- Психология детской лжи
- Признаки детской лжи
- Уклонение от визуального контакта
- Нелогичное изложение
- Защитная реакция
- Чрезмерная суетливость
- Причины детской лжи
- 10 советов родителям, чьи дети лгут
- 4 способа привить ребенку правильные ценности
- Часто задаваемые вопросы о вранье детей
- В каком возрасте они получают первый опыт лжи?
- Нужно ли наказывать ребенка за вранье?
- Что прочесть о детской лжи?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Почему дети лгут? Одна из самых распространенных причин — страх наказания за проступок. Ребенок, боясь негативной реакции родителей или других взрослых, может прибегнуть ко лжи, чтобы избежать неприятностей.
Что нужно помнить? Ложь у детей не всегда является осознанным обманом, как у взрослых. Граница между вымыслом и действительностью у них ещё не четко определена. Ребенок может рассказывать неправду, не понимая, что это ложь, а просто перенося свои фантазии в реальность.
Психология детской лжи
Большинство родителей рассчитывают, что их чада вырастут порядочными, достойными людьми, для которых честность, правдивость — обязательные качества. Однако рано или поздно они обнаруживают, что девочки и мальчики умеют лгать. Это поистине травмирующее открытие. Хорошая новость: психологи утверждают, что через этот опыт обязательно проходит каждый.
Почему дети лгут старшим? Ложь может быть способом справиться с эмоциями, защитить себя или даже исследовать границы социальных норм, что может служить подводкой для гибких навыков, а затем отметить про страх наказания.
Но могут исказить факты, чтобы выставить себя в лучшем свете. Иногда ложью считают фантазерство, проявления богатого воображения. Поняв причину, взрослые должны сделать правильные выводы и реагировать адекватно. Хорошо, если в семье добрая и спокойная атмосфера и ребенок не боится сказать правду.
В процессе интеллектуального и эмоционального развития малыш может находить самые разные причины для лжи. Некоторые дети очень сообразительны и быстро понимают, что порой легче обмануть, чтобы решить проблему. Иногда они выдают желаемое за действительное, например, когда хотят произвести на сверстников выгодное впечатление. Либо используют ложь, хитрость, чтобы выглядеть более самостоятельным, компетентным.

Чтобы установить доверительные отношения с ребенком, необходимо понимать скрытые пружины его поведения. Известна классификация Г. С. Холла (американский педагог, психолог), объясняющая, почему дети лгут:
- Героическая или так называемый обман во благо. Когда ребенок неискренне уверяет, что ему нравятся занятия музыкой, он просто не хочет расстраивать маму или бабушку.
- Партийная, имеющая причиной хорошее или плохое отношение к чему-либо. Так ребенок может солгать в интересах того, кто ему нравится. Либо способен сказать неправду, чтобы значимый для него человек похвалил его. Также ребенок может оболгать того, кого считает своим врагом.
- Эгоистическая или обман ради собственной выгоды. Мотив — желание выделиться, заслужить похвалу, уйти от наказания.
- Фантастическая ложь, которая делает жизнь ярче и интереснее. Свойственна творческим натурам. Например, ребенок придумывает себе воображаемых друзей.
- Патологическая ложь, которая является признаком психической аномалии. В этом случае дети врут постоянно, без объяснимых причин, они испытывают бессознательную потребность обманывать всех вокруг.
Признаки детской лжи
Родителям часто не хватает знаний, чтобы понимать, когда дети обманывают. Если ложь становится привычкой, очень важно научиться ее распознавать, чтобы вовремя принять меры.

Существуют признаки, по которым можно определить, что ребенок пытается ввести вас в заблуждение, что-то скрывает.
Уклонение от визуального контакта
Один из самых явных признаков лжи. Ребенок не смотрит на собеседника, отводит глаза в сторону или вниз, потому что знает, что обманывать нехорошо. Однако иногда дети меняют взгляд, если их что-то отвлекает. Будьте внимательны к ребенку, и вы заметите, когда он ведет себя естественно, а когда напряжен и прячет взор.
