Заказать звонок

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

12.03.2025
693
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 12.03.2025
Сохранить статью:
Развитие эмпатии у детей

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспитания здоровой личности. Человек, умеющий сострадать, будет более успешен в жизни, так как умеет понимать чужие эмоции, проявлять сочувствие и правильно реагировать на поведение окружающих.

На что обратить внимание? Чтобы развить эмпатию у ребенка, нужно говорить с ним сначала о его потребностях и чувствах, а потом и об эмоциях других людей. Важно общаться со сверстниками, играть с друзьями и оказывать им помощь. Также полезным будет привлекать к заботе о младших братьях и сестрах, животных или растениях.

Что такое эмпатия и для чего она нужна

Эмпатия — это уникальная способность человека распознавать, понимать и разделять переживания других людей. Личность, обладающая развитой эмпатией, остро реагирует на чувства и эмоции окружающих, словно переживая их. Однако эмпатия не всегда подразумевает активные действия или оказание помощи. Зачастую ее проявление ограничивается глубоким пониманием эмоционального состояния другого человека.

Что такое эмпатия и для чего она нужна
Источник: peoplecreations/ freepik.com

Существует несколько видов эмпатии:

  • когнитивная эмпатия — это осознанное восприятие эмоционального состояния другого человека, основанное на рациональном анализе ситуации и сопоставлении ее с собственным опытом;
  • эмоциональная эмпатия — это способность непосредственно переживать чувства другого человека как свои собственные;
  • действенная эмпатия — это не только понимание и сопереживание, но и активное участие в решении проблем другого человека, выражающееся в конкретных действиях.

Развитие эмпатии у детей — это залог их гармоничного развития. Маленький человек, способный понимать чувства других, с большей вероятностью будет успешным в учебе, карьере и личной жизни.

Если ребенок не способен распознать эмоции людей, то он также испытывает трудности с пониманием своих собственных чувств. В результате он может нарушать личные границы окружающих, ему сложно определить свои желания и понять причины своего недовольства. Отсутствие эмпатии затрудняет общение и сотрудничество с окружающими.

Данное качество оказывает воздействие на эмоциональный фон человека и помогает ему:

  • глубоко понимать свои эмоции, а также осознавать их причины и последствия, учиться управлять ими и находить внутреннюю гармонию;
  • развивать межличностные навыки для создания крепких связей с друзьями, родителями и со своей семьей;
  • налаживать деловые отношения. Успешный руководитель умеет выстраивать доверительные отношения, проводить продуктивные встречи, убедительно аргументировать свою позицию и мотивировать команду.

И наоборот, без способности сопереживать человек оказывается одинок, отвергнут обществом и не может найти своего места в жизни. А ведь именно близкие отношения являются одним из главных источников счастья. Разве не этого мы желаем своим детям?

Отсутствие эмпатии часто приводит к конфликтным ситуациям ребенка со сверстниками и родителями, так как ему сложно понимать свои и чужие чувства, присоединяться к чувствам других, входить в их положение. Эмпатия является залогом качественной коммуникации и доверительных отношений.

В каком возрасте начинает развиваться эмпатия

Эмпатия не является врожденным качеством, а формируется в процессе воспитания. Ее основы закладываются в раннем детстве.

Однако, высокочувствительные дети интуитивно становятся эмпатичными, это заметно еще в раннем возрасте. Обычно такие дети проявляют эмпатию ко всему живому, а также к игрушкам, которые дороги. Могут считывать эмоции родителей и брать на свой счет. Таким детям важно прокачивать навык эмпатии с позиции умения отделять свои и чужие чувства.

Формирование эмпатии у малыша происходит поэтапно:

  • В первые годы жизни (0–4 года) ребенок активно изучает мир эмоций. Начинается этот процесс с анализа собственных чувств. Постепенно малыш переходит к пониманию эмоциональных состояний других людей. Так, например, услышав плач сверстника, может присоединиться к нему, демонстрируя способность к чувствам.

Как только ребенок научился говорить и стал активно изучать мир вокруг, у него появляется интуиция на эмоции других. Он уже понимает, когда мама и папа счастливы, а когда расстроены.

