
  3. 7 видов личностного самоопределения
  4. 5 уровней личностного самоопределения
  5. 6 вероятных проблем при личностном самоопределении
  6. Давление окружающих
  7. Непонимание себя
  8. Избыток вариантов
  9. Завышенные требования
  10. Убеждение «Мне все должны»
  11. Убеждение «Я лучше и умнее всех»
  12. 5 рекомендаций подростку по преодолению трудностей с самоопределением личности
  13. 6 советов родителям, как помочь подростку с личностным самоопределением
  14. Способствовать самопознанию
  15. Хвалить за начинания
  16. Предоставить свободу выбора
  17. Дать информацию о различных профессиях и возможностях
  18. Показать уникальность подростка
  19. Предложить консультацию у психолога или профориентационное тестирование
  20. Часто задаваемые вопросы о личностном самоопределении
  21. Почему оно невозможно без самопознания?
  22. Как связаны между собой личностное самоопределение и самореализация?
  23. В чем отличие между самоопределением личности и саморазвитием?
  24. Материалы основаны на следующих источниках:

О чем речь? Если совсем кратко, то личностное самоопределение подростка можно охарактеризовать как идентификацию своего истинного «Я» и дальнейший поиск верного жизненного пути на основе исходных данных.

На что обратить внимание? Это весьма непростой путь, который сложно пройти в одиночку. А потому любая помощь юноше или девушке в поиске собственного предназначения совсем не помешает.

Суть личностного самоопределения

Личностное самоопределение — это не просто выбор профессии или места жительства. Это фундаментальный процесс формирования собственного «Я», осознанный выбор жизненного пути, важный в настоящем, проектирующий будущее. Он затрагивает все сферы: от профессиональных амбиций и религиозных убеждений до нравственных ценностей и моделей поведения.

Идея была разработана freepik психологом Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. В соответствии с его теорией, самоуправление и свобода выбора являются основополагающими факторами в процессе личностного становления.

Суть личностного самоопределения
Источник: freepik/ freepik.com

Это подразумевает, что индивид сам определяет свою будущую идентичность и предпринимает целенаправленные шаги для осуществления намеченного жизненного пути.

Рассмотрим подробнее этапы личностного самоопределения человека. Каждая стадия характеризуется определенными изменениями в интересах, активности и жизненных приоритетах.

  • Рост. На данном этапе у человека возникает интерес к определенной профессии, социальной группе, политическому движению или другому аспекту жизни. Это начальная стадия, когда личность начинает задумываться о своих предпочтениях и возможностях.
  • Исследование. После возникновения интереса человек приступает к активному изучению выбранной сферы. Он примеряет на себя необходимые знания, навыки и опыт, чтобы глубже понять, подходит ли ему это направление.
  • Утверждение. На этой стадии личность пробует свои силы на практике. Например, начинает работать в выбранной профессии или активно участвует в жизни интересующей его социальной группы. Это период активного заявления о себе и поиска своего места.
  • Поддержание. Достигнув определенных высот, человек стабилизирует свое положение. Это этап относительного покоя, когда он наслаждается результатами своих усилий и поддерживает достигнутый статус. На этом этапе у человека может быть ощущение, что он достиг своего максимума и «заскучать» в случае, если энергии сохраняется достаточно много, а возможности дальнейшего роста или расширения ограничены. Это может приводить к вынужденному торможению и стать началом следующего этапа.
  • Спад. Со временем активность человека снижается. Это бывает связано с разочарованием в определенном пути, изменением жизненных ценностей или естественным снижением энергии, например, с возрастом. На этом этапе интерес к деятельности угасает, и личность может начать выбор новых целей.

В процессе поиска себя, истинных желаний и предназначения, человек способен переживать несколько циклов самоопределения. Это связано с тем, что ориентиры, интересы и возможности не статичны — они меняются под влиянием внешних обстоятельств, духовного роста, знаний.

Личностное самоопределение начинается в юном возрасте, когда человек впервые задумывается о своем месте в мире, и продолжается на протяжении всей жизни. С течением времени базовая позиция, профессиональные интересы и даже ценности могут кардинально трансформироваться. Например, смена специальности, переосмысление семейных ролей или взглядов на общество — все это естественные этапы развития личности.

Психология личностного самоопределения подростков

Личностное самоопределение в психологии — это процесс осознания человеком своих ценностей, целей, интересов и места в жизни. Он позволяет сформировать устойчивую идентичность и определить направление своего развития.

