Заказать звонок

Детское восприятие: что это, этапы и игры для развития

12.06.2025
1018
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 12.06.2025
Сохранить статью:
Развитие восприятия у детей

О чем речь? Детское восприятие развивается постепенно, от простого различения сигналов до способности видеть целостную картину мира.

Примеры этапов:

  • школьник способен анализировать ситуации и делать выводы.
  • новорождённый реагирует на свет и громкий звук;
  • ребёнок 2–3 лет узнает знакомые лица и предметы;

Почему важно? Хорошее восприятие помогает ребенку:

  • легче учиться в школе,
  • быстрее осваивать речь, чтение и письмо,
  • развивать внимание, память и мышление,
  • лучше взаимодействовать с окружающими.

Если восприятие формируется с задержками, это может повлиять на когнитивное развитие и социализацию.

Что такое восприятие у детей

Восприятие у детей — это способность малыша получать и обрабатывать информацию из окружающего мира с помощью органов чувств.

Оно является фундаментом познания: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние дети учатся понимать предметы, события, людей и связи между ними.. Именно по этой причине развитие восприятия у детей имеет важное значение.

Механизм восприятия представляет собой комплекс следующих элементов:

  • Понимание ребенком того, что мир вокруг складывается из различных элементов, которые подают нам «сигналы» через краски, звуки, изображения, тактильные прикосновения.
  • Оценка. Прикоснувшись к деревянному столу или вдохнув аромат роз, малыш даёт оценку предмету, используя органы чувств.
  • Формирование ощущения на основе поступившей в мозг информации.
  • Образование единой картины, которая и является восприятием.

Восприятие формируется под влиянием опыта, полученного ранее. С помощью органов чувств ребёнок быстрее обрабатывает информацию, если оказывается в обстановке, которая уже ему знакома. Однажды оценив плюшевого мишку, малыш больше не будет его проверять руками или обнюхивать.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514991.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514814.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514721.png

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

1757514483.png

Восприятие является основной для формирования новых познавательных функций. Без них сложно представить полноценное развитие ребёнка. Восприятие позволяет улучшить успеваемость в обучении и ускорить формирование познавательных процессов в целом.

Этапы и виды детского восприятия

Восприятие представляет собой психический процесс, который позволяет познавать действительность, используя разные органы чувств. С его помощью происходит формирование целостной картины явления или объекта. По этой причине для детей восприятие мира имеет одно из ключевых значений, наряду с активным взаимодействием с предметами.

Этапы развития восприятия

  • Ранний возраст (0–3 года): реакции на свет, звук, прикосновения.
  • Дошкольный возраст (3–6 лет): узнавание предметов, формирование образов, развитие воображения.
  • Младший школьный возраст (7–10 лет): восприятие становится более системным и осознанным.

Виды восприятия:

  1. Зрительное — способность видеть и различать предметы, детали.
  2. Слуховое — восприятие звуков, речи, музыки.
  3. Тактильное — ощущения от прикосновений и формы.
  4. Вкусовое и обонятельное — помогают в раннем опыте познания.

Как меняется восприятие в дошкольном и школьном возрасте

Восприятие является основой для формирования различных познавательных процессов. В их число входят речь, мышление, внимание, память, воображение. По мере взросления появляются новые этапы развития восприятия у детей.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок воспринимает объекты по трём ключевым параметрам, включая цвет, размер и форму. Чаще всего дети выбирают самый яркий признак, а после домысливают остальное.

К примеру, посмотрев на пульт от телевизора с цветными кнопками, дети могут подумать, что перед ними мобильный телефон. Примечательно, что ребёнок в возрасте до трех лет, может и не узнать родного отца, если тот оденет костюм Деда Мороза.

В таком возрасте дети хорошо понимают самые основные цвета, в том числе синий, зелёный, красный. А вот оттенки ими воспринимаются в качестве незначительных признаков, которые можно и проигнорировать. Впрочем, маленькие дети учатся очень быстро.

Как формируется восприятие у детей
Источник: freepik / freepik.com

Если родители будут часто показывать ребёнку цветовые эталоны, у него будет формироваться яркое восприятие. В три года дети уже начинают отличать предметы, расположенные далеко или близко, но плохо оценивают размеры удалённых объектов. Нелишним будет ребёнку показывать яркие игрушки, иллюстрации, картинки.

