- Что делать, если ребенок расстроен из-за оценок
- Советы взрослым, как себя вести во время истерики у ребенка
- Резонируйте
- Практика
- Реагируйте
- Что нельзя говорить расстроенному ребенку
- Часто задаваемые вопросы о расстройстве ребенка
- Как помочь с точки зрения психолога?
- Что делать, если ребенок расстраивается из-за проигрыша?
- Что делать, если ребенок расстраивается из-за неудач?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как понять? Расстроенный ребенок может ярко проявлять свои эмоции, вплоть до истерики, но так бывает не всегда, особенно с подростками. Внимательные родители замечают перемены в настроении по тону голоса и мимике.
Что делать? Перед тем как помогать ребенку, важно обратить внимание на свои чувства, готовы ли вы сейчас оказать поддержку другому. Если вы реагируете на его расстройство раздражением или тревогой, это только усилит его негативные эмоции. Сделайте пару вдохов и выдохов, затем вы можете подобрать фразу, чтобы начать диалог «Я вижу, что ты расстроен. Давай разберемся, что случилось.»
Что делать, если ребенок расстроен из-за оценок
- Дать выразить чувства.
Важно предоставить ребенку возможность проявить эмоции, когда он делится своим опытом неудачи на уроке. Позвольте ему плакать, если он уже льет слезы, и оставайтесь рядом в этот момент. Обнимите его, держите за руку или просто оставайтесь в его поле зрения, чтобы он мог обратиться к вам, когда почувствует себя лучше.
- Оказать поддержку.
Это является ключевым аспектом родительского воспитания. Это означает, что родитель должен продемонстрировать, что считает проблемы ребенка важными и проявляет внимание к тому, что с ним происходит. Поддержка подразумевает уверенность чада в том, что взрослый не оставит его в трудную минуту и поможет разобраться с возникшей ситуацией. Таким образом, вторым важным шагом является помощь ребенку. Убедите его в том, что он ценен и любим, независимо от его школьных оценок.
- Разбор полета.
Не стремитесь сразу решить проблему. Нам может казаться, что мы, как взрослые, знаем, как поступить, но ребенку важно самому найти этот путь, что также может отразиться на его способности проявлять самостоятельность и вселяет веру в себя.
Часто детям нужно, чтобы их просто выслушали, а не чтобы за них решили проблему. Вы можете помогать ребенку вопросами «А как бы ты поступил? Если ты сделаешь это, что будет?» это поможет ребенку анализировать последствия принятых решений.
Спросите ребенка о том, что произошло на уроке, его ответах и замечаниях учителя. Обсудите конкретные ошибки и недостатки, указанные педагогом, и проработайте их вместе.

Чтобы успокоить ребенка, расширьте его понимание мира, объяснив, что результаты могут быть недостаточными, несмотря на усилия. Учите его направлять усилия и сосредотачиваться на заданиях. Оценка должна восприниматься как обратная связь для выявления недостающих навыков.
Совместное обсуждение поможет определить направление работы. Важно помнить, что качественные результаты требуют времени и усилий. Это нужно понимать взрослым и детям.
Обучайте ребенка адекватной самооценке и реальным ожиданиям, поддерживая его словами о том, что четверка — тоже хорошая оценка. Каждый день говорите ободряющие фразы, такие как «Я тебя люблю» и «Я горжусь тобой», чтобы дать психологическую помощь и укрепить доверие. Ищите подходящие моменты для этих выражений, чтобы они стали частью ежедневного общения.
Советы взрослым, как себя вести во время истерики у ребенка
Когда она начинается, важно оставаться рядом и уделить несколько секунд его поведению. Это поможет понять, пытается ли он самостоятельно справиться с проблемой и успокоиться. Наблюдение за его реакцией может дать вам ключ к вопросу, почему ребенок расстроен.
Все дети справляются с эмоциями по-разному. Учитывайте возраст, характер и темперамент ребенка, подбирая подходящий способ поддержки.
Если ребенку удалось самостоятельно успокоиться, восхититесь его способностью развивать навык саморегуляции и оставайтесь рядом, готовым помочь, если он в этом нуждается. Однако если малыш не может прийти в себя и испытывает сильные эмоции, такие как расстройство, злость, тревога, если он пытается убежать, это сигнализирует о необходимости в эмоциональной поддержке. В таких случаях попробуйте выполнить следующие два шага:
Резонируйте
Начните взаимодействие с ребенком с невербального отклика, так как в состоянии перевозбуждения он плохо воспринимает слова. Используйте эмоции, интонацию и язык тела, чтобы передать поддержку и показать, что понимаете его переживания. Это поможет создать атмосферу спокойствия и уравновешенности.
Садитесь рядом с ребенком или опускайтесь перед ним для близкого контакта. Обратите внимание на взгляд и интонацию, чтобы создать поддерживающую атмосферу. Следите за реакцией малыша, чтобы понять, помогает ли это ему.
Если ребенок не против, можно осторожно прикоснуться, например, положить руку на плечо. Иногда ваше молчаливое присутствие, наполненное любовью и заботой, является лучшей поддержкой.
В процессе невербального взаимодействия мы можем спонтанно произносить слова, которые отражают наши настоящие чувства, такие как «Как это несправедливо!», «Я бы тоже расстроилась, понимаю как обидно!», «Ох, мой милый малыш» или «Ах, как это тяжело». Эти короткие, мягкие и принимающие фразы помогают установить связь.
Но основное значение резонанса заключается в невербальном передаче принятия и присутствии рядом с расстроенным ребенком. Важно не только то, что вы говорите, но и как это делаете. Ваше эмоциональное состояние и способ общения играют ключевую роль в создании атмосферы поддержки.
Практика
Вспомните момент, когда вам было трудно сдерживать свои эмоции, и кто-то оказал поддержку простым безоценочным присутствием. Этот человек не пытался решить ваши проблемы или уговорить отказаться от своих чувств, он просто находился рядом, демонстрируя симпатию через язык тела.
Скорее всего, это принесло вам значительное облегчение. Если такой опыт не приходит на ум, попробуйте представить его. Визуализируйте доброе лицо надежного друга или даже любимого питомца, который своим присутствием дает понять, что вы не одиноки.
Реагируйте
Первый эмоциональный этап подготавливает ребенка к следующему, где вы выясняете, как восполнить его физические и эмоциональные ресурсы. Задайте себе вопрос о том, что нужно для стабилизации его состояния. Если ребенок может выразить потребности, спросите, чем помочь. Если нет, подумайте о простых вещах, которые могут ему понадобиться, таких как перекус или отдых. Обратите внимание на возможность поддержки через жесты, объятия или слова утешения.
После невербального общения важно ответить ребенку на понятном языке, используя эмпатичный тон для описания его переживаний. Когда его возбуждение утихнет, объясните простыми словами, что происходит, чтобы помочь ему понять свои эмоции. Задайте себе вопрос о причинах его сильных чувств: возможно, он ожидал одного, а получил другое. Обсудите этот разочаровывающий опыт, чтобы ребенок смог осознать и обработать свои эмоции.

Используйте фразы вроде «О, ты ожидал одного, а получил другое!» , «Я понимаю, почему ты так думаешь. Ты старался, и тебе обидно, что это не оценили», «Я вижу, как это тебя расстраивает», чтобы помочь ребенку осознать свои чувства и понять, что его эмоции нормальны. Эти выражения создают пространство для обсуждения его переживаний.
Мягко указывайте на возможные триггеры, например, «Твое печенье упало, это неожиданно!» Главное — признать проблему и выразить ее словами с сочувствующим и нейтральным тоном, что поможет ребенку почувствовать поддержку и спокойствие.
Слова играют важную роль в том, чтобы способствовать осмыслению им своего опыта и научиться использовать понятия для понимания своих переживаний. Ваша цель заключается не в том, чтобы решить проблему или исправить ситуацию, а в том, чтобы показать ребенку, что вы настроены на него и понимаете его чувства.
Что нельзя говорить расстроенному ребенку
Рассмотрим ситуацию, когда чадо подходит к маме, чтобы поделиться своей бедой. В первую очередь ему нужна поддержка в управлении своими эмоциями. Он испытывает сильные чувства и не может справиться с ними самостоятельно, поэтому ищет помощи взрослого. Мама может активно включиться в решение проблемы, высказывая свое мнение или реагируя привычным для себя образом.