  • У детей старшего дошкольного возраста (4–7 лет) ярко выражена способность к эмпатии по отношению к окружающим. Несмотря на то, что малыш может не обладать навыками выражения сочувствия или радости в полной мере, он непременно будет испытывать эмоциональную отзывчивость.
  • Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) демонстрируют способность не только распознавать и оценивать эмоциональное состояние окружающих, но и оказывать поддержку, утешение и давать полезные советы. Они проявляют эмпатию к близким людям.
В каком возрасте начинает развиваться эмпатия
Источник: prostooleh/ freepik.com

В среднем до трехлетнего возраста дети не обладают развитыми навыками эмпатии. Однако к 6–7 годам и в школьном возрасте, наблюдая за взрослыми и подражая их социальному поведению, они активно приобретают эмоциональный опыт и формируют эмоциональный интеллект.

Японцы, например, придерживаются мнения, что становление личности ребенка происходит преимущественно до трех лет, а последующие годы направлены на коррекцию поведения. Уже в 10 лет ребенок вступает в ранний подростковый период. Именно поэтому уделяется большое внимание развитию эмпатии в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить формирование эгоистичных черт характера.

Это помогает справиться с эгоцентризмом, который присущ всем детям, но не должен быть активен во взрослом возрасте. Здесь на помощь также приходит развитие эмпатии.

Признаки и причины отсутствия эмпатии у ребенка

Беспокоитесь о том, что у вашего ребенка проблемы с эмпатией? Обратите внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать о необходимости развития этого важного социального навыка:

  • Ребенок испытывает трудности в групповой деятельности. Он нетерпим к чужому мнению и склонен к авторитарному поведению.
  • Не осознает личных границ других людей, что проявляется в отбирании игрушек, порче чужих вещей и отсутствии чувства вины за свои поступки.
  • Не способен сопереживать другим, испытывает трудности с извинениями. Для него попросить прощения — это пустой звук, формальность, чтобы угодить взрослым.
  • Не проявляет сочувствия родителям, даже после доверительных разговоров. Отсутствие эмпатии выражается в пассивности: дети не интересуются жизнью взрослых, не задают вопросов об их состоянии.
  • Демонстрирует агрессивное поведение по отношению к сверстникам: оскорбляет их, унижает за внешние недостатки.
  • Может причинить вред домашнему животному, ударив его или сильно прижимая к себе, даже несмотря на протесты.

Недостаток эмпатии может быть обусловлен следующими факторами:

  • Психологические травмы: последствия травли, пережитые шоковые состояния.
  • Семейные конфликты: ссоры между родителями, взаимные оскорбления.
  • Семейные кризисы: развод родителей, появление нового члена семьи (отчима или мачехи).
  • Неблагоприятные семейные обстоятельства: проблемы с алкоголем у родителей, физическое насилие в семье.

Неразрешенные психологические проблемы маленького человека часто ведут к нервным срывам и депрессии. Только после того, как он справится с этими негативными эмоциями, можно начинать развивать в нем эмпатию.

Как развить эмпатию у ребенка

Психологи рекомендуют родителям обучать детей следующим навыкам для развития эмоционального интеллекта:

Заботиться о младших

Когда в семье появляется другой малыш, старшему ребенку можно аккуратно поручать простые задачи по уходу за ним. Например, научить его распознавать, чего хочет маленький, по звукам, которые он издает. Однако важно помнить, что такие поручения не должны быть слишком сложными. Всегда будьте рядом, готовые помочь и поддержать старшего ребенка, чтобы он не чувствовал себя перегруженным. Тут стоит учитывать желание самого ребенка.

Ухаживать за младенцем — это не обязанность старшего ребенка, это обязанность родителей. Ребенок сам вправе решать хочет ли он позаботиться о малыше, инициатива должна быть от него. Так же не стоит инициативу пресекать — уронишь, не сможешь, лучше я сделаю. Так это это может привести к обратному эффекту и регрессу эмпатии.

Замечать чувства других

Увидев расстроенного ребенка на площадке, предложите своему малышу поддержать его добрым словом или жестом. Затем обсудите с ним, почему тот может плакать. Когда вашему ребенку нужно извиниться, попросите его представить, что чувствует обиженный человек. Чтобы развить эмпатию у детей раннего возраста, используйте игры. Например, расскажите сказку о том, как у мишки потерялся любимый мячик, и спросите, как бы они себя чувствовали на месте мишки.

