Заказать звонок

Неудачи детей: на что влияют и можно ли помочь

14.04.2025
888
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 14.04.2025
Сохранить статью:
Неудачи детей

Что важно знать? Неудачи детей — неотъемлемая часть жизни. Через ошибки и промахи ребенок учится преодолевать трудности, развивает стрессоустойчивость и понимает, что успех часто требует усилий и терпения. Однако реакция родителей и окружающих на неудачи может как помочь ему вырасти уверенным в себе, так и, наоборот, вызвать страх перед вызовами.

Как помочь? Важно научить ребенка воспринимать неудачи как возможность для роста, а не как повод для стыда или разочарования. Поддержка, открытый диалог и пример родителей помогут ему понять, что допускать ошибки — нормально, и что главное — не сдаваться, а искать пути решения.

Причины острой реакции детей на неудачи

Стремление к первенству – естественная черта любого человека. Победить в викторине, забить решающий гол, сдать работу раньше всех или станцевать лучше остальных – всё это часть внутренней мотивации, которая с детства толкает нас к достижению целей, помогает добиваться успеха и, конечно, стремиться свести к минимуму поражения.

Причины острой реакции детей на неудачи
Источник: Grinvalds/ freepik.com

Когда взрослые сталкиваются с проблемами, они испытывают разочарование, но неудача ребенка – не просто про потерю мотивации. Дети реагируют острее – могут расстроиться, обидеться, заплакать или даже разозлиться. Иногда проигрыш оказывается для малыша тяжелым ударом, порождает стресс и приводит к тому, что он начинает сомневаться в своих способностях, а в худшем случае – вовсе теряет интерес к любимому занятию.

Отношение ребенка к неудаче во многом определяет способность достигать успеха во взрослой жизни. Когда его состояние болезненно раз за разом, важно вовремя вмешаться, чтобы помочь сохранить эмоциональное равновесие. Давайте разберемся, что заставляет детей так остро переживать и как стоит реагировать на неудачи ребенка.

  1. Завышение ожиданий.

Надежды могут исходить как от родителей и педагогов, так и от самого ребенка. Когда внушается установка «Только первое место!» или «Только пятерки!», страх не оправдать эти ожидания становится причиной стресса. Ребенок чувствует себя виноватым, если не дотягивает до заданной планки.

  1. Влияние семьи и учителей.

Дети копируют поведение значимых взрослых. Если близкие или учителя воспринимают неудачи с нервозностью, ребенок перенимает эту модель и считает ее нормальной.

  1. Родительский контроль.

Некоторые стремятся оградить своего ребенка от поражений: подыгрывают ему, выполняют за него часть заданий. Но столкнувшись с реальной неудачей, он переживает ее особо болезненно.

  1. Неуверенность в себе.

Когда ребенок застенчив, любая ошибка становится для него серьезным ударом. Каждое новое поражение только усиливает его тревожность и разочарование в собственных силах.

  1. Дело не по душе.

Если ребенок занимается тем, что ему не дается (например, ходит на футбол, не обладая достаточной подвижностью, посещает музыкальную школу без тяги к искусству), он постоянно сравнивает себя с более успешными сверстниками. Это приводит к чувству некомфортности и заниженной самооценке.

  1. Страх наказания или неодобрения.

Ребенок может бояться наказания или неодобрения со стороны родителей, учителей или других значимых взрослых. В этом случае неудача ассоциируется с неблагоприятными последствиями, а не с возможностью научиться и стать лучше.

  1. Перфекционизм.

Некоторые дети склонны к перфекционизму и хотят быть лучшими во всем. Любая неудача воспринимается ими как крушение всех надежд и подтверждение их некомпетентности.

Категории детей по отношению к неудачам

Когда речь идет о реакции ребенка, всех малышей можно условно разделить на четыре группы.

Те, кто стремятся к успеху

Такие дети получают удовольствие от самого процесса обучения и воспринимают неудачи как возможность стать лучше, а не как угрозу своей самооценке. Их родители поддерживают положительное отношение к труду: чаще хвалят за достижения и почти не критикуют за промахи.

Те, кто одержимы успехом

Эти дети всеми силами стараются избежать поражений, но их мотивация строится не на желании расти, а на страхе не соответствовать идеалу. Они убеждены, что даже одна ошибка докажет их несостоятельность. Так как малыш боится неудачи, его отношение к делу неоднозначно. Повзрослев, такой человек внешне может выглядеть сдержанно, но его внутренний ребенок истерит при любом промахе.