Если она игнорирует его бушующие эмоции, это может привести к тому, что ребенок не почувствует себя понятым. Чтобы продемонстрировать это на примерах, можно представить такие ситуации:

Сын жалуется на одноклассников, которые его обидели, и ребенок очень расстроен. Если мама скажет «Не расстраивайся! Выкинь из головы!», то это обесценивает чувства и может усилить его гнев и разочарование. Вместо этого важно признать его эмоции, например, сказать: «Мне жаль слышать, что тебя обидели. Это неприятно. Давай поговорим об этом». Это покажет ребенку, что его переживания важны и имеют значение.
Фраза «Не все происходит так, как мы хотим» может звучать с нотками превосходства и восприниматься чадом как обесценивание его чувств. Такой подход может увеличить дистанцию между ним и взрослым. Вместо этого лучше сказать: «Я понимаю, это может быть трудно. Ты не один, и я здесь, чтобы тебя поддержать». Это более эмпатичное выражение поможет ребенку почувствовать, что его переживания важны и что он не один в своих трудностях.
Фраза «Скажи им, что ты — личность!» способна восприниматься как непрошенный совет, что обесценивает чувства и создает ощущение бессмысленности переживаний. Такой подход может усилить эмоциональные страдания и недопонимание. Вместо этого лучше сказать: «Я вижу, что ты расстроен. Давай поговорим об этом. Как ты себя чувствуешь?» Это позволит ребенку выразить свои эмоции и почувствовать поддержку, а не давление.
Фраза: «Ну как же так? Как ты это допустил? Ты разве не понимал, что этим и закончится?» представляет собой критику, которая зачастую только усугубляет ситуацию. В такие моменты, когда ребенку уже тяжело из-за произошедшего, подобные замечания могут вызвать у него чувство вины и стыда. Вместо поддержки они создают дополнительное давление.
Фраза: «Да ты, наверное, сам виноват. Не стали бы они зря тебя обижать» действует как соль на рану. Дети и так часто склонны обвинять себя в неприятностях, и такие слова лишь усиливают их негативные чувства. Это может вызвать у ребенка ощущение вины и стыда, что заставляет его закрыться и больше не делиться своими переживаниями.
Фраза: «Бедняга, это ужасно! У меня сердце разрывается» может вызвать у ребенка ощущение беспомощности. В такой реакции он может осознать, что его чувства становятся проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Это способно усилить его страдания, поскольку он начинает ощущать вину за то, что вызывает такие эмоции у других.
Фраза: «А я с самого начала знала, что так и будет!» может восприниматься ребенком как попытка отобрать у него его историю и игнорировать его чувства. В этом случае взрослый, выражая свое «всезнайство», фактически оправдывает неприятности, что может привести чадо к еще большему расстройству.
Все случаи непринятия чувств ребенка постепенно подрывают его доверие к родителям. Со временем он может начать избегать обращения к ним со своими проблемами, уверенный в том, что его не поймут. В этом контексте он будет прав, потому что, если взрослые не принимают и не валидируют его эмоции, то он чувствует себя одиноким в своих переживаниях.
Такое недоверие может привести к тому, что расстроенный ребенок будет искать поддержку и понимание вне семьи, что способно затруднить его эмоциональное развитие и сделать его более уязвимым.
Если регулярно запрещать ребенку испытывать эмоции, обесценивать и отрицать нормальность его реакций, в конечном итоге он начнет так же обращаться с собой. Это может привести к тому, что человек вырастет, так и не научившись справляться с чувствами.
Он будет ощущать что-то, но не сможет понять, что именно, и не будет готов выразить свои мысли словами. Это состояние называется алекситимией, и оно может иметь множество негативных последствий. К ним относятся проблемы во взаимоотношениях с окружающими, так как человек не умеет делиться своими чувствами и потребностями.

Также могут возникать психосоматические расстройства, когда эмоциональные проблемы проявляются через физические симптомы.
Как же правильно реагировать на сильные эмоции другого человека, которому хочется помочь?
- Принять. Позвольте ему выразить свои чувства. Внимательно слушайте, кивайте головой и говорите «угу» — даже если это звучит банально. Дайте ребенку возможность просто выговориться. Это поможет ему почувствовать себя понятым и поддержанным.
