- Самооценка у детей в разном возрасте
- Дошкольники
- Учащиеся начальной школы
- Школьники средних и старших классов
- Уровни самооценки у детей
- Заниженная самооценка у детей
- Завышенная самооценка
- Адекватная самооценка
- Связь самооценки и школьной жизни
- Взаимодействие с преподавателями
- Мнение сверстников
- Оценки
- Советы по формированию правильной самооценки у детей
- Часто задаваемые вопросы о самооценке у детей
- Как определить ее уровень?
- Как улучшить заниженное самомнение?
- Как скорректировать завышенную самооценку?
- Какую литературу изучить родителям о детской самооценке?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с самого раннего возраста и играет ключевую роль в формировании личности. Родители могут существенно повлиять на этот процесс, поддерживая и поощряя усилия ребенка.
Почему это важно? Дети с хорошей самооценкой менее подвержены депрессии и тревожности, что способствует их общему эмоциональному благополучию. Развивая у ребенка уверенность в себе, взрослые помогают ему стать успешным, счастливым и гармоничным.
Самооценка у детей в разном возрасте
Это важнейший элемент формирования личности. Природа изначально наделила малышей безупречной самооценкой, которая постепенно меняется по мере взросления.
Дошкольники
В данном возрасте ребёнок видит себя через призму отношения значимых взрослых. Их мнение исключительно важно и существенно влияет на становление личности малыша и уровень его самооценки.

Ключевая задача родителей — разделять поступки и личность ребёнка. Если малыш поссорился с сестрой, обидел кошку, сознательно испортил игрушку, это не делает его «плохим». Возможно, поступок заслуживает порицания, но сам ребёнок остаётся «хорошим». Помните это и постоянно подчёркивайте в общении с вашим малышом.
Эгоцентризм по-прежнему доминирует у дошкольников, поэтому резкость брата, раздражение дедушки или утомлённость мамы они воспринимают через призму собственного поведения — считая, что проблема в них самих.
Это порождает чувства вины, обиды, печали и неуверенности — возникает ощущение, что их не любят. Необходимо разъяснять ребёнку разные эмоциональные состояния: «Мама утомилась и поэтому сейчас не может с тобой играть», «Дедушка нездоров, поэтому не улыбается» и т. д.
Положительный эмоциональный отклик, родительское одобрение и разумные правила поведения с соответствующим контролем существенно влияют на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Учащиеся начальной школы
Восприятие себя у учеников 1—4 классов по-прежнему формируется под существенным влиянием значимых взрослых. То есть семьи и учителей. Именно поэтому критические замечания и низкие баллы от педагога могут подорвать не только желание учиться, но и самооценку у детей младшего школьного возраста в целом.
В данный период крайне важно обеспечивать эмоциональную поддержку ребёнку, акцентировать внимание на его победах и прогрессе.
Школьники средних и старших классов
Подростковую неустойчивость в самовосприятии провоцирует комплекс причин: пубертатные трансформации, первые романтические переживания, зарождающиеся комплексы. Низкий социальный статус в коллективе сверстников неизбежно приводит к негативному пересмотру собственной ценности.
В этот возрастной этап дети проявляют чрезмерную требовательность к собственной внешности, и даже мимолетное замечание, особенно от ровесников, способно глубоко травмировать и существенно снизить уровень самоуважения.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Родительская эмпатия, забота и безусловное принятие — фундаментальные элементы, необходимые вашему ребёнку для преодоления этого сложного жизненного периода.
Если у родителя нет сил видеть сильные стороны, хвалить, поддерживать. То похоже нужна помощь и вам самим. Не вините себя, если это происходит. Важно, что вы заметили и готовы действовать по-другому.
Уровни самооценки у детей
Психология выделяет три ее яруса. При анализе данной характеристики недостаточно оперировать простыми категориями «положительно — отрицательно». Требуется более детальный анализ с учетом специфических нюансов.
Заниженная самооценка у детей
Когда ребенок легко поддается внешнему влиянию, демонстрирует:
- неуверенность;
- колебания при принятии решений;
- робость;
- избыточную предосторожность.
Все вышеперечисленное свидетельствует о пониженной самооценке. Таким детям критически важны поддержка и одобрение окружающих. Глубокий комплекс неполноценности объясняет, почему у детей низкая самооценка, блокирующая постановку амбициозных целей. Способы их достижения выбираются не всегда адекватные. Такие дети обычно фиксируются на неудачах и страшатся нарушить привычный жизненный уклад.