Нелогичное изложение
Непоследовательность в словах ребенка — признак лжи. Его рассказ противоречив, лишен ясного сюжета, детали не соответствуют друг другу. Если вам кажется, что ребенок лжет, анализируйте его речь, найдите несоответствия. Переспрашивайте: выдуманные подробности забываются, он сочиняет их заново.
Защитная реакция
Уличенный во лжи, ребенок может занять оборонительную позицию, проявлять агрессию и упрямство, настаивая на своей версии событий. Так, боясь гнева родителей за испорченную дорогую вещь, он будет обвинять брата/сестру.
Чем очевиднее для вас его вина, тем яростнее он ее отрицает. Это только доказывает, что он лжет.
Чрезмерная суетливость
Ребенок солгал, но интуитивно чувствует, что какая-то случайность может его выдать. Он боится и нервничает, что проявляется в языке тела. Ребенок не умеет контролировать бессознательные движения и излишне суетится.
Признаки нервозности — постукивание пальцами, переминание с ноги на ногу. Ребенок теребит прядь волос или игрушку, навязчиво крутит что-то в руках. Особенно явно он суетится, когда его спрашивают о чем-то конкретном. Описанные мелкие признаки свидетельствуют, что именно в этом пункте он говорит неправду.
Только понимание, терпение, мягкое обращение могут приучить ребенка не бояться говорить истину, даже если он в чем-то виноват.
Чтобы понять, почему дети лгут, нужно уметь точно улавливать моменты, когда именно ребенок обманывает, и сопоставлять их с происходящими событиями. Признаки неправды:
- ребенок переспрашивает, как будто не понимает, о чем речь;
- пытается увести ваше внимание от опасной темы, переводит разговор на другой предмет, делает вид, что заинтересовался игрушкой;
- трогает руками нос, губы, теребит ухо;
- изображает непринужденность: крутится, неуместно хихикает, балуется, глупо улыбается;
- слегка заикается, откашливается, сглатывает слюну, испытывает жажду;
- не смотрит собеседнику в глаза, нарочно делает «честный взгляд», учащенно моргает;
- теребит пальцами какой-либо предмет.
Обратите внимание, нет ли в рассказе ребенка противоречий, оцените, насколько он логичен. Говоря неправду, он часто отвечает просто «да», «нет», «не знаю» либо дает непонятные путаные объяснения.
Причины детской лжи
Ложь у детей — это естественный процесс, который сигнализирует о том, что дети осваивают социальные нормы, эмоциональные реакции и способы справляться с трудностями. Понимание мотивов детской лжи помогает родителям и педагогам не только корректировать поведение, но и укреплять доверительные отношения.
- Страх наказания. Как и взрослые, дети лгут, пытаясь отвести от себя неприятности либо ответственность. Вместо того, чтобы объяснить свой поступок или извиниться, они предпочитают упорно скрывать правду.
- Стремление вызвать симпатию. Дети хотят нравиться окружающим, они могут преувеличивать свои положительные качества и заслуги.
- Жажда необыкновенного. Дети с творческим воображением могут представить себя героями сказочных приключений, необычных историй. Им нравится быть не как все, их не устраивает рутина.
- Потребность во внимании. Испытывая недостаток тепла и заботы от окружающих, дети лгут, чтобы взрослые наконец их заметили. Их не волнует, что обман выйдет наружу.
- Влияние среды, подражание. Дети лгут, пытаясь быть похожими на одноклассников, друзей, либо подчиняясь влиянию среды, субкультуры. Они могут многое скрывать от родителей, чтобы их считали «своими», соответствовать нормам сообщества.
10 советов родителям, чьи дети лгут
- Зная, почему дети лгут, исключите факторы, которые зависят от вас.
Сделайте так, чтобы ребенок вам доверял. Демонстрируйте свою откровенность. Делитесь опытом, историями. Не спешите осуждать и ругать ребенка за неправильные поступки. Вспомните собственные ошибки и будьте терпеливы. Хуже всего — угрожать наказанием или ухудшением условий жизни. В следующий раз он ни за что не признается, из-за чего может попасть в неприятности.