Эти вопросы начинают волновать молодых людей в 14—17 лет. Говорить об осознанном самоопределении в этом возрасте, пожалуй, преждевременно. Более корректно думать о формировании психологической готовности к нему. Это — фундамент, на котором будет строиться сознательная и успешная взрослая жизнь.

Что же включает в себя эта психологическая готовность? Прежде всего, это появление осознанности. Подросток начинает понимать свои права и обязанности в обществе, влияние своих поступков на окружающих.

Развивается система моральных принципов и убеждений, которые становятся не просто набором правил, а внутренним компасом, руководством к действиям. В этот период критическое мышление выходит на новый уровень. Подросток учится анализировать жизненный опыт, объективно оценивать события и брать ответственность за свои решения. Это ключевой навык, обеспечивающий творческую и активную жизнь во взрослом возрасте.

Прием заявок 

до: 05.05

Прием заявок 

до: 05.05

Одна из задач личностного самоопределение ребенка — это разобраться в своих интересах, в том числе профессиональных. У каждого есть склонность к каким-либо видам деятельности. Главное — вовремя их заметить.

Главная особенность этого возраста — желание выглядеть, как взрослые, говорить и меть те же свободы и права, что и взрослые члены общества. Подросток копирует манеры, стиль, язык. При благоприятном семейном климате и готовности взрослых «рискнуть» дать своим подросткам больше свободы, взрослые тоже начинают видеть в ребенке более зрелого человека, давая больше свободы и ответственности.

Отношения становятся почти равноправными и независимыми. Как следствие, у подростка усиливается желание стать взрослым, что подталкивает его психологическое развитие.

На этом этапе, подросток, как никогда нуждается в родительском уважительном внимании, признании своей ценности и справедливой оценке. А так же в праве быть несовершенным и иметь возможность ошибаться без страха осуждения со стороны старших взрослых.

Психологи отмечают, что личностное самоопределение отличается комплексностью, подверженностью общественным нормам и влиянию внешних обстоятельств, определяющих жизнь общества.

7 видов личностного самоопределения

Проблема самоопределения личности активно изучается в различных гуманитарных дисциплинах. Это философия, педагогика, психология, социология и другие. В зависимости от сферы жизни, выделяют несколько ключевых видов самоопределения:

  1. Социальное — отождествление себя с определенной группой в обществе и принятие её норм. Например, это может быть принадлежность к субкультурам (допустим, хипстеры), или увлечение конкретными интересами (например, фанаты футбольного клуба «Динамо»).
  2. Гражданское — позиция человека как члена государства. Оно включает отношение к своей стране, готовность участвовать в ее развитии и защищать ее интересы.
  3. Общественно-политическое — поддержка определенных идей, движений или партий. Это может быть либерализм, консерватизм, анархизм или другие направления.
  4. Профессиональное — осознанный выбор карьерного пути или призвания. Человек решает, кем он хочет стать: врачом, учителем, предпринимателем или, например, актером.
  5. Религиозное — принадлежность к определенной вере и отношение к другим. Это может проявляться как в толерантности, так и в строгом следовании догматам своей конфессии.
  6. Семейное — представления о роли ее в жизни. Человек определяет, хочет ли он вступать в брак, заводить детей, или предпочитает другие модели отношений.
  7. Внутригрупповое — осознание своей роли в коллективе или сообществе. Это может быть позиция лидера, ведомого или человека, способного влиять на других членов команды.

Каждый из этих типов личностного самоопределения имеет особенности и помогает человеку лучше понять себя, свои ценности и место в обществе, что способствует гармоничному развитию личности.

5 уровней личностного самоопределения

Виды самоопределения открывают перед человеком широкие возможности для преодоления жизненных вызовов. Однако ключевым фактором становится то, как именно он использует эти варианты.

5 уровней личностного самоопределения
Источник: freepik / freepik.com

Уровень самоидентификации отражает способ реализации имеющихся возможностей, а также степень активности, творчества и субъектности личности. Именно через них проявляется истинная суть человека как субъекта самоопределения. Принято выделять следующие уровни:

  1. Деструктивный — человек отвергает необходимость самоопределения, проявляя агрессию или сопротивление. Он не готов принимать решения или брать на себя ответственность.
  2. Конформный — когда личность стремится избежать задачи самоопределения, предпочитая плыть по течению и не выделяться. Она выбирает путь наименьшего сопротивления, избегая конфликтов и сложностей.
  3. Пассивный — человек действует строго по инструкции, не отклоняясь от заданных шаблонов. Он решает проблемы формально, без проявления инициативы или творческого подхода.
  4. Активный уровень — личность стремится выйти за рамки стандартных решений, улучшая и адаптируя существующие модели. Она проявляет инициативу и старается действовать по-своему, чтобы достичь лучшего результата.
  5. Творческий — человек не только стремится к совершенству, но и вкладывает в деятельность глубокий смысл. Он создает что-то новое, обогащая окружающий мир идеями, которые могут быть не сразу понятны другим.