- Назвать эмоцию. После того как ребенок выскажется, постарайтесь озвучить его эмоцию. Это может быть простым, но очень эффективным шагом. Скажите, например: «Ты сейчас очень расстроен» или «Тебе было неловко». Это поможет ребенку осознать свои чувства, и само по себе знание, что его переживания имеют название, может быть успокаивающим.
- Позволить. Покажите, что его реакция естественна и совершенно нормальна. Это можно сделать, молча сопереживая, или словами, например: «Я понимаю тебя» или «Это действительно очень обидно». Такой подход помогает ребенку почувствовать, что его чувства принимаются, и что он не один в своих переживаниях.
Такой подход станет отличным началом беседы, поможет снизить эмоциональный накал и укрепит доверие между вами и малышом. Только после того, как он почувствует поддержку и понимание, можно переходить к более детальному и конкретному обсуждению проблемы, если в этом все еще будет необходимость. Это позволит ему открыться.
Часто задаваемые вопросы о расстройстве ребенка
Ребенку, как и взрослому, важно, чтобы его чувства были приняты без осуждения, а советы предлагались только по запросу. Вы можете прямо спросить, нужна ли ему поддержка в данный момент.
Как помочь с точки зрения психолога?
Установите прямой визуальный контакт с ребенком. Если вам позволяет время, выделите 5 минут не отвлекаясь на посторонние дела, сконцентрируйте все внимание на ребенке. Это научит его, в свою очередь, быть внимательным к своим чувствам, даст ощущение понимания, что его слушают и слышат. Ребенку не всегда нужно много времени, чтобы его утешали, уделив качественно 5 минут на проблему, вы можете помочь ему в дальнейшим самому справляться с трудностями
Важно, чтобы он чувствовал, что вы разделяете его эмоции и искренне сопереживаете ему. В общении используйте следующие фразы, чтобы установить доверительный контакт: «Мне кажется, с тобой что-то происходит в последнее время. Хочешь со мной поделиться?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Как думаешь, с чего все началось?», «Что произошло потом?» и «Что ты при этом подумал или почувствовал?». Эти вопросы помогут открыться и выразить свои чувства.
Что делать, если ребенок расстраивается из-за проигрыша?
Важно подготовить его к тому, что конечный результат может не совпадать с ожиданиями.
Задача родителя — показать ребенку, что его ценность не зависит от результатов, поддержать его усилия и научить справляться с разочарованиями. Это укрепит его уверенность в себе и поможет ему легче переживать трудные моменты. Можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе грустно из-за проигрыша.
Это нормально расстраиваться, когда что-то не получается. Но знаешь, мне понравилось, как ты старался. Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы в следующий раз было легче. Я уверен, что у тебя всё получится, потому что ты упорный и способный.»
Создание такого фундамента помогает сформировать две важные мысли. Во-первых, не всегда удается достичь задуманного с первого раза. Во-вторых, если ребенок хочет получить определенный результат, ему необходимо приложить усилия и стремиться к его достижению. Эти уроки помогут развить у него настойчивость и понимание процесса достижения целей.
Что делать, если ребенок расстраивается из-за неудач?
Родителям следует избегать излишне эмоционального объяснения своего видения жизни или, тем более, поучений. Ребенок должен видеть перед собой спокойных, разумных и уравновешенных близких, особенно в моменты огорчения и разочарования.
Часто дети испытывают расстройство из-за недостатка опыта в анализе неприятных ситуаций с разных точек зрения и в поиске альтернативных решений проблем. Поддержка родителей в этом процессе поможет развить навыки критического мышления и эмоциональной устойчивости.
Поверьте, когда его эмоции принимаются, ему становится значительно легче осознавать, что его понимают. Он может продолжать грустить, но это не умаляет вашей поддержки. Так дети учатся самостоятельно справляться с чувствами. Это важный навык на пути к взрослой жизни.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей. — Манн, Иванов и Фербер, 2014.
- Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как?. — Litres, 2009.
- Ильчукова Н. В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ //ББК 72 Ф31. — 2006.
Изображение в шапке статьи: Drazen Zigic / freepik.com