Из них формируются интроверты со склонностью к зависти, чрезмерно взыскательные к себе, порой безжалостные и склонные к мстительности личности. Уверовав в роль неудачника, они игнорируют собственные достижения и потенциал. Визуальные признаки человека с заниженной самооценкой:
- опущенная голова;
- неуверенные жестикуляция и движения;
- непрямой взгляд.
Подобные проявления у детей должны насторожить родителей и мотивировать к немедленной коррекции ситуации.
Завышенная самооценка
Довольно часто у детей она становится причиной жалоб на отсутствие друзей. Это происходит из-за постоянного стремления демонстрировать окружающим своё превосходство и требований признать их исключительность. Такие дети убеждены, что их таланты и способности мало ценятся.
Рекомендации близких и взгляды других людей эти дети полностью игнорируют. Они берутся за невыполнимые задания, рискуя провалом. Любые неудачи дети с повышенной самооценкой объясняют случайностями или перекладывают вину на других.

Критику интерпретируют как необоснованные претензии. У юных обладателей завышенной самооценки постепенно формируются резкость, враждебность, бескомпромиссность и конфликтность. Визуально заметны характерные особенности:
- гордо поднятый подбородок и выпрямленная осанка;
- настойчивый фиксированный взгляд;
- авторитарные интонации.
Эти личности стремятся лидировать во всех ситуациях. Подобное стремление заслуживает поощрения, однако важно объяснять, что методы достижения целей требуют этичности.
Адекватная самооценка
Достижения в социуме, карьере и личных взаимоотношениях существенно определяются способностью человека реально измерять собственный потенциал. Принципиально важно, чтобы адекватная самооценка у детей формировалась с самых ранних лет.
Этот баланс обеспечивает юной личности здоровое восприятие конструктивной критики. А также рациональную оценку поставленных задач и собственных возможностей их выполнения. Объективное самовосприятие создает ощущение равновесия и душевного комфорта.
Это становится основой позитивного взаимодействия с окружающими. Индивид с такой поведенческой моделью полностью раскроет свои преимущества, уравновешивая ими имеющиеся слабости.
Опираясь на приведенные характеристики, возможно диагностировать уровень самооценки ребенка. А осознанный подход к воспитанию позволит внести необходимые коррективы.
Связь самооценки и школьной жизни
Изучая то, как формируется самооценка у детей, необходимо учитывать её значительную зависимость от педагогов, взаимоотношений с одноклассниками и получаемых отметок.
Взаимодействие с преподавателями
Согласно актуальному исследованию, 80 % респондентов подтвердили, что конфликтные ситуации с учителями оказали негативное влияние на их самовосприятие и психологическое благополучие.
Интересно, что 52 % опрошенных преодолели последствия травмирующего школьного опыта, включая обращение к специалистам-психологам. При этом треть участников исследования продолжает испытывать отрицательное воздействие этих событий до настоящего момента.
Исследования демонстрируют, что основная доля противостояний с педагогами фиксируется в средней школе (61 %), а треть — в выпускных классах.
Истоки конфликтных ситуаций многообразны: невыполненные задания, нечитаемый почерк, выражение суждений, противоречащих мнению преподавателя, неподобающий внешний вид, нарушения дисциплины и прочее.
Если педагог критически высказывается о ребёнке или, напротив, излишне восхваляет его достижения, это негативно отражается на формировании личности. Уничижительные характеристики от учителя, необъективная оценка действий способствуют развитию низкой самооценки у детей, одновременно провоцируя тревожность. Но и избыточные похвалы могут приводить к необоснованно завышенному самовосприятию.
Мнение сверстников
В учебном процессе дети регулярно оказываются в роли выступающих перед аудиторией, даже если это просто одноклассники. Если происходит неудача — учащийся теряет нить стихотворения, затрудняется с пересказом материала или презентацией проекта — это серьезно подрывает его самовосприятие.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Травля — дополнительный фактор, разрушающий не только самооценку у детей и подростков, но и их психологическое здоровье в целом. Научные данные подтверждают, что последствия школьного буллинга для самовосприятия могут сохраняться годами.
Личности, пережившие преследование, даже достигнув зрелости продолжают идентифицировать себя как жертв, не говоря о сопутствующих эмоциональных и соматических расстройствах.
Оценки
Фиксируя отметки в журнале, педагог фактически определяет не только учебные достижения, но и саму личность ученика. Более того, эти цифры часто формируют положение ребёнка в классе.
«Виктория и Максим прекрасно справились с заданием», но «Анне и Кириллу это не удалось. Необходимо больше стараться!» — яркий пример подобной дифференциации через оценивание.
Ключевое влияние на самовосприятие учащегося оказывает не только цифра в дневнике, но и контекст, которым педагог её сопровождает:
- «Сегодня тройка, но я вижу — посвятив чуть больше времени подготовке, ты получишь твёрдую четвёрку!» — первый тип сообщения от учителя.
- «Просто невероятно, одни тройки, хотя проходим элементарный материал!» — второй вариант комментария к аналогичной оценке.
В первом примере преподаватель подчёркивает перспективу роста — демонстрирует веру в ученика и его способности. Во втором отсутствует даже намёк на конструктивную перспективу.
Упомянутые факторы не означают, что школьная среда обязательно подорвет самооценку ребенка. Однако родителям важно осознавать потенциальные риски.
При столкновении с трудностями в учебном заведении дети прежде всего ищут поддержку в семье, у понимающих и любящих близких. Ваша роль — обеспечить необходимую помощь в требуемом объеме и на все силы, что у вас есть.
Советы по формированию правильной самооценки у детей
Чтобы избежать сложностей в будущем, высокая самооценка у детей должна целенаправленно формироваться с первых этапов развития личности. Большинство родителей убеждены в превосходстве своих воспитательных методов.
Они действуют, основываясь на собственном детском опыте и исключительно с позитивными намерениями. Но допускают серьезные просчеты.
Представим несколько базовых принципов, способствующих развитию самооценки у детей:
- Воспитание не ограничивается запретами — ребенок должен свободно выражать мнение и эмоции. У строгих родителей часто вырастают чрезмерно покорные, пассивные дети без инициативы.
- Включайте ребят в совместные активности, обучая их через взаимодействие, хотя самостоятельно вы справились бы значительно эффективнее.
- Функция родителей — не изолировать ребенка от неудач, а обучить конструктивному восприятию ошибок, поиску решений и применению полученного опыта.
- Надо демонстрировать примеры того, как через поражения люди учатся достигать успеха.
- При наказании объясняйте, что это следствие проступка, требующего переосмысления. Избегайте характеристики ребенка как «плохого».
- Предлагайте детям реалистичные задачи.
- Не требуйте от ребенка самостоятельного преодоления сложных психологических вызовов. Например, при травле в школе оптимальным решением будет перевод в другую.
Деструктивные факторы, подрывающие самооценку ребенка:
- Проведение негативных параллелей с другими детьми, внушающих чувство неполноценности.
- Получение неоправданных или избыточных комплиментов.
- Игнорирование усилий ребенка в творческих проектах в образовательных учреждениях, насмешки над его работами, мгновенная утилизация созданных им вещей.
- Запугивание жестким наказанием, телесными воздействиями, вербальная агрессия.
- Применение физического насилия, словесных оскорблений, унижающих сравнений.
Часто задаваемые вопросы о самооценке у детей
Важно помнить: самооценка — фундаментальная часть личности, формирующаяся в раннем детстве при непосредственном родительском участии. Сущность психологической поддержки заключается во внимательном, позитивном, одобряющем отношении.
Как определить ее уровень?
Результативным методом служит техника «Лестница». Попросите ребенка нарисовать лестницу и обозначить свою позицию на выбранной ступени. По месту, которое он себе определил, можно судить о характере его самооценки.
Как улучшить заниженное самомнение?
Выявите деятельность, в которой ребенок достигает успеха. Для наглядной демонстрации результатов внедрите механизм вознаграждений. Целесообразно документировать повседневные успехи и анализировать их вечером. Также способствует росту самооценки делегирование ребенку права на малые автономные решения.
Как скорректировать завышенную самооценку?
Сдержанность в похвалах, воспитание толерантности к альтернативным взглядам. В коммуникации применяйте обоснованную критику. Необходимо сформировать понимание, что ошибки неизбежны, а осознание последствий своих поступков обязательно.
Какую литературу изучить родителям о детской самооценке?
Книга известного психолога Гюру Эйестада «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Трансформируя собственные реакции на различные ситуации, вы демонстрируете ребенку альтернативные модели поведения.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Бахолдина В. Ю., Ступина К. С., Ковылин В. А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков //Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2010. — №. 2. — С. 44-54.
- Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. — Альпина Паблишер, 2016.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников //Вопросы психологии. — 1985. — №. 3. — С. 55-61.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com