- Проявление эмоций и чувств у детей
- Как читать эмоции ребенка
- Как понять чувства ребенка?
- Воспитание эмоциональной открытости у ребенка
- Техники помощи детям в контроле эмоций
- Как же научить ребенка справляться с сильными чувствами?
- Часто задаваемые вопросы о чувствах ребенка
- Как развивать эстетическое восприятие у ребенка?
- Как формируются чувства ребенка к матери в раннем детстве?
- Как проявляются чувства внутреннего ребенка?
- Когда у ребенка появляются чувства?
- Как понять чувства приемного ребенка?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Чувства ребенка, как хрупкое стекло: они прозрачны и чисты, отражают переживания. Поэтому родителям необходимо правильно, а главное, вовремя распознавать их, чтобы бережно поддерживать и направлять.
Как это сделать? Нужно наблюдать за поведением ребенка, задавать открытые вопросы, учить называть свои эмоции и создавать безопасное пространство для их выражения. Это поможет ему стать более открытым и научиться управлять своими душевными порывами, а родителям — найти лучший способ поддержать его.
Проявление эмоций и чувств у детей
Эмоции представляют собой реакции на различные события и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они влияют на наше восприятие и на то, как мы взаимодействуем с другими людьми. Существует ряд основных эмоций, которые служат фундаментом для понимания человеческого поведения: радость, печаль, страх, злость, удивление и отвращение.

В зависимости от возраста и уровня развития ребенка эмоции могут проявляться по-разному:
- Младенцы (0–2 года). В этом возрасте эмоции выражаются через плач, смех или мимику. Поскольку они еще не способны показывать свои чувства, основные эмоции, которые они демонстрируют, — это радость (улыбки и смех) и печаль (плач). Младенцы плачем выражают также свой страх, призывая на помощь таким образом. Они боятся, что погибнут от голода, так как еще не знают, придут ли к ним на помощь. В этот период привязанность только формируется. Игнорирование плача в этот критический период может подорвать доверие ребенка к миру и к родителям, формируя небезопасную привязанность.
- Дошкольники (3–5 лет). Дети начинают осознавать и называть свои эмоции. Чувства малыша дошкольного возраста проявляются очень ярко и разнообразно: радость может выражаться в активных играх и смехе, в то время как грусть — через слезы и жалобы. Страх и гнев становятся более заметными, часто проявляясь в виде капризов или истерик.
- Средний школьный возраст (6–12 лет). В этот период дети лучше осознают и контролируют свои эмоции, а также понимают их причины. Чувства ребенка 10 лет могут проявляться через дружеские отношения и социальные взаимодействия. Страх и гнев выражаются в соревновательных играх и учебной деятельности.
- Подростки (13–18 лет). На данном этапе эмоции проявляются особенно интенсивно и сложно. Дети могут испытывать глубокую радость и печаль, а также сильные порывы гнева и страха. Удивление и отвращение становятся более осознанными и могут оказывать влияние на поведение и выбор.
Чувства и эмоции ребенка играют ключевую роль в развитии, это путеводная звезда в его коммуникации с окружающим миром. Поддержка и осознание эмоционального роста ребенка— основа для его гармоничного развития и формирования крепких, здоровых отношений в будущем.
Чувства — непросто важны для построения отношений с другими, но и с самим собой. С помощью них мы интерпретируем всю реальность. Что для нас опасно? Что угрожает? Что приносит удовольствие? Контакт со своими эмоциями необходим для счастливой жизни.
Игнорирование или подавление эмоций может привести к серьезным последствиям: от хронического стресса и тревожности до психосоматических заболеваний. Когда мы отказываемся признавать свои чувства, они не исчезают. Они накапливаются, проявляясь в виде раздражительности, усталости, проблем со сном и даже физической боли.
Важно научиться распознавать и принимать свои эмоции, даже если они кажутся неприятными или нежелательными. Это не означает, что нужно потакать каждой прихоти, но признание факта, что вы испытываете гнев, страх или грусть, — первый шаг к здоровой эмоциональной регуляции.
Как читать эмоции ребенка
Взаимодействие между взрослыми и детьми представляет собой увлекательный, но в то же время непростой процесс. Основная часть общения происходит на невербальном уровне, используя мимику, интонацию и жесты. Это особенно актуально для малышей дошкольного и младшего школьного возраста, когда телесные проявления эмоций играют значительную роль.
Как понять чувства ребенка?
Вы, вероятно, замечали, как дети грызут ногти или наматывают волосы на пальцы. Эти привычки свидетельствуют о внутреннем напряжении. Повторяющиеся движения помогают им успокоиться и снять стресс. Такие действия могут быть у тех, кто боится не оправдать ожидания родителей и чувствует высокую ответственность за свои поступки.