Категории детей по отношению к неудачам
Источник: freepik/ freepik.com

Из-за постоянных сомнений в себе они часто делают вид, что не готовятся к экзамену или тесту, но втайне тратят на учебу массу времени. Полученная в итоге высокая оценка создает для окружающих иллюзию природного таланта, подтверждая миф, что успех дается им без усилий.

Дети, избегающие неудач

Такие не стремятся к победе; их главная цель – не проиграть. Они убеждены: если приложить усилия, но все равно потерпеть поражение, это станет доказательством их неспособности. Однако если они вообще не будут пытаться, неуспех не скажет ничего о них самих и их ценность не пострадает. Страх неудачи у такого ребенка – защитная реакция на окружающий мир.

Прием заявок 

до: 14.04

Чтобы избежать ситуаций, в которых можно проявить слабость, такие дети используют разные стратегии: придумывают оправдания, откладывают дела на потом, отказываются участвовать в соревнованиях или выбирают задачи, которые заведомо невозможно выполнить. Но это не всегда срабатывает, особенно если учитель ценит старание больше, чем результат, и наказывает за его отсутствие.

В итоге ребенок остро реагирует на ситуацию: неудачей он считает не провалившуюся попытку дать правильный ответ, а молчание, которое повлечет за собой наказание.

Дети, смирившиеся с неудачами

Самый тяжелый случай – ребята из этой группы. Ведь задача заставить их поверить в победу осложняется их жизненной позицией – они заведомо приняли проигрыш. Они искренне верят, что их постоянные промахи связаны не с недостатком усилий, а с отсутствием способностей.

Именно поэтому они не делают попыток добиться успеха – так они защищают свою самооценку. Даже если что-то удается, они объясняют это удачным стечением обстоятельств: например, задание было легким, и справился весь класс.

Как дети, избегающие провалов, так и те, кто с ними смирился, часто переключают внимание на другие сферы, где могут проявить себя: спорт, искусство или рискованное поведение. Интересно, что их родители обычно редко хвалят за успехи, но часто критикуют за неудачу. Это приводит к формированию опасного убеждения: любовь близких зависит исключительно от их достижений.

Таким образом, страх перед неудачами толкает одних детей к отчаянным попыткам добиться успеха, а других – к полному отказу от борьбы. И в таких случаях фразы вроде «Просто попробуй ещё раз!» или «Настройся на победу!» не дадут никакого эффекта.

Что делать, если ребенок боится неудач

Оказывайте поддержку разумно

Способность воспринимать неудачи во многом зависит от характера самого ребенка и от того, как в его семье относятся к промахам. Многие родители, стремясь воспитать успешного человека, с раннего детства осыпают его похвалой: «Ты самый умный, самый красивый, самый ловкий, самый лучший!» Это кажется естественным – ведь мама и папа искренне любят и восхищаются своим ребёнком. Но есть важный нюанс.

Что делать, если ребенок боится неудач
Источник: freepik/ freepik.com

Чтобы похвала не формировала завышенные ожидания и не приводила к разочарованию, её стоит правильно дозировать. Вместо абсолютных утверждений лучше подчёркивать, что для близких он действительно особенный: для бабушки – самый заботливый внук, для папы – очень сильный, для мамы – наиболее внимательный. Такой подход помогает ребенку сохранять адекватную самооценку и не испытывать шока, когда он сталкивается с реальной конкуренцией.

Хвалите ребенка за старание, упорство и приложенные усилия, а не только за достигнутый результат. Подчеркивайте, что важен сам процесс, а не только конечный итог.

Вернитесь к воспоминаниям о своих неудачах

Дети во многом ориентируются на реакцию родителей, перенимая их отношение к успехам и падениям. Поэтому взрослым стоит задуматься: как я сам справляюсь с поражениями? Как реагирую на неудачи ребёнка? Какие эмоции испытываю в такие моменты? Важно не просто анализировать свои чувства, но уметь верно говорить о провалах. Ребенку нужно объяснять, что:

  • неудачи – это неотъемлемая составляющая жизни;
  • ошибки — это часть процесса обучения и роста;
  • с ними сталкиваются все;
  • далеко не каждая попытка заканчивается успехом, но из множества неудач всегда найдется та, что приведёт к достижению цели.