Заботиться о животных и растениях

Не обязательно заводить дома питомца или выращивать цветы. Простые прогулки по городу помогут вам обсудить с ребенком чувства животных и растений. А если у вас уже есть питомец, то ежедневный уход за ним станет еще одним прекрасным действием для развития эмпатии.

Вместе взгляните на растения: когда их не поливают, они вянут. Объясните ребенку, что то же самое происходит с людьми. Если не проявлять доброту к окружающим, они будут грустными и обиженными, как увядшие цветы.

Регулярно проводить время со сверстниками и друзьями

Общение с ними помогает научиться дружить, поддерживать и помогать. Вместе смотрите мультфильмы, фильмы и читайте сказки. При этом останавливайтесь на моментах проявления чувств героев и задавайте вопрос — как ты думаешь что он чувствует? Почему он так себя чувствует? как бы ты чувствовал себя на его месте?

Также родители сами должны быть основным примером для подражания. Не стоит бояться поговорить с ребенком о том, что вас расстроило или обрадовало. Это поможет ему лучше понять свои собственные эмоции.

Упражнения и игры на развитие эмпатии

Игра — это самый естественный способ обучения детей. Развивать эмпатию у ребенка лучше всего через игру. Причем играть можно как вдвоем, так и в компании других детей и взрослых.

  • «Обезьяна и зеркало».

Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Один из них становится «зеркалом», а другой — «обезьянкой». «Обезьянка» показывает различные эмоции, а «зеркало» старается скопировать их как можно точнее. Затем участники меняются ролями. Эта игра помогает малышу научиться не только выражать свои эмоции с помощью мимики, но и понимать, что чувствуют другие люди.

  • «Угадай чувство».

Участники игры по очереди изображают разные чувства, а остальные пытаются их угадать. Для старших детей можно использовать карточки с названиями эмоций. Игроки постоянно меняются ролями.

  • «Телефон».

Участники игры разыгрывают телефонные разговоры, используя игрушечные телефоны. Один из них изображает беседу, а другой пытается угадать, с кем он говорит. Роли меняются после каждого раунда.

  • «Подарок другу».

Один игрок дарит «подарок» другому, показывая при этом свои эмоции. Тот, кто получает «подарок», должен догадаться, какие эмоции испытывает даритель.

  • «Привет, ручки/пока, ручки».

Два участника располагаются друг напротив друга и, используя лишь прикосновения, тренируются выражать свои эмоции и считывать чувства партнера. Это упражнение эффективно помогает преодолеть психологические барьеры, связанные с телесным контактом, и развивает невербальную коммуникацию. Игроки закрывают глаза и выполняют следующие действия:

  1. ручки знакомятся: игроки знакомятся друг с другом, используя только руки;
  2. ручки ссорятся: игроки разыгрывают ссору с помощью рук;
  3. ручки мирятся: игроки мирятся, используя только руки.
Как развить эмпатию у ребенка
Источник: prostooleh/ freepik.com

После завершения игры, обсудите с ребенком его впечатления: какие эмоции он испытывал во время выполнения упражнений, что ему больше всего понравилось и что, наоборот, вызвало затруднения.

  • «Эмоции героев».

Во время чтения сказки взрослый предлагает ребенку стать иллюстратором эмоций, вручая специальные карточки с картинками, изображающими разные чувства. Каждый раз, когда герой сказки испытывает какую-либо эмоцию, малыш выбирает подходящую карточку и выкладывает ее. После прочтения сказки взрослый и ребенок вместе рассматривают получившийся ряд картинок и обсуждают, какие чувства переживал герой и почему.

  • «Передача чувств».

Взрослый выбирает одного ребенка и шепчет ему на ушко какое-нибудь настроение. Малыш должен показать это настроение другим ребятам, не говоря ни слова, только при помощи мимики и жестов. Каждый следующий участник должен догадаться, какое настроение показывают, и передать его дальше. Когда настроение вернется к первому ребенку, все вместе подумают, получилось ли передать его правильно.

Необходимо помнить, что воспитание происходит не только через словесные наставления, но и через личный пример родителей. Демонстрируя эмпатию, взрослые способствуют развитию этого качества у ребенка.

Что может препятствовать развитию эмпатии у ребенка

К сожалению, в процессе воспитания родители нередко совершают ошибки, которые могут негативно повлиять на развитие эмпатии у детей.

Вот наиболее распространенные из них:

  • Безразличие

Взрослые, опираясь на свой жизненный опыт, склонны не воспринимать детские проблемы всерьез, что может привести к насмешкам или обесцениванию чувств маленького человека.

Возьмем, к примеру, ситуацию, когда ребенок плачет из-за отмененной прогулки. Взрослые могут посчитать это капризом, но для него это настоящая катастрофа: нарушены планы, не сдержано обещание, а самое главное — подорвано доверие к миру взрослых.

Вместо того, чтобы отмахиваться от его чувств, важно объяснить ребенку причину отмены прогулки. Неизвестность — один из самых сильных источников тревоги, и дети особенно чувствительны к ней. Чтобы помочь малышу справиться с этим состоянием и научиться понимать свои эмоции, необходимо регулярно разговаривать с ним.

  • Запрет на проявление эмоций

Иногда родители, желая воспитать в ребенке сдержанность, подавляют в нем проявление любых эмоций. Считается, что слезы — признак слабости, а открытое обсуждение проблем — проявление невоспитанности. Такие установки могут нанести серьезный ущерб психике ребенка, лишив его способности сопереживать и понимать других людей. Привыкнув скрывать свои чувства, малыш рискует вырасти замкнутым и эмоционально холодным.

  • Чрезмерная рационализация

Для плачущего ребенка важны не только действия родителей, направленные на решение проблемы, но и слова утешения, которые помогают ему чувствовать себя защищенным и любимым.

Что может препятствовать развитию эмпатии у ребенка
Источник: zinkevych/ freepik.com

Положительные эмоции маленького человека также заслуживают вашего внимания. Поддерживайте его, искренне радуйтесь его успехам. Не воспринимайте победы как должное. Поговорите с ним о его переживаниях, страхах и настроении. Одобрение близких — это прочная опора, которая делает радость от победы еще ярче.

  • Сравнение с другими детьми

«У Вани по математике одни пятерки, а ты до сих пор ни одной не получил!» — подобные фразы не просто неуважительны, они ранят детскую душу. Ребенок чувствует себя недостаточно хорошим, словно его не любят. Такое давление загоняет его в рамки, заставляя постоянно соответствовать родительским ожиданиям. В результате у него появляется неприязнь к окружающим, он начинает замыкаться в себе, сосредотачиваясь только на своих переживаниях.

Часто задаваемые вопросы о развитии эмпатии у детей

У большинства есть все возможности развить эмпатию. Исключения составляют дети с аутизмом или психопатией, у которых формирование эмоционального интеллекта может быть нарушено.

Какие книги посвящены развитию эмпатии у детей?

Примеры книг, которые смогут помочь в формировании навыка эмпатии у детей:

  • «Забытый день рождения», Дональд Биссет.
  • «Тимоти Скотт» и «Человеткин», Джулия Дональдсон.
  • «Ребятам о зверятах», Ольга Перовская.
  • «Сердце», Эдмондо де Амичис.
  • «Поллианна», Элинор Портер.

Также рекомендуем обратить внимание на книгу Мишель Борба «Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни».

Можно ли переусердствовать в развитии эмпатии у детей?

Эмпатия — ценное качество, но важно найти золотую середину. Излишнее сопереживание может привести к тому, что ребенок начнет ставить чужие потребности выше своих. Поэтому, прививая ребенку эмпатию, необходимо объяснить, что сочувствие — это не самопожертвование, а способность понять чувства другого человека, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Часто задаваемые вопросы о развитии эмпатии у детей
Источник: freepik / freepik.com

Забота о близких, доброта и желание помочь другим — положительные социальные качества, которые формируются в течение жизни. Однако основы эмпатии закладываются в раннем детстве. Именно поэтому воспитание данного умения у ребенка, развитие внимательности и способности к сопереживанию являются крайне важной задачей.

Источник изображения на шапке: freepik / freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Сатина В. А., Баранова Е. Ф. Влияние сказки на развитие эмпатии у старших дошкольников //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – №. 2-1. – С. 127-129.
  • Кондрашова Н. В., Турбаева А. А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок //Концепт. – 2014. – №. 3. – С. 21-25.
  • Приятелева М. К. Развитие эмпатии как необходимого компонента педагогической культуры родителей //Нижегородское образование. – 2009. – №. 2. – С. 182-186.
Вам также может понравиться
Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей
11.03.2025

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей

О чем речь? Психологический климат в семье — эмоциональная а...

Забрать подарок

Забрать подарок