Кусание губ, как и кусание ногтей, может говорить о тревоге, внутреннем напряжении, но из-за чего именно – тут уже вопрос к каждому отдельному человеку. Возможно, это связано с невыраженными эмоциями, страхом перед осуждением или перфекционизмом.
Фразы вроде «Не спорь», «Ты обязан!» или «Следуй указаниям» подрывают безопасность, то есть тревога может быть от того, что ребенок не может выражать свои чувства и подавляет их. Ведь спорить ему нельзя, проявлять себя нельзя. В такой ситуации ребенок учится скрывать свои истинные эмоции, загоняя их глубоко внутрь, что неизбежно приводит к внутреннему напряжению и тревоге.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Это может проявляться в нервных привычках, таких как кусание губ или ногтей, как способе справиться с подавленными чувствами и стрессом. Важно создавать атмосферу, где ребенок чувствует себя в безопасности, чтобы выражать свои мысли и эмоции.
Скрещивание рук может говорить о его неуверенности в себе. Например, он может испытывать страх, потому что от него требуют гораздо больше, чем он способен выполнить. Таким образом он пытается выиграть время, чтобы обдумать свои действия и решения.

Страшно то, что подобные привычки могут перерасти в опасные попытки причинить себе вред. Это проявляется в царапании кожи, щипках, выдергивании волос, уколах карандашом или даже ударах головой о твердые поверхности, когда ребенок пытается наказать себя за свои ошибки. Это не что иное, как негативные чувства человека.
Когда мы не учим детей проживать эмоции безопасно, запрещаем чувствовать, эмоции никуда не исчезают, а начинают подавляться. Ребенок считает, что если он испытывает эти запрещенные родителям чувства, то это значит, он плохой.
Так копится внутреннее напряжение, ребенок пытается сдержать эмоции, но рано или поздно это будет делать очень тяжело. В попытках хоть как-то снять напряжение дети могут начать обращаться к аутоагрессии, самоповреждению. Поэтому важно учиться безопасно регулировать чувства, проживать их. Главное — не делить эмоции на хорошие и плохие.
Когда ребенок сопит, кашляет или шмыгает носом, он,может быть, пытается привлечь внимание родителей и вызвать их сочувствие. Даже малыши быстро осознают, что, когда они болеют, окружающие становятся более внимательными и заботливыми.
Дети, которые часто «болеют», могут слышать от родителей: «Ты уже взрослый», «Почему ты ноешь?», «Не веди себя, как малыш». Иногда они намеренно симулируют болезнь, чтобы избежать похода в детский сад или школу. Причины могут быть разнообразными: конфликты со сверстниками, неприязнь к воспитателю, напряженная атмосфера в группе или недостаток внимания со стороны родителей. Недуг становится для них способом получить заботу и защиту.
И еще частые болезни могут говорить в целом о напряжении, что что-то ребенка беспокоит и он не справляется с интенсивными эмоциями. Силы организма уходят на «переваривание» и попытку выдержать все эти чувства, меньше сил на поддержание иммунитета и физического состояния.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
В таких случаях важно не только лечить симптомы, но и разобраться в первопричине этих эмоциональных перегрузок. Понаблюдайте за поведением ребенка, его реакциями на различные ситуации. Возможно, есть проблемы в общении со сверстниками, трудности в учебе или какие-то изменения в семье.
Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства. Поощряйте разговор, слушайте внимательно, не осуждайте. Предложите альтернативные способы справляться со стрессом: рисование, спорт, игры, общение с друзьями. Создайте безопасное и поддерживающее окружение, где ребенок чувствует себя любимым и принятым.
Обращайте внимание на сигналы, которые подают вам ваши дети. На первый взгляд безобидные действия могут скрывать серьезные проблемы, которые их беспокоят.
Воспитание эмоциональной открытости у ребенка
Психологи отмечают, что и дети и взрослые нередко подавляют свои эмоции и скрывают их даже от самих себя. Родители должны уметь понимать чувства ребенка и научить его правильно их выражать. Для этого можно использовать следующие подходы:
- Выслушивание
Дайте ребенку возможность открыто делиться своими эмоциями в безопасной обстановке, без страха быть осужденным.
- Признание значимости эмоций
Подчеркните, что испытывать чувства — это нормально. Покажите ребенку на примерах какие чувства бывают. Фразы вроде «Я вижу, что ты расстроен» или «Да, это действительно неприятно» помогут ему понять, что эмоции важны. Не обесценивайте его переживания: то, что вам кажется мелочью, для него может быть очень значимым.
- Создание словаря эмоций
Предложите ребенку использовать фразы, такие как «Я счастлив», «Мне грустно», «Я злюсь». Задавайте вопросы о его настроении: «Как ты себя чувствуешь сейчас?», «Что тебя беспокоит в этой ситуации?»