Особенно значимы такие разговоры в подростковом возрасте. Важно помочь понять, что не каждая дружба длится всю жизнь, не все отношения заканчиваются чем-то серьезным – это естественный ход вещей. Но главное: родители должны сами показывать пример.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Если взрослый, столкнувшись с неудачей, расстраивается, злится, но затем принимает ситуацию и идет дальше, ребенок усвоит: разочарование – это нормально, но оно не должно останавливать. Ведь даже если планы не оправдались, жизнь продолжается.

Научите понимать причинно-следственные связи

Ребенка огорчили сверстники, и в ответ он с обидой заявляет: «Все злые, плохие, дураки!»? Подобные эмоции неприятны, но они могут стать поводом задуматься: умеет ли он анализировать происходящее? Понимает ли он причины случившегося? Действительно ли другие дети поступили несправедливо или за этим стоит нечто большее?

Родителям важно развивать у ребенка способность искать причинно-следственные связи. Ведь любое событие можно воспринимать как несправедливую неудачу или как повод задуматься: какой вклад в эту ситуацию внес я сам? Что я делал или не делал, что привело к такому исходу?

Если ребенок тяжело переживает неудачи, бывает достаточно донести: не все в жизни зависит только от нас. Иногда обстоятельства складываются так, что повлиять на них невозможно. И это тоже нужно уметь принимать.

Поощряйте самодисциплину

Если ребенок от невозможности справиться с эмоциями срывается на крик или ломает предметы, стоит обратить внимание на его умение управлять чувствами. Способен ли он сдерживать сильные переживания? Может ли контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях? Иногда событие само по себе незначительно, но реакция на него оказывается чрезмерной.

В таких случаях возможны два сценария. Первый – если раньше ребёнок не проявлял столь бурных эмоций, а теперь его реакции стали более резкими, особенно в подростковом возрасте. Это нормально: гормональные изменения делают чувства сильнее, и чаще всего достаточно показать понимание, вести спокойные беседы и просто дождаться, пока этот период пройдет.

Второй – если эмоциональные вспышки были всегда, даже в ситуациях, не требующих яркого реагирования. Тогда стоит обратиться к психологу или нейропсихологу. Специалист поможет выявить, насколько у ребенка развиты навыки самоконтроля, саморегуляции, при необходимости подскажет, как их развивать.

Научите различать зоны ответственности

Важно показывать ребенку, что не каждая неудача зависит только от него. Если его команда проиграла в волейбольном турнире, это не значит, что виноват один игрок, ведь результат зависит от всех участников. Помогите понять, где граница личной ответственности, а где — общей.

Что делать, если ребенок боится неудач
Источник: freepik/ freepik.com

Аналогичный подход можно применить в любой ситуации. Если его не пригласили на день рождения, стоит обсудить, почему так произошло. Только ли он виноват? Или есть другие причины? Что он мог сделать иначе, а что не зависело от него? Задавайте вопросы: готов ли он что-то изменить, чтобы в будущем избежать подобного? Такой разговор поможет ему осознать свои возможности, не брать на себя лишнюю вину и адекватно воспринимать происходящее.

Учите идентифицировать состояния

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать и обозначать свои эмоции. Родители могут помочь в этом, просто называя его чувства: «Я вижу, что ты злишься», «Понимаю, что тебе грустно», «Мне жаль, что ты чувствуешь себя обиженным». Эти простые слова уже сами обладают терапевтическим эффектом: снижают напряжение, помогают разобраться в своих переживаниях.

Если ребенок при неудаче плачет, ведет себя раздраженно, можно просто подойти и озвучить его состояние. Это создаст безопасную обстановку, в которой он, возможно, захочет поделиться тем, что тревожит. Важно не давить, не торопить, а просто быть рядом, проявляя внимание и терпение.

Как помочь ребенку пережить неудачу? Когда он готов к разговору, это хороший момент, чтобы поделиться собственными историями. У каждого были неудачи, мы смогли пережить их и идти дальше. Делясь этим опытом, родители показывают: поражения случаются у всех, но они не делают человека хуже. Главное – не останавливаться.