- Проанализируйте, какие обстоятельства заставляют ребенка скрывать правду.
Возможно, дело в особенностях семейного уклада, в ваших предрассудках, высоких требованиях. Может быть, ребенок не справляется с учебной нагрузкой, ему не дается какой-то предмет. Постарайтесь узнать причину, наладить взаимопонимание и избавить его от необходимости выкручиваться.
- Объясните ребенку, почему вам не нравится обман.
Откройте ему истину, что ложь — это не выход, так как она приводит к еще более тяжелым последствиям. Расскажите, что нечестный человек теряет уважение и доверие окружающих. Для сравнения приведите примеры, когда правда и откровенность помогали преодолеть проблемы.
- Научите ребенка основам самопознания.
Он должен понимать, что его эмоции нормальны и естественны, и не нужно прибегать ко лжи, чтобы их скрыть. Ребенок, не умеющий проявлять чувства, испытывает стресс.

Его могут одолевать страх, стыд или негодование. Научите его говорить об этом — это способ справиться с напряжением и получить поддержку.
- Развивайте у ребенка очень важное для жизни чувство ответственности.
Что это значит? Что у него всегда есть выбор. И что он должен сам отвечать за последствия того или иного решения. Это приучает к самостоятельности и обдумыванию своих действий.
- Сделайте так, чтобы хорошие, честные поступки имели положительные и выгодные последствия для ребенка.
Покажите, что вы считаете его взрослым и самостоятельным человеком, которому можно доверять и с которым следует считаться.
- Будьте тем, которому ребенок хочет подражать.
Поступайте в соответствии со своими убеждениями. Честно и порядочно, имейте мужество признавать ошибки и промахи. На самом деле вы — самый большой авторитет для ребенка и от вашего поведения зависит, как он будет поступать.
- Учите ваших детей извлекать пользу от общения с людьми, слушать и понимать собеседника.
Навыки эффективной коммуникации дают внутреннюю свободу, легкость в контактах, вызывают симпатию окружающих, облегчают решение проблем. Ложь не нужна, если умеешь правильно построить разговор.
- Налаживайте хорошие отношения с ребенком.
Вы должны доверять друг другу. Любовь, поддержка, уважение — это и есть счастье. Не жалейте времени на общение с ребенком. Уделяйте внимание не только развлечениям, но и серьезным разговорам о том, что волнует.
- Воспользуйтесь помощью специалиста (детского, семейного психолога), если собственные усилия не принесли желаемого результата.
Профессионал обнаружит ваши педагогические ошибки, разберет причины, по которым ребенок продолжает обманывать. Специалист подберет методику, подходящую для семейной ситуации. Вы и ребенок научитесь обсуждать ваши проблемы и эффективно их устранять.
Книга Пола Экмана «Почему дети лгут» объясняет, что все проходят опыт обмана. Задача родителей заключается в том, чтобы это не стало основным принципом жизни ребенка. Если воспитательный процесс в этом смысле зашел в тупик, без помощи психолога не обойтись. Отрывочных знаний или нескольких книг недостаточно. Специалист поможет понять уникальную индивидуальность ребенка и подберет для занятий с ним оптимальную методику.
Важно понимать, что родители являются активными участниками процесса. Их задача — создание в семье обстановки, в которой ребенок будет чувствовать себя по-настоящему свободно, спокойно и уверенно. Он должен верить в то, что родители его поддерживают и готовы бороться за его эмоциональное и психическое благополучие.
Родители должны быть «в теме», развивать собственную эмоциональную грамотность и учить этому ребенка. Также они должны демонстрировать ответственность за свои решения.
Детство — лучшее время для получения и закрепления полезных навыков на всю жизнь. Доказывая собственным примером преимущества честности, открытости и ответственности, родители прививают ребенку навыки эффективной коммуникации, которые помогут достигать поставленных целей.
4 способа привить ребенку правильные ценности
Если не хотите, чтобы дети лгали, докажите им, почему честность и открытый диалог — гораздо лучший и более выгодный способ коммуникации. Ребенок с вашей помощью должен понять, что обман всегда приводит к худшим последствиям для целого круга людей.