- Обозначение собственных чувств
Дети учатся через наблюдение. Если вы открыто делитесь своими эмоциями, ребенку будет легче делать то же самое. Например, можно сказать:»Мне очень радостно, что ты убрал свои игрушки и теперь мы можем вместе отдохнуть, спасибо тебе за заботу» или «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь и не говоришь мне об этом».
- Поиск альтернативных способов выражения эмоций
Например, ребенок может выплеснуть злость, ударив подушку, или выразить грусть через рисование.
- Планирование решения проблем
Если у ребенка возник конфликт с другом, обсудите вместе, как он может поступить. Можно проиграть ситуацию в ролевой игре.
- Обсуждение персонажей
Смотрите вместе мультфильмы и обсуждайте действия героев, их мотивы и эмоции. Попросите ребенка представить, как бы он поступил в аналогичной ситуации.

- Формирование я-позиции
Научите ребенка выражать свои чувства через «я»: «Я расстроен» или «Мне было неприятно». Это поможет ему не обвинять других, а делиться своими переживаниями.
Не стоит делить эмоции на хорошие и плохие. Гораздо точнее говорить о приятных и неприятных чувствах, подчеркивая при этом, что все они, без исключения, полезны и важны для нас. Злость, например, часто демонизируется, но она служит мощным источником энергии, помогая нам отстаивать свои границы. Способность сказать твердое «нет» – это тоже проявление злости, и вовсе не обязательно выражать ее физически.
Страх, в свою очередь, – наш верный союзник в вопросах выживания. Именно он предостерегает от необдуманных поступков и помогает избегать опасных ситуаций. Лучше испытать страх и отказаться от идеи пойти в заброшенное здание, чем подвергать себя риску.
- Сочувствие
Вместо «не переживай, не грусти, все будет хорошо» лучше отражать эмоции ребенка. Это не просто слова поддержки, это мостик к пониманию. Ребенок чувствует, что его слышат, его эмоции признают, а не обесценивают.
Вместо автоматического «все будет хорошо», попробуйте конкретизировать. «Я вижу, тебе сейчас очень обидно, что сломалась игрушка. Давай вместе подумаем, можно ли ее починить или, может быть, мы найдем что-то, чем можно поиграть пока?» Это показывает, что вы готовы разделить его переживания и помочь найти выход.
Исключение «не грусти» не означает запрет на позитивные эмоции. Наоборот, это создание пространства, где ребенок может прожить грусть, не чувствуя вины. А затем, постепенно, с вашей поддержкой, перейти к более радостному настроению. Важно помнить, что все эмоции важны и имеют право на существование.
Техники помощи детям в контроле эмоций
Воспитание детей — это не только радостные моменты и улыбки: слезы от печали, крики от злости. И нам важно научить наших детей все эти эмоции замечать и проживать безопасно, чтобы они могли прислушиваться к себе и строить счастливую жизнь, выбирать подходящие отношения, не вредить себе от перенапряжения.
Это умение начинается с малого – с признания собственных чувств. Когда мы сами позволяем себе грустить, злиться, радоваться без осуждения, мы даем детям пример. Показываем, что эмоции – это нормально, это часть человеческого опыта.
Важно создать дома атмосферу принятия, где ребенок может свободно выражать свои чувства, не боясь быть осмеянным или наказанным. Выслушивайте его, не перебивайте, не давайте советов сразу. Просто будьте рядом и дайте ему понять, что его слышат и понимают.
Как же научить ребенка справляться с сильными чувствами?
Прежде всего, важно показывать на собственном примере, как вы сами испытываете и выражаете свои эмоции. Делитесь своими переживаниями и обсуждайте события из повседневной жизни. Например, вы можете сказать: «Я устала и мне нужно немного побыть одной», «Я злюсь и сейчас не хочу, чтобы меня беспокоили» или «Мне грустно, поэтому я плачу». Такие примеры помогут малышу понять, как правильно выражать свои чувства и говорить о них.

Во-вторых, необходимо помогать ребенку осознавать и принимать свои эмоции. Например, когда он хочет конфету, посмотреть мультик или снова прыгнуть через лужу, а ваши желания отличаются, это может привести к конфликту. В такой ситуации присаживайтесь рядом, посмотрите ему в глаза и мягко скажите: «Да, я тебя понимаю. Я вижу, что ты расстроен или злишься, потому что хочешь это. Но сейчас, к сожалению, это невозможно. Хочешь, я тебя обниму?».
Это не означает, что ваши слова сразу успокоят малыша, и он станет тихим и мирным. Он может продолжать плакать, и вам придется оставаться рядом, поддерживая его. К тому же он не забудет свои капризы с первого раза.