Не преуменьшайте достижения

Самое худшее, что можно сказать расстроенному ребенку, это: «Да какие у тебя могут быть проблемы?» или «Ой, да ладно, это даже не неудача, вот у меня…» Сравнивая его переживания с взрослыми трудностями, вы не помогаете – наоборот, заставляете чувствовать себя непонятым и одиноким. Обесценивание вызывает раздражение и агрессию, а не желание открыться.

Не пытайтесь успокоить, утешить и сразу же объяснить «полезный урок» неудачи. Когда ребенок эмоционально истощен, расстроен или подавлен, ему не нужны рассуждения о том, как проигрыш в волейбольном финале станет важным опытом. Важнее просто выслушать, поддержать и, если он готов, поделиться своей историей.

Когда эмоции улягутся, можно осторожно перейти к обсуждению: «Как ты сам это воспринимаешь?» или «Что ты об этом думаешь?» Такой подход поможет ребёнку не только почувствовать поддержку, но и самостоятельно осознать ситуацию. Создайте дома атмосферу, где ребенок чувствует себя в безопасности, может выражать свои чувства и не боится быть осужденным за ошибки.

Часто задаваемые вопросы о неудачах детей

Что будет, если не воспитать правильное отношение к неуспехам?

Если ребёнок, а затем и взрослый не умеет принимать поражения, его жизнь становится неполноценной. Он не развивает важные навыки преодоления трудностей, что мешает двигаться вперед. Последствия могут быть разными:

  • Искаженное восприятие себя. Человек переоценивает свои способности либо занижает их. В обоих случаях он не может адекватно использовать эти ресурсы и двигаться к успеху.
  • Перекладывание вины. Вместо того чтобы признать ошибки, ребёнок ищет ответственных. Не он плохо написал контрольную – просто учитель к нему придирается.
  • Избегание сложностей. Убежденность в том, что поражение неминуемо, приводит к пассивности. Человек предпочитает плыть по течению, надеясь, что обстоятельства сами сложатся в его пользу.
  • Трудности в общении. Возможны два крайних варианта: малыш становится покорным, стараясь угодить, либо превращается в агрессора, используя давление и манипуляции, чтобы добиться желаемого. Вместо того, чтобы думать, как проработать с ребенком агрессию после неудач, лучше научить его правильно относиться к этим неуспехам.

Что может помочь малышу преодолеть страх неудачи?

Лучший способ подготовить ребёнка к взрослой жизни – позволять самому находить решения, исправлять ошибки и искать выход из сложных ситуаций. Только через личный опыт он научится преодолевать трудности и бороться с неудачами. Да, есть ситуации, где без участия родителей не обойтись.

Когда ребенок сталкивается с неудачей, будьте рядом, чтобы поддержать его и утешить. Покажите, что понимаете, как ему тяжело и обидно. Чем младше ребенок, тем чаще ему нужна поддержка. Но подросток уже способен самостоятельно разбираться со многими вопросами, и важно дать ему эту возможность. Чем больше опыта он получит сейчас, тем увереннее будет чувствовать себя в будущем.

Что отличает взрослых, которые не умеют правильно мотивировать ребенка?

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут усугубить страх малыша перед неудачами. Они обесценивают его переживания, говоря, что это вовсе не проблема, или наказывают за проявленную слабость, ожидая от него стойкости, которой он пока не обладает. Это часто становится причиной того, почему дети, повзрослев, обвиняют родителей в своих неудачах.

Но вместо того, чтобы делать ситуацию болезненнее, стоит помочь ребёнку разобраться, как страх перед провалами влияет на его жизнь. Когда взрослый поддерживает, не осуждая, он позволяет малышу укрепить самооценку и сохранить эмоциональное равновесие. Способность управлять своими чувствами, ставить перед собой цели и двигаться к ним не только формирует внутреннюю силу, но и закладывает прочный фундамент для развития личности.

Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Холт Д. Причины детских неудач //Пер. с англ.-Санкт-Петербург:» Кристалл. – 1996.
  • Кривова В. А. Взаимосвязь атрибуции успехов и неудач учащихся с самооценкой и мотивацией //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – №. 1 (19). – С. 118-125.
  • Васина И. С., Васина Ю. М. Особенности поведения тревожных детей в семье //СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ. – 2018. – С. 60-62.
Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться