- Особенности кризиса подросткового возраста
- Основные проблемы подросткового возраста
- Кризис зависимости
- Кризис независимости
- Проблема индивидуализации в подростковом возрасте
- Выбор жизненной дороги в подростковом возрасте
- Диагностика и коррекция проблем подросткового возраста
- Часто задаваемые вопросы о проблемах подросткового возраста
- В каком случае проблемы подросткового возраста становятся опасными?
- Что делать с иллюзорным ощущением независимости и зрелости у подростка?
- Что делать с зависимостью от гаджетов, девайсов у подростков?
- Материалы основаны на следующих источниках:
В чем заключаются? Проблемы подросткового возраста связаны с формированием собственного «Я». Ребенок ищет границы дозволенного, свое место в социуме. Для некоторых этот период становится отправной точкой в проявлениях отклоняющегося поведения. Для подростка характерны сочетание эгоизма и ранимости, поиск ориентиров и отказ от них.
Что делать? Родители и другие взрослые, общающиеся с юной личностью, должны понимать, что в это время трудно справляться с мощным всплеском гормонов. Для ребенка важно видеть, что ему доверяют, чтобы он мог довериться сам.
Особенности кризиса подросткового возраста
Отечественные психологи считают, что в возрасте 13 лет начинается кризис подросткового возраста. Он может произойти раньше или позже. В этот период перестраивается организм младшего школьника, что сопровождается рядом типичных проблем. На то, как он протекает, влияют разные факторы.

Специалисты отмечают, что весь переходный период от детства к взрослостиявляется кризисным. Условно он продолжается с 11 лет до 21 года. В подростковом возрасте происходит физическая и психологическая перестройка личности.
В 10—12 лет начинается процесс достижения психологической независимости. Увеличивается автономия ребенка. Это этап сепарации (стадия «Я»).
Физическая перестройка представляет собой:
- развитие гендерных признаков;
- мышечный рост;
- активизация работы эндокринных желез в рамках гормональной перестройки;
- скачок роста: увеличение длины тела, интенсивный рост скелета и нарастание костной массы;
- появление запаха тела и т.д.
Проблемы детей подросткового возраста связаны с физическими изменениями. Они вызывают чувство страха и злость. Ребенок проявляет повышенный интерес к своей меняющейся внешности. Он часто слышит замечания, касающиеся угловатости и непропорциональности своего тела.
Помимо внешних перемен происходит глубинная внутренняя перестройка. Подросток стремится к сепарации от родителей. Меняются и его отношения со сверстниками. Психологическая перестройка выражается в:
- снижении авторитета родителей и возрастании роли сверстников;
- агрессивном поведении как механизме психологической защиты. Оно может быть в виде непослушания, протеста, провокационных действий, дерзости в коммуникации и т.д.;
- противоречивом поведении, чередующемся с регрессией в ранний возраст. Подросток начинает вести себя как беззащитный ребенок, становится плаксивым и нервным, испытывает чувство одиночества и различные страхи.
Стремление отделиться от родителей является нормальным для подросткового возраста. Тинейджер желает сепарироваться преимущественно в психологическом плане. Теперь он имеет свою точку зрения по любому вопросу.
В случае проблем с решением той или иной задачи подростку сложно заявить о своем «Я». Это связано с тем, что он еще не в состоянии справляться с трудностями взрослого возраста и продолжает зависеть от мамы и папы.
Основные проблемы подросткового возраста
Как правило, проблемы взросления носят комплексный характер. Отсутствует какое-то одно решение. Улучшить взаимоотношения с ребенком и помочь ему пережить трудный период можно с помощью индивидуального подхода.
Основные проблемы подросткового возраста:
- переход на новый этап в сфере социального функционирования и нехватка личностных ресурсов. Когда в жизни происходят серьезные изменения, нам приходится адаптироваться к новым условиям. Но если внутренних сил и уверенности в себе не хватает, такой переход может даваться особенно тяжело. Появляется тревожность, усталость, ощущение, что ты не справляешься. Это естественная реакция — просто организму и психике нужно время, чтобы привыкнуть и найти новые опоры.