По мере взросления доминация переходит на зрительные ощущения. Появляется слуховое восприятие, поскольку ребёнок уже способен выделять звуки в словах, узнавать песни, которые слышал ранее, чувствовать ритм и темп музыкального произведения.

В шесть лет дети получают навыки ориентации в пространстве, уже хорошо знают, где право и лево, а также могут на глаз определить расстояние до предметов. С помощью подсказок взрослых ребёнок может разобраться в схемах и планах.

Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста зависит от действий родителей. Если часто говорить с ребёнком о днях, часах и минутах, он начнёт быстрее в них ориентироваться. Можно определять временной промежуток, давая детям задание.

К примеру, попросить ребёнка почистить зубы за три минуты. Постепенно понимание времени для дошкольника будет становиться все более ясным. Формирование восприятие у ребёнка осуществляется с помощью игр и упражнений, которые признаются детскими психологами самими эффективными инструментами.

Способы развития восприятия у детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие восприятия у детей школьного возраста имеет не меньшее важное значение, чем у дошкольников, поскольку оно играет ведущую роль в познавательной деятельности.

В младшем и среднем школьном возрасте развитие восприятия производится при помощи специальных техник. Их освоение должно происходить постепенно. Техника восприятия предполагает систематическое наблюдение за самыми разными объектами.

В процессе созерцания ребёнок выделяет детали, определяет разнородные характеристики, проводит обследование. В числе других параметров рассматриваются пространственное положение, размер, форма, цвет.

Алгоритм реализации техники восприятия состоит из следующих этапов:

  1. Создание мотивации. Необходимо активировать интерес учащихся к объекту исследования.
  2. Подключение внимания. На данном этапе происходит сосредоточение на конкретном объекте исследования, а также его ключевых признаках.
  3. Непосредственно восприятие. Реализация осуществляется при помощи особых упражнений и приёмов. Дети могут запоминать объекты за ограниченный промежуток времени, считать на скорость. С помощью наглядных примеров можно стимулировать развитие восприятия у ребёнка ещё лучше.
  4. Личный опыт. На этом этапе информация, полученная в процессе анализа объекта, проходит этап обработки.
  5. Формирование образа. Происходит в сознании школьника и характеризуется конкретными чертами, которыми обладают процессы, явления и объекты.
  6. Закрепление образа словами. Восприятие заканчивается фиксацией основных параметров. Учащемуся нужно проговорить, что он узнал нового об объекте в ходе наблюдения, услышал на уроке или познал в процессе изучения.

Составные компоненты развития восприятия у детей начальной школы формируются последовательно. Процесс становления личности ребёнка включает также появление сенсорных эталонов.

Их развитие происходит неравномерно, на разных этапах получения начального уровня школьного образования. Работая над развитием восприятия, необходимо уделить особое внимание стимулированию формирования сенсорных эталонов.

Развитие восприятия у подростков

Развитие слухового и других видов восприятия у детей подросткового возраста представляет собой сложный процесс, поскольку у ребёнка он происходит планомерно, последовательно и более содержательно. По мере взросления дети обучаются тонкому анализу объектов, которые их окружают. В подростковом возрасте восприятие принимает произвольный характер, но может быть и преднамеренным.

Развитие психических познавательных процессов в этот период происходит неравномерно. По мере того, как ребёнок становится более взрослым, наглядные образы приобретают приоритетное значение при контакте человека с окружающим миром. Восприятие и ощущение являются обязательными элементами подобных процессов.

Развитие восприятия у подростков
Источник: freepik / freepik.com

У подростков ощущения уже достаточно сильно развиты. Именно по этой причине их можно рассматривать с позиции ярких черт, характеризующих развитие психических познавательных процессов.

В большинстве случаев восприятие представляется в виде своеобразной перцептивной деятельности.

Дети, выделяя предметы из окружающие мира, переходят на новый этап психического развития. Именно эти процессы выступают в качестве своеобразного индикатора. Подростки уже имеют достаточно развитое восприятие и могут обеспечить качественное выполнение любых заданий и тестов наравне со взрослыми людьми.

Развитие зрительного восприятия у детей имеет множество аспектов, которые демонстрируют развитие психических познавательных процессов. Отличительной особенностью является появление следующих функциональных возможностей у детей:

  • воображение;
  • мышление;
  • память;
  • речь.

Многие ученые считают, что именно эти процессы формируют когнитивную сферу психики человека.

Взрослая логика мышления у подростков по мере формирования служит основой для развития различных познавательных процессов, включая память и восприятие. В значительной степени на них оказывает влияние процесс обучения. Именно по этой причине школьная программа по мере взросления учеников становится все более сложной.

К примеру, на уроках по геометрии и черчению, ученик формирует способности, позволяющие отличать косвенные признаки предметов от основных. У подростка появляется умение мысленной трансформации конкретных объектов до уровня, позволяющего адекватно его идентифицировать.

Так ученик получает навыки чтения чертежей, оценки объемов и теней и другие. Развитие сенсорного восприятия у детей в подростковом возрасте также позволяет улучшить память. По мнению психологов, именно при помощи памяти психические процессы объединяются в единое целое.

5 игр и упражнений на развитие восприятия у детей

  • Найди отличия — развитие наблюдательности и внимания к деталям.
  • Угадай предмет по части — тренировка зрительного восприятия.
  • Группировка предметов — помогает учиться классификации.
  • Запоминание лиц или предметов — развитие памяти.
  • Повторение движений — тренировка слухового и зрительного восприятия.

Совет: проводите такие игры регулярно, в ненавязчивой форме, чтобы ребёнку было интересно.

Школьник, который имеет низкий уровень наблюдательности и восприятия, не сможет нормально усваивать учебные материалы. У него будут проблемы с обучением, которые затем могут перерасти в трудности с решением рабочих задач.

Именно по этой причине психологи уделяют особое значение развитию восприятия у детей. По их мнению, аспекты познания нужно тренировать.

«Найди отличия»

Наблюдательность позволяют развивать упражнения с анализом различных картинок. Детям показывают два изображения, которые в общем идентичны, но имеют несколько отличий.

По мере повышения сложности картинки растет эффективность тренировки наблюдательности. Найти такие картинки можно не только в детских книжках, но и в сети Интернет. При наличии художественных навыков подобные изображения можно создавать самому.

«Угадай предмет по его части»

Для упражнения нужно поискать картинки с изображением различных предметов. В идеале, нужно выбирать большой формат (минимум А4). Затем от картинок отрезают определённые части, но таким образом, чтобы по остаткам можно было легко догадаться, что это за предмет.

Школьнику показывают изображение ручки от чайника или велосипедного колеса. Ребёнок должен догадаться, что за предмет на картинке. Для дополнительной стимуляции правильные ответы можно поощрять вкусными призами.

«Группировка предметов»

Отличное упражнение для развития восприятия у детей, которое потребует всего 10—15 минут свободного времени. Ребёнок должен за ограниченный промежуток времени перечислить как можно больше предметов, обладающих определённым признаком.

К примеру, он может назвать все красные фрукты или предметы, которые есть в квартире, начинающиеся на букву «К». Можно выбрать сразу несколько признаков, чтобы ребёнок имел возможность составить их совокупность.

Чтобы добавить соревновательный момент, можно устроить состязание между детьми и родителями. Балл получит тот, кто составит самый длинный список предметов. По итогам нескольких этапов можно легко определить, кто победил.

«Запоминание лиц»

Найдите в сети Интернет фотографии различных людей. Не стоит выбирать тех, кого ребёнок уже знает. Дальше покажите ему фотографии и попросите запомнить незнакомцев.

Затем ученик должен рассказать, какие детали ему удалось запомнить. Можно попросить описать признаки, которые помогли ему лучше запомнить этих людей.

«Повторение действий»

Покажите ребёнку что-то, что вы умеете делать отлично, но он сам этого не умеет. К примеру, соберите бумажную машинку, вырежьте на дереве узор или сшейте платок. Ребёнок должен наблюдать за всеми действиями родителя, запоминая их детально.

Такая игра на развитие восприятия у детей предполагает наличие интереса. В противном случае ребёнок не сможет сосредоточиться и запомнить все мельчайшие подробности.