Тем не менее произойдут важные изменения:
- Покажете ребенку, что его чувства имеют значение для вас.
- Поможете ему понять, что именно он испытывает.
- Научите его, как справляться с собственными эмоциями.
- Постепенно создадите основу для его будущего эмоционального благополучия и развития.
- Передадите ему навыки, которые он сможет использовать в воспитании собственных детей, что очень ценно.
Формирование определения и управления эмоциями у детей — это долгий и требующий терпения процесс, в котором поддержка и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль.
Часто задаваемые вопросы о чувствах ребенка
Как развивать эстетическое восприятие у ребенка?
Эстетические чувства ребенка формируются через создание комфортной и гармоничной атмосферы в его окружении, знакомство с природой и искусством, а также через участие в творческих занятиях. Важно проводить время на улице, посещать музеи, выставки и архитектурные памятники, слушать классическую музыку и обсуждать прочитанные книги и увиденные произведения искусства.
Родители должны быть примером уважительного и аккуратного поведения, а также поощрять малыша к самостоятельному творчеству с использованием различных материалов и техник. Не забывайте выбирать творчество соотнося с возрастом ребенка, чтобы ему интересно было.
Как формируются чувства ребенка к матери в раннем детстве?
Эти чувства развиваются через физическое взаимодействие и заботу. В первые полгода жизни младенец знакомится со взрослыми и больше всего привязывается к матери, которая обеспечивает его потребности. С года он начинает подражать ей, а к двум годам осознает свою связь с ней. К трехлетию важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для матери, а к четырем – пяти годам у него формируются настоящая любовь и доверие.
Что если мы реагируем на чувства ребенка, учитываем их, то он начинает чувствовать себя в безопасности, и потом ему легче проявлять смелость и изучать этот мир. конечно, это не значит, что мы должны потакать всем чувствам. границы и рамки также важны для безопасности ребенка, но не через наказания и игнорирование, а отражение чувств и объяснение.
Как было в тексте выше «понимаю, как злишься — хочешь конфету, мне жаль, но сейчас мы больше не будем есть сладкого, я переживаю за твое здоровье, хочу, чтобы у тебя не болел животик»
Как проявляются чувства внутреннего ребенка?
Эмоции возникают через реакции, поведение, стиль общения и систему ценностей. Они могут выражаться в радости, страхе, гневе, неуверенности, игривости и спонтанности, а также влиять на принятие решений и установление границ.
Когда у ребенка появляются чувства?
С самого рождения, когда малыш испытывает базовые чувства, такие как радость, гнев и страх. С возрастом спектр чувств увеличивается.
Как понять чувства приемного ребенка?
Важно внимательно наблюдать за его поведением и реакциями на различные ситуации, а также за взаимодействием с окружающими. Такие дети могут проявлять подозрительность, замкнутость и агрессию из-за нехватки доверия и страха, что их вновь оставят. Они могут испытывать трудности с эмпатией и выражать сильные эмоции через провокационное поведение. Постепенное установление правил и искренняя забота помогут ребенку почувствовать безопасность и начать открываться.

Дети могут врать, так как очень боятся, что их вновь предадут. Что важно с большим сочувствием к ним относиться — то есть отражать эмоции и возвращать к границам, транслировать их ценность со всеми сторонами (и точками роста) — а не ругать просто.
Важно понимать, что дети и их ложь — это как выражение их внутреннего мира, стремление защитить себя и свои интересы. Поэтому нужно находить способы поддержать их, помочь прояснить ситуацию без обвинений и упреков. В конечном итоге, это позволит не только укрепить доверие между вами и ребенком, но и помочь ему развиваться и делиться своими чувствами и мыслями без страха быть осужденным.
Чувства и эмоции помогают и детям и взрослым изучать и понимать мир, интерпретировать происходящее. Понимание их и поддержка являются основой для гармоничного развития личности. Когда родители и близкие искренне слушают и сочувствуют, помогая маленькому человеку справляться с переживаниями, они закладывают фундамент для его уверенности в себе и способности строить крепкие отношения с окружающими и самим собой.
В конечном итоге умение ценить и понимать свои эмоции поможет ему вырасти счастливым и успешным взрослым, готовым преодолевать жизненные трудности с открытым сердцем и светлой душой.
Источник изображения на шапке: cookie_studio / freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Петрова И. К., Трофимова В. В., Яковлева И. В. Эмоциональный интеллект ребенка //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент. – 2020. – С. 36.
- Бреслав Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье //Вопросы психологии. – 1986. – №. 1. – С. 41-47.
- Прохоров А. О., Фахрутдинова Л. Р. О связи переживаний и психических состояний //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150. – №. 3. – С. 50-55.