- непостоянство эмоциональной сферы в связи с анатомическими и гормональными изменениями в организме: эмоциональная лабильность, колебания настроения. Из-за изменений в организме, связанных с ростом и гормонами, настроение может резко меняться — то радость, то раздражение, то беспричинная грусть. Это нормально, потому что тело и психика приспосабливаются к новым условиям.
Принята следующая классификация периодов подросткового кризиса по критерию возраста:
- Большой предподростковый кризисный период — переход от младшего школьника к младшему подростку — от 8 до 12 лет. Американский психолог Стэнли Холл назвал это время «шагом от дикости к цивилизации». Известные специалисты в области психологии Лев Выготский и Даниил Эльконин считали, что это «второй этап детства».
- Малый кризисный период — переход от младшего подростка к старшему— начиная с 13 лет и до окончания взросления.
По доминирующему типу поведения возможны следующие варианты протекания кризисного периода.
Кризис зависимости
Ключевая особенность — чрезмерное послушание подростка. Представляет собой откат назад, к позиции, когда ребенок был полностью зависим от родителей. Подросток возвращается к детским интересам и реакциям.
Кризис зависимости позволяет школьнику ощущать эмоциональную благополучность и защищенность. Позиция «Я-ребенок» дает уверенность в эмоциональном, телесном и материальном плане.

Однако кризис зависимости лишает школьника самостоятельности, ответственности за свои решения и умения справляться с трудностями без поддержки взрослых. Оставаясь в позиции «Я-ребенок», он может избегать развития, бояться перемен и откладывать взросление, что в будущем приведет к неуверенности в себе и трудностям в принятии решений.
Кризис независимости
Многим родителям знакомо то, как он проявляется. Основные черты: негативный настрой, бунтарство, грубость, стремление во всем поступать по-своему, ревностное отношение к личному пространству. За этим бунтом часто скрывается не столько желание противоречить, сколько стремление доказать себе и окружающим, что он уже взрослый.
Каждый ребенок переживает взросление по-своему. Кто-то становится замкнутым, кто-то проявляет агрессию, а кто-то колеблется между детской зависимостью и жаждой независимости. Не всегда получается однозначно определить тип проблемы кризиса подросткового возраста.
Дело в том, что тинейджер может вести себя нестабильно, в зависимости от той или иной ситуации. Подростки со временем адаптируются ко всем обстоятельствам, с которым сталкиваются.
Важно понимать, что такое поведение — не личный вызов родителям, а способ адаптироваться к новым внутренним изменениям. Для взрослого это время испытаний, но и возможности — выстроить новые, более зрелые отношения со своим ребенком, основанные на уважении, поддержке и понимании.
Проблема индивидуализации в подростковом возрасте
Характерная проблема возраста 12—14 лет — трансформация собственного «Я». Индивид начинает конкурировать не с родителями, а со сверстниками. Он осознает свою половую принадлежность.
Взросление девочек и мальчиков различается. Во многом на эти естественные процессы влияет позиция родителей, наличие или отсутствие проявлений скрытого психологического насилия в семье. Юный человек хочет проявлять мужественность.
Он испытывает такие негативные эмоции, как злость и отрицание. Поэтому многие мальчики начинают курить, пробуют алкогольные напитки. Это дает чувство независимости и выделяет на фоне сверстников.
Они могут испытывать сильные эмоции — злость, протест, внутреннее напряжение — и ищут способы их выразить. Курение и алкоголь кажутся им символами взрослости, независимости и силы, особенно если в их окружении это считается признаком «крутости».
Для многих это не столько осознанный выбор, сколько попытка вписаться в компанию, доказать себе и другим, что они уже не дети. В такие моменты важно, чтобы рядом были взрослые, которые помогут подростку почувствовать себя уверенно без вредных привычек.
Молодые люди ищут себя и свое место в жизни. Они задаются вопросами: «Какой я?», «Как мне быть хорошим для окружающих?» Еще не сформирован собственный образ, но довлеет общественная позиция «не выделяйся».
Подросток не может быть одновременно положительным для всех: родителей, учителей, одноклассников. Он испытывает чувство раздражения. Возникают мысли, что не нужно показывать свое истинное лицо. Меняются авторитеты в жизни. Ими становятся те, кто отличился, спортсмены, артисты и т.д.