6 вероятных проблем при личностном самоопределении

Формирование личностного самоопределения — сложный, многогранный, многоэтапный процесс. На первый взгляд кажется, что понять, кто ты есть и чего хочешь, легко, но на практике это часто сопровождается трудностями. Рассмотрим шесть основных проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе самоопределения.

Давление окружающих

Советы родителей, учителей или друзей могут быть полезными, но они также способны направить на ложный путь. Если человек следует чужим ожиданиям, а не своим истинным желаниям, он рискует сделать неверный выбор, который не принесёт ему удовлетворения в будущем.

Непонимание себя

Особенно в юношеском возрасте люди часто не до конца осознают, что им действительно интересно, каковы их сильные и слабые стороны. Это затрудняет выбор профессии, увлечений и жизненных целей.

Избыток вариантов

Современный мир предлагает огромное количество возможностей, и это может быть ошеломляющим. Когда выбор слишком большой и практически ничем не ограничен, принять решение становится крайне сложно. Человек может застрять в состоянии неопределённости, боясь ошибиться.

Завышенные требования

С одной стороны, человек может отказываться от возможностей, потому что они не соответствуют его идеализированным представлениям. С другой — он способен считать, что сам не дотягивает до нужного уровня, и поэтому даже не пытается что-то изменить. Это приводит к упущенным шансам и разочарованию.

Убеждение «Мне все должны»

Если человек с детства не научился понимать баланс между обязанностями и правами, у него может сформироваться искажённое представление о мире. Он начинает думать, что окружающие или общество обязаны ему что-то дать, не осознавая, что успех и удовлетворение зависят от его собственных усилий.

Убеждение «Я лучше и умнее всех»

Чрезмерная самоуверенность может стать препятствием для личностного роста. Человек, который считает себя умнее и успешнее других, часто недооценивает окружающих и перестаёт учиться новому. В реальности всегда найдутся те, кто преуспел больше, и важно уметь объективно определять свои способности и достижения.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивается человек в процессе личностного самоопределения, часто связаны с отсутствием чёткой жизненной позиции и понимания своих истинных желаний.

Особенно актуально это для личностно-профессионального самоопределения подростков, когда им приходится не только искать себя, но и выбирать будущую специальность, что добавляет сложности. Всё это делает процесс самоидентификации многогранным и требующим поддержки, терпения и готовности экспериментировать.

5 рекомендаций подростку по преодолению трудностей с самоопределением личности

Самоопределение — это важный этап в жизни каждого человека, особенно в подростковом возрасте. Чтобы справиться с трудностями и найти свой путь, можно следовать следующим рекомендациям:

  1. Представить своё будущее. Пофантазируйте, как выглядит ваша жизнь через пять лет. Каких целей вы хотите достичь? Какой образ жизни ближе? Рефлексия позволит наметить долго- и краткосрочные цели. Например, если вы мечтаете стать дизайнером, начните с изучения основ графики или запишитесь на курсы.
  2. Применить принцип «Чтобы что». Запишите все действия, которые, как вам кажется, нужно предпринять для достижения целей. Затем для каждого пункта поясните, зачем это нужно и как это поможет вам в будущем. Например: «Я хочу изучать английский язык, чтобы поступить в международный университет» или «Я хочу заниматься спортом, чтобы улучшить здоровье и дисциплину». Это поможет понять, какие шаги действительно важны.
  3. Искать себя в разных направлениях. Не бойтесь пробовать новое! Посещайте мастер-классы, участвуйте в стажировках, открывайте разные хобби. Это поможет понять, что действительно интересно и в какой области вы можете развиваться. Например, если не уверены, нравится ли вам программирование, попробуйте написать простой код или посетите IT-мероприятие.
  4. Не стесняться спрашивать. Окружающие — родители, учителя, друзья или наставники — могут поделиться полезным опытом или дать ценный совет. Не бойтесь задавать вопросы и обсуждать свои идеи. Иногда взгляд со стороны помогает увидеть то, что вы упускаете.
  5. Получить консультацию специалиста. Если вы чувствуете, что зашли в тупик, обратитесь за помощью к коучу или психологу.

6 советов родителям, как помочь подростку с личностным самоопределением

Подростковый возраст — время поисков себя, личных интересов и целей. Родители могут сыграть ключевую роль в этом процессе, поддерживая и направляя ребёнка. Вот несколько рекомендаций, как помочь подростку с личностным самоопределением.

Способствовать самопознанию

Помогите ребёнку, который заинтересовался вопросами личностного самоопределения, научиться прислушиваться к себе. Обсуждайте с ним его мысли, чувства и поступки. Задавайте вопросы, которые помогут ему лучше понять свои интересы, сильные и слабые стороны.

Например: «Что тебе нравится делать больше всего?» или «Какие предметы в школе вызывают у тебя интерес?»

Хвалить за начинания

Поддерживайте подростка в его проектах, даже если они кажутся вам несерьёзными. Похвала и одобрение помогут ему поверить в свои силы и продолжать искать своё призвание.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Например, если он решил заняться рисованием или программированием, покажите, что вы гордитесь его инициативой.

Предоставить свободу выбора

Не навязывайте своё мнение о том, что важно или выгодно. Дайте подростку возможность самостоятельно принимать решения, даже если они кажутся вам неверными. Это поможет ему научиться нести ответственность за выбор и лучше понять себя.

Дать информацию о различных профессиях и возможностях

Расширяйте кругозор подростка, рассказывая о разных бизнес- и карьерных путях. Посещайте дни открытых дверей в учебных заведениях, изучайте вместе образовательные программы и возможности. Это поможет ему сделать осознанный выбор.

Показать уникальность подростка

Помогите ребёнку осознать, что он — особая личность со своими интересами, талантами и взглядами. Подчеркните, что ему не нужно равняться на других или поддаваться чужому влиянию. Поощряйте его быть собой и принимать решения, которые соответствуют его внутренним ценностям.

Предложить консультацию у психолога или профориентационное тестирование

Если подросток испытывает трудности с выбором или самоопределением, подскажите ему обратиться к специалисту. Психолог или коуч поможет разобраться в себе, а профориентационные тесты покажут, какие специальности могут подойти ему лучше всего.

Часто задаваемые вопросы о личностном самоопределении

Важно учитывать индивидуальные особенности, интересы и потребности ребёнка, чтобы помочь ему найти свой путь. Иногда для этого может потребоваться помощь специалистов, таких как психологи или коучи.

Почему оно невозможно без самопознания?

Личностное самоопределение человека начинается с ответа на ключевые вопросы: «Кто я?», «Что мне нужно?», «Зачем я пришёл в этот мир?». Без понимания своих ценностей, интересов, сильных и слабых сторон он не сможет сделать осознанный выбор и определить своё место в жизни. Самопознание — это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие и принятие решений.

Как связаны между собой личностное самоопределение и самореализация?

Личностное самоопределение — это первый шаг к самореализации. Без чёткого понимания своих целей и предназначения человек не сможет полностью раскрыть потенциал. Самореализация возможна только тогда, когда он осознаёт, чего хочет, и направляет усилия на достижение этих целей, используя свои знания, навыки и таланты.

В чем отличие между самоопределением личности и саморазвитием?

Саморазвитие — это процесс улучшения себя и своих жизненных условий. Оно включает в себя обучение, приобретение новых навыков и работу над собой. Самоопределение, в свою очередь, связано с выбором ценностей, выявлением своих способностей и созданием системы ориентиров. Оно помогает человеку найти своё место в жизни и определить, как он будет действовать в соответствии со своими убеждениями. Самоопределение задаёт вектор, а саморазвитие помогает двигаться в этом направлении.

И в заключение: помните о том, что все дети уникальны, у каждого свои интересы, таланты, темп развития и особенности восприятия мира. То, что работает для одного подростка, может не подойти другому.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте //Мир психологии. — 2007. — №. 4. — С. 64-75.
  • Дробот А. А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе : дис. — Карачаевск : [Карачаево-Черкес. гос. ун-т], 2004.
  • Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте //Казанский педагогический журнал. — 2013. — №. 3 (98). — С. 98-105.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь? В первую очередь важно прислушат...

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

О чем речь? Инициатива у детей начинает проявляться в возрас...

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми
13.05.2025

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми

О чем речь? Дефицит общения – недостаточная по количеству и ...

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Почему возникает? Волнение у детей – естественная реакция на...

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь
12.05.2025

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь

О чем речь? Адаптация первоклассников в школе – непростой, н...

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Почему это важно? Художественно-эстетическое развитие детей ...

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция
12.05.2025

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция

Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребен...

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы
12.05.2025

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы

О чем речь? Формирование функциональной грамотности в школе ...

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

О чем речь? Финансовая грамотность для детей преподается в ш...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться