- Роль мотивации в жизни детей
- Как формируется мотивация
- Причины отсутствия мотивации у ребенка
- Непонимание пользы конкретных знаний
- Влияние отношений с учителями
- Проблемы с общением в классе
- Запущенность в учебных материалах
- Недостаточная или избыточная похвала
- Контроль со стороны родителей
- Разногласия между взрослыми касательно образования
- Частые сравнения не в пользу школьника
- Создание доброй атмосферы
- Дополнительные рекомендации для родителей
- Часто задаваемые вопросы об отсутствии мотивации
- Как нестимулирование родителей влияет на их детей?
- Как распознать отсутствие стимулов к учебе у ребенка?
- Как восстановить интерес к занятиям у младшего школьника?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Отсутствие мотивации — распространенная проблема, с которой сталкиваются взрослые и дети. У подростков это часто проявляется в отказе от учебы, занятий спортом, помощи по дому. Такое поведение может быть из-за эмоциональной перегрузки или равнодушия к увлечениям.
Как бороться? Ребенок не может самостоятельно справиться с этой ситуацией и часто не понимает ее причин. Поэтому здесь необходима поддержка родителей, а в сложных случаях — профессиональная помощь психолога.
Роль мотивации в жизни детей
Мотивация — это стремление заниматься определенной деятельностью, которое заставляет человека посвящать ей время, даже если она сложна. Взрослые, например, работают, чтобы улучшить материальное положение и подняться по карьерной лестнице.
Чем больше деятельность удовлетворяет потребности, тем сильнее желание ею заниматься. Этот же принцип применим и к детям. Обычно успешнее учатся те ребята, которым важна высокая успеваемость сама по себе. Для них хорошие оценки становятся способом показать окружающим свои достижения: реализуются такие потребности, как признание и одобрение.

Однако не всех детей мотивируют только похвала и уважение окружающих. Некоторые получают обещания от родителей о вознаграждении за успехи в учебе. В таком случае хорошие оценки для них — инструмент для получения желаемого. Такой метод воспитания, конечно, далек от идеала.
Школьная учеба, дополнительные занятия, помощь по дому — ко всему этому важно прививать ребенку искренний интерес, не связанный с получением подарков, а направленный на улучшение настоящей и будущей жизни. Именно поэтому одной из главных задач родителей становится мотивирование детей к физической и интеллектуальной активности.
Как формируется мотивация
Примерно после кризиса трехлетнего возраста у ребенка формируется сознательный стимул: он начинает понимать, чего желает и почему это ему необходимо. До этого момента дети зачастую стремятся делать все сразу и незамедлительно.
Но к началу младшего школьного возраста у них возникает способность выстраивать иерархию мотивов — умение различать более значимые и менее важные для себя цели. Ребенок уже не бросается сразу исполнять любое свое желание, а учится сдерживаться и ограничивать себя, когда перед ним стоит определенная задача.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Мотивация делится на два типа: внешнюю и внутреннюю.
- Внутренние стимулы возникают непосредственно из самого процесса обучения. Это происходит тогда, когда ребенок действительно увлечен своей деятельностью.
- Внешние мотивы обусловлены результатами, которые приносит занятие. Например, ученик может стремиться к хорошей успеваемости, чтобы укрепить свою позицию в глазах окружающих. Возможно, он мечтает стать лидером сверстников или опасается огорчить родителей оценками. К внешним мотивам также относятся стремление к обучению ради материальных благ, желание проводить больше времени с гаджетами, страх наказания.
Внешние стимулы легко создавать. Но они имеют существенный недостаток: их нельзя поддерживать постоянно.
Причины отсутствия мотивации у ребенка
Рассмотрим пример. Вы обещаете ребенку новый смартфон за успешное окончание четверти. Это стимулирует его учиться лучше, ведь впереди конкретная награда. Но образование в этом случае не превращается во внутреннюю потребность, и после достижения цели потребуются новые внешние цели.
Проанализируем, какие существуют причины отсутствия учебной мотивации и обсудим способы их преодоления.
Непонимание пользы конкретных знаний
Один из частых вопросов школьников: «Зачем мне это? Эти знания никогда не пригодятся!» Каждый ученик задает этот вопрос относительно разных предметов. Кто-то отказывается от математики, аргументируя наличием калькулятора, другой игнорирует биологию, считая изучение строения червей бесполезным, иной спорит о важности чтения русской литературы.