Выбор жизненной дороги в подростковом возрасте
Возраст от 17 лет до 21 года относится к окончательному взрослению. Молодая личность начинает осознавать свое место в социуме. В этот период времени происходит переоценка ценностей и осмысление своих достижений.
Многие психологические проблемы подросткового возраста нивелируются. Подростки начинают вести себя стабильно. Колебания настроения возможны при сильных переживаниях. Тело меняется уже не так интенсивно, что положительно влияет на самовосприятие.
Однако кризис еще не закончился. В этот период человек осознает, что он уже вырос и должен сам нести ответственность за свою жизнь. Появляются мысли о построении семьи.
Если все проблемы и отклонения в поведении в подростковом возрасте были решены и этапы взросления пройдены успешно, то молодые люди уже не испытывают трудности с выбором профессии и рода деятельности. Как правило, стабилизируются отношения с родителями. Могут присутствовать отголоски конфликта.

Чувство собственной независимости конфликтует с желанием вернуть опеку взрослых. Однако иногда прошлые конфликты дают о себе знать: молодому человеку хочется быть самостоятельным, но в то же время он может скучать по родительской заботе.
Стремление уйти от трудностей, свойственных взрослым людям, тормозит развитие личности на данном этапе. Супруга часто воспринимается как мать, а супруг — как источник интересного времяпрепровождения.
Иногда страх перед взрослой жизнью мешает развиваться. Например, в отношениях один из партнеров может ждать от другого заботы, как от родителя, или воспринимать супруга исключительно как источник развлечений. Если человек не берет на себя ответственность, это может привести к эмоциональной холодности — ему становится трудно проявлять сочувствие даже к близким.
Отсутствие позиции взрослого человека выражается в равнодушии к чужой боли. Молодые люди могут проявлять бесчувственность к родственникам, детям.
Решение проблем переходного возраста нужно искать в конфликтах и страхах из детства. Зависимость от родителей и торможение развития подсознательно позволяют молодым людям уйти от сложностей. Таким образом взращивается собственное «Я». Происходит переосмысление своего жизненного пути и конфликтов со взрослыми.
Если подросток не может сам решить свои проблемы, найти свою дорогу в жизни и общий язык с родственниками, то нужно обратиться за помощью к специалистам.
Диагностика и коррекция проблем подросткового возраста
Диагностика проблем детей данного возраста осуществляется при первом визите к врачу-психотерапевту. Специалист беседует с родителями и подростком и определяет патологические проявления и тип поведения. Разговор с мамой и папой помогает понять, с какими трудностями подросткового возраста столкнулась семья и как часто они дают о себе знать.
Врач использует опросники и методы тестирования для диагностики эмоциональной составляющей кризиса. Они позволяют определить, насколько подросток умеет адаптироваться к стрессовым ситуациям, как он реагирует на сложности, имеется ли риск развития психических расстройств.
Если психотерапевт диагностирует симптомы наркотической зависимости, то проводится лабораторная и инструментальная диагностика. Он назначает лечение при выявлении проявлений психических заболеваний или зависимостей.
Мы перечислили актуальные проблемы подросткового периода. Расскажем, какие есть способы их решения. Эффективно преодолеть трудности взросления помогут следующие рекомендации:
- Общайтесь с подростком, интересуйтесь его жизнью. Ребенку важна поддержка родителей в любом возрасте.
- Если проблемы этого возраста усугубляются и сказываются на здоровье тинейджера, то нужно обратиться к специалисту.
- Стремитесь найти выход из конфликтных ситуаций. В общении с подростком часто возникают сложности, которые решаемы (при обоюдном желании сторон).
- Мотивируйте юного человека заниматься спортом. Физическая активность помогает снизить стресс и поднимает настроение.
Помните, что негативизм и бунтарство часто выступают защитной реакцией. В душе подросток еще ребенок. Ему нужна забота и внимание родителей, которым следует давать возможность ребенку проявлять свое «Я».
По мнению психологов, совместные старания родителей и подростка позволят решить большинство трудностей подросткового возраста.
Предотвратить нарушения психологического развития и поведенческие отклонения поможет:
- Сопереживание проблемам молодого человека. Воспринимайте их всерьез, а не с насмешкой. Ребенок всегда обратится к родителям, если ему понадобится помощь. Конечно, если выстроена доверительная коммуникация с ними.
- Интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку, обговаривайте все сложные ситуациии делитесь своим жизненным опытом, а также знаниями, которые вы почерпнули из книг, кино.
- Будьте сдержанны и не реагируйте излишне эмоционально на перепады настроения и негативизм подростка. Старайтесь избегать открытой конфронтации без серьезного повода.
- Дайте юному человеку определенную долю независимости. Учитесь доверять ему. Психологи советуют ослабить всесторонний контроль. Он должен быть разумным. Не нарушайте его личные границы, проверяя каждую переписку или звонки.
Обратите внимание на стиль общения с подростком:
- Командный тон и постоянные нотации воспринимаются тинейджером в штыки. Он вряд ли услышит и поймет вас, если стиль общения будет исключительно поучительным.
- Критикуйте корректно и по делу. Не обвиняйте и не угрожайте.
- Стиль общения должен быть доверительным. Не повышайте голос, так как это вызывает протест со стороны подростка.
- Поддерживайте контакт с ребенком в социальных сетях и мессенджерах. Современные дети привыкли к виртуальному общению. Для взрослых это дополнительная возможность коммуникации с сыном или дочерью.
Подростковый возраст по праву считается одним из сложнейших этапов как для ребенка, так и для его родителей. Грамотный подход взрослых позволит пережить это время без дополнительного стресса и укрепить доверительные отношения в семье. Учитывайте, что поведенческие отклонения являются вариантом нормы в данном возрасте.
Часто задаваемые вопросы о проблемах подросткового возраста
Разумно контролируйте виртуальную жизнь подростка и его отношения со сверстниками. Агрессивная реакция на проявления опеки и заботы является нормальной для данного возраста. Со временем молодой человек осознает, что родные люди действуют из лучших побуждений и стремятся оградить его от серьезных проблем в жизни, например аморального общества сверстников, зависимостей и тягот неразделенной любви.
В каком случае проблемы подросткового возраста становятся опасными?
Не игнорируйте такое проявление кризиса, как замкнутость. Уход в себя является распространенной трудностью подросткового возраста. Родители должны насторожиться, если ребенок совсем не идет на контакт. В особенности если замкнутость сопровождается пассивной агрессией и злостью. Это может говорить о развитии психологических нарушений.
Что делать с иллюзорным ощущением независимости и зрелости у подростка?
Родителям важно держать ситуацию под контролем. Не нужно давать ребенку полную свободу действий. Конечно, есть шанс, что он научится отвечать за свою жизнь самостоятельно путем проб и ошибок. Однако более вероятно усугубление многих современных проблем подросткового возраста.
Не впадайте и в такую крайность, как тотальный контроль. Опекунам нужно действовать деликатно. Интересуйтесь жизнью тинейджера, его точкой зрения, увлечениями, переживаниями. Проявляйте любовь и заботу.
Что делать с зависимостью от гаджетов, девайсов у подростков?
Первым делом посмотрите на себя. Многие проблемы подросткового возраста являются отражением взаимоотношений в семье. Если родитель не расстается с телефоном, то подросток также будет иметь зависимость от гаджетов. Уделяйте время семейному досугу, физической активности, прогулкам. Это положительный пример со стороны родителей.
Переходный возраст редко проходит спокойно. Со многими проблемами подросткового периода знакомы все родители юных личностей. Не бросайте ребенка один на один с его трудностями.
Примите тот факт, что его взгляды меняются, а мнение друзей и кумиров может стать для него важнее, чем слова родителей. Если раньше можно было использовать свой авторитет, то сейчас важно учится выстраивать отношения «на равных», используя компромисс и умение договариваться.
Главное — не терять связь. В любом возрасте ребенку важно знать, что его любят и готовы поддержать, даже если сейчас он не всегда это показывает.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Мосина О. А. Решение проблем подросткового возраста в контексте межпоколенного взаимодействия //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Т. 8. — №. 5-3. — С. 112-114.
- Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса //Психологическая наука и образование. — 1997. — Т. 2. — №. 1.
- Яйленко А. А. Проблемы подросткового возраста //Смоленский медицинский альманах. — 2016. — №. 4. — С. 198-206.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com