Как практически прививать честность детям? Приведем советы специалистов:
- Уделяйте внимание этому вопросу с самого раннего возраста. Это не потребует больших усилий, так как малыш впитывает, считывает ваше поведение автоматически. Ребенок, которому предстоит жить в социуме, первым делом должен осознать, что для его желаний существуют определенные границы, и они связаны с другими людьми. Например, брать чужое нельзя, делать это тайком — нечестно. Если что-то обсуждается, нужно говорить правду, так как это может помочь кому-то.
- Чтобы ребенок понял значение честности, научите его ставить себя на место другого. Задайте ему простые вопросы: «Что ты почувствуешь, когда тебе соврут?» или «Почему ты считаешь, что нужно быть честным?» Так вы донесете до его сознания важную мысль: в социуме люди зависят друг от друга, и даже маленькая ложь может навредить многим.
- Познакомьте ребенка на практике с понятием эмпатии, которое неотделимо от честности. Большую помощь в этом может сыграть литература, как художественная, так и историческая. Кроме того, демонстрируйте свою эмпатию, сочувствие к знакомым, родственникам и просто тем, кто в этом нуждается.
- Разбирайте на примерах из литературы, кино и реальности пагубные последствия лжи. Пусть ребенок узнает, как обман и нечестность разрушают не только семьи, но и жизни. Он должен понять и почувствовать, что открытость, чистая совесть, отсутствие страха и умение отвечать за себя — это условия комфорта среди людей. Человек, которому доверяют, всегда пользуется симпатией и поддержкой окружающих.
Часто задаваемые вопросы о вранье детей
Причины детской лжи тщательно изучены специалистами. Дети обманывают не от испорченности. Истинные причины — страх наказания, дефицит внимания со стороны родителей, желание подражать кому-то. Столкнувшись с ложью ребенка, взрослые невероятно расстраиваются и даже впадают в панику, не зная, что делать.
В каком возрасте они получают первый опыт лжи?
Осознанно обманывать окружающих, находя для этого «уважительные причины», дети начинают в 1-2 классе школы. В возрасте 3-5 лет, детская ложь часто связана с воображением, а не с намерением ввести в заблуждение. А с 1-2 класса дети начинают понимать социальные нормы и могут лгать, чтобы избежать наказания, угодить взрослым или получить выгоду.
Нужно ли наказывать ребенка за вранье?
Просто за факт обмана — бессмысленно. Родители должны понять причину детской лжи. Возможно, у ребенка проблемы, которые он не может разрешить. Долг родителей — помочь ему в этом, убрав почву для лжи. Если это прием для привлечения к себе внимания, значит, ребенок испытывает дефицит заботы и тепла. В этом случае не заостряйте внимание на факте обмана. Просто скорректируйте свое поведение.
Что прочесть о детской лжи?
Автор книги «Почему дети лгут?» Пол Экман признан в мире авторитетным специалистом по психологии малышей. Если у ребенка возникла эта проблема, издание будет очень полезно.
Также можно посоветовать книгу Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”. Эта книга о том, как выстроить доверительные взаимоотношения с детьми. Она учит родителей говорить с детьми таким образом, чтобы избежать конфликтов и создать атмосферу, в которой ребёнок не боится быть честным.
Будет также полезной книга Юлии Гиппенрейтер “Общаться с ребёнком. Как?” В ней затрагиваются разные аспекты детского поведения, включая ложь, и автор дает советы, как общаться с ребёнком без давления, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
Наказывать сгоряча — плохая идея. Теперь вы знаете, что через это проходят все дети без исключения. Важно закрепить в сознании ребенка преимущества честности и ответственности, адекватные паттерны поведения. Поможет ваш личный пример и специальная литература, а в запущенных случаях — опытный детский или семейный психолог.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Кунанбаева Д. Р. Причины вранья у детей //Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. — 2018. — С. 183-186.
- Нещадимова Л. Е. Почему дети лгут //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. — С. 31.
- Орлова Е. Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия. — Питер, 2017.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com