Большинство взрослых осознают важность каждого предмета, поскольку эти знания проявляются в различных ситуациях. Родителям надо вовремя откликнуться на подобные сомнения ребенка. И привести конкретные примеры того, где и как знания могут оказаться полезными. Получив четкий ответ на вопрос «Зачем?», подросток может ощутить повышение внутренней мотивации к учебе.
Влияние отношений с учителями
Они играют значительную роль. Если педагог обладает способностью интересно передавать материал и находить общий язык с учениками, то интерес к его предмету возрастает. К старшей школе такое предпочтение может перерасти в выбор профессии исключительно на основе таких симпатий.
Напротив, если преподаватель вызывает негативные эмоции, то и желание изучать его предмет снижается, ведь отсутствует мотивация. Что тогда делать? Важно объяснить ребенку, что нужно уметь отделять педагога от самого предмета. Неприятный человек и отношения с ним не должны влиять на восприятие знаний. Такая точка зрения поможет снизить субъективность восприятия и облегчит учебный процесс.
Проблемы с общением в классе
Отсутствие дружеских связей негативно сказывается на мотивации к учебе. Если у школьника нет возможности найти взаимопонимание с одноклассниками, его желание посещать занятия постепенно угасает, особенно если общение играет важную роль в его жизни.
Причин на это множество: от отсутствия общих интересов до конфликтов. Мотивация также страдает, если ученик посещает школу исключительно ради общения с друзьями, забывая о том, что это, прежде всего, получение знаний.

Обе ситуации требуют внимания на ранних этапах, чтобы предотвратить полное исчезновение желания учиться из-за нехватки контактов либо из-за их переизбытка.
Запущенность в учебных материалах
Пропуск важных тем в ходе занятий создает риск долгосрочной некомпетентности в предмете. Восполнить же упущенное значительно сложнее, чем своевременно освоить материал вместе с одноклассниками, что неизбежно снижает мотивацию к дальнейшей работе.
Недостаточная или избыточная похвала
Школьникам важно получать обратную связь о результатах своей работы, включая оценку успехов и неудач. Родители должны давать четкую и обоснованную похвалу, помогающую ребенку понять, за что именно его ценят. Избыточная же награда за незначительную работу может снизить мотивацию, создавая иллюзию успеха независимо от приложенных усилий.
Контроль со стороны родителей
В школьном возрасте ребенку он необходим (например, проверка выполнения домашней работы, планирование времени). Это создает внешнюю мотивацию к учебе, поскольку у детей еще недостаточно развиты навыки самостоятельного обучения (поиск информации, ее структурирование, запоминание, распределение периодов выполнения уроков и отдыха). Эти умения формируются совместно с родителями.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Как только станет заметно, что школьник успешно справляется с учебой без постоянного вмешательства, контроль следует постепенно ослаблять. Это способствует развитию чувства ответственности и усиливает внутреннюю мотивацию.
Ситуация аналогична первым самостоятельным шагам ребенка: сначала необходима поддержка, но нелогично держать его за руку до совершеннолетия, опасаясь возможных падений. Если родитель продолжает излишне контролировать учебный процесс, ребенок может так и не научиться брать ответственность за собственное обучение.
Разногласия между взрослыми касательно образования
Очень важно, чтобы окружающие ребенка имели единые требования к обучению. Противоречивые ожидания по поводу выполнения школьных заданий приводят к замешательству и снижению мотивации. Это вынуждает ребенка искать пути наименьшего сопротивления.
Частые сравнения не в пользу школьника
Фразы вроде «Только у тебя одна двойка в классе» или «Сын моей подруги учится гораздо лучше» не всегда способствуют повышению мотивации. Для одних школьников такие высказывания могут стать стимулом для улучшения результатов, но для других — превратиться в унижение, лишая всякой тяги к занятиям.
Создание доброй атмосферы
Доверие играет ключевую роль в поддержании мотивации к учебе, равно как и в остальных аспектах жизни ребенка. Знание того, что плохая оценка не приведет к осуждению, возможность открыто говорить о сложностях или конфликтах в школе — все это служит прочным фундаментом для образовательного процесса.
Поддержка и понимание со стороны родителей позитивно влияют на мотивацию ребенка к познанию нового.
Дополнительные рекомендации для родителей
- Анализируйте учебные трудности. Определите, с какими именно проблемами сталкивается ваш ребенок в школе. Может быть, он переутомился? У него слишком перегружено расписание? В классе неблагоприятная атмосфера? Что-то личное?
- Оцените атмосферу в классе и отношения с преподавателем. Отсутствие мотивации к учебе в начальной школеу чувствительных детей может быть связано с тем, что им тяжело взаимодействовать с жестким и требовательным учителем. В то время как другие, более энергичные и уверенные в себе ребята извлекают пользу из такого стиля преподавания.
- Активно участвуйте в школьной жизни. Успехи ребенка в образовании влияют и на семью. Ваш позитивный настрой передастся ученику, и он вдохновится.
- При отсутствии внешней мотивации организуйте ребенку интересное и развивающее хобби, активный досуг, позволяющий достигать успехов и вне школы также. Выбирайте занятия, которые нравятся и вам, чтобы проводить время вместе, укрепляя и улучшая ваши отношения.
- Проявляйте внимание к увлечениям ребенка. Иногда родителям кажется, что интересы детей поверхностны, и пытаются запретить им чем-то заниматься. Вместо этого постарайтесь понять, почему эта деятельность привлекает ребенка, как она может принести ему пользу. Если что-то вам совсем не нравится, найдите альтернативные способы удовлетворения его потребностей через другие виды увлечений.
- Эмоциональная поддержка. Хвалите ребенка даже за маленькие успехи и помогайте справляться с негативными эмоциями, когда что-то идет не так. Это способствует росту уверенности в себе и устойчивости к трудностям, делает ее важным элементом внешней мотивации.
Важно помнить: каждый ребенок уникален, и подход к его мотивации должен учитывать индивидуальные особенности. Ваше искреннее участие и готовность помочь — вот что главное.
В сложных случаях, когда ребенок демонстрирует полное отсутствие мотивации чем-либо заниматься, может понадобиться консультация специалиста-психолога. Он поможет определить причины снижения стимулов и предложит стратегии работы над проблемой.
Хотя универсальных решений не существует, систематическое применение перечисленных советов поможет лучше понять ребенка и оказать необходимую поддержку в учебе.
Часто задаваемые вопросы об отсутствии мотивации
Важно понять, что отсутствие мотивации к развитию — это не приговор и не конец, а скорее призыв к действиям. Внимательное отношение к возникшим проблемам, грамотный подход и поддержка со стороны близких способны не только возродить интерес к учебе, но и заложить основу для здорового отношения к знаниям на долгие годы.
Как нестимулирование родителей влияет на их детей?
Демонстрируя отсутствие мотивации в повседневной жизни и профессиональной сфере, взрослые формируют отрицательный пример, которому ребята подсознательно подражают.
Усваивая подобное отношение к любой активной деятельности, в конце концов дети утрачивают интерес и к целям, их самооценка падает, они не испытывают желания преодолевать трудности.
Как распознать отсутствие стимулов к учебе у ребенка?
Признаки отсутствия или утраты мотивации включают:
- продолжительное ухудшение успеваемости (более месяца);
- нежелание выполнять домашние задания или затягивание с ними;
- отказ ходить в школу или частые пропуски занятий;
- на уроках нет активности;
- грусть или гнев, когда речь заходит об учебе;
- негативное отношение к школе;
- утверждения о бессмысленности учебы.
Как восстановить интерес к занятиям у младшего школьника?
Например, можно попробовать игровые подходы к обучению и системы поощрения, создание комфорта на рабочем месте, постепенное усложнение материала (от простого к сложному). Старайтесь чередовать виды деятельности.
Ключевое правило заключается в последовательности действий, в уважении особенностей детского восприятия и в терпении. Нельзя давить, но контролировать ситуацию однозначно нужно.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте //М.: Просвещение. — 2009.
- Собянина И. В. Проблема снижения и потери мотивации у младших школьников //Международный журнал Наука Плюс. — 2020. — №. 1. — С. 82-85.
- Яковлева М. И. Отсутствие мотивации к обучению-10 ошибок родителей //Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2018. — №. 1. — С. 57-63.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com