Наблюдательность и восприятие являются залогом каждой успешной деятельности и основой познания. Тренировки включают в себя упражнения, на выполнение которых не нужно много времени. Выполнять их можно в любом месте.

Часто задаваемые вопросы о развитии восприятия у детей

Если говорить кратко, развитие восприятия у детей представляет собой процесс, который поможет ребёнку стать счастливым, успешным и уверенным в себе.

Что такое восприятие у детей простыми словами?

Это умение ребёнка замечать и понимать окружающий мир через органы чувств.

Какие этапы развития восприятия самые важные?

Ключевые — ранний возраст (0–3 года), когда закладываются основы, и дошкольный возраст, когда идёт активное формирование образов.

С какого возраста нужно развивать восприятие?

С рождения. Даже простые игры и общение с малышом помогают формировать сенсорный опыт.

Как понять, что у ребёнка есть трудности с восприятием?

Если он плохо реагирует на звуки, с трудом запоминает лица или предметы, часто путается в схожих объектах — стоит проконсультироваться со специалистом.

Какие типы восприятия бывают у детей?

Детское восприятие разделяется на три типа:

  • Аудиалы. Познание мира осуществляется при помощи слуха. Такие дети хорошо распознают звуки, прекрасно контактируют с людьми, любят музыку, сочиняют сказки и истории.
  • Визуалы. Основной инструмент познания мира — зрение. Такие дети живут зрительными образами, хорошо их запоминают и воспроизводят.
  • Кинестетики. Познание мира происходит через ощущения, где дети ориентируются на тактильность и прикосновения.

Какие игры самые полезные?

На внимание, память и классификацию: «Найди отличия», «Запомни предметы», «Угадай по звуку».

Материал основан на следующих источниках:

  • Джалолова М., Рахманова Э. Ю., Косимова Х. Н. Воспитание Сенсорного Восприятия У Детей Дошкольного Возраста //Scientific progress. — 2021. — Т. 1. — №. 6. — С. 102-106.
  • Пылаева Р. Н. Особенности развития восприятия у детей раннего возраста //Международный студенческий научный вестник. — 2017. — №. 6. — С. 144-144.
  • Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет: развитие восприятия цвета, формы и величины. — Мозаика-Синтез, 2007.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Ребенок-интроверт: особенности характера и поведения

Ребенок-интроверт: особенности характера и поведения

Какой? Ребенок-интроверт отличается замкнутостью и склонност...

Развивающие мультфильмы для детей
04.11.2025

Развивающие мультфильмы для детей

О чем речь? Как бы родители ни старались, в современном мире...

Как перестать завидовать и начать жить своей жизнью
02.11.2025

Как перестать завидовать и начать жить своей жизнью

О чем речь? Зависть — естественная человеческая эмоция, но и...

Что такое пассионарность: простыми словами о природе силы, которая двигает историю
01.11.2025

Что такое пассионарность: простыми словами о природе силы, которая двигает историю

О чем речь? Понятие «пассионарность» давно стало одним из са...

Капризный ребенок: советы родителям

Капризный ребенок: советы родителям

О чем речь? Капризный ребенок кричит, плачет, топает ногами,...

Ребенок не хочет гулять: почему так бывает и что делать

Ребенок не хочет гулять: почему так бывает и что делать

О чем речь? Ребенок не хочет гулять — знакомая многим родите...

Когнитивный диссонанс: что это простыми словами и как он управляет нашими решениями
26.10.2025

Когнитивный диссонанс: что это простыми словами и как он управляет нашими решениями

О чем речь? Современный человек ежедневно сталкивается с сит...

Принцип Парето простыми словами: что такое правило Парето и как применять закон 80/20

Принцип Парето простыми словами: что такое правило Парето и как применять закон 80/20

О чем речь? Сегодня, когда информации больше, чем времени, в...

Что такое невербальная коммуникация: виды, значение и примеры невербальных средств общения

Что такое невербальная коммуникация: виды, значение и примеры невербальных средств общения

О чем речь? Сегодня невербальная коммуникация играет решающу...

Забрать подарок

Забрать подарок

Cеминар для
родителей
с психологом
Записаться бесплатно