Заказать звонок

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы

12.05.2025
3162
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 12.05.2025
Сохранить статью:
Формирование функциональной грамотности в школе

О чем речь? Формирование функциональной грамотности в школе необходимо для выпуска детей с навыками, которые пригодятся им в реальной жизни. Например, ребенок не просто умеет считать, а знает, как посчитать выгоду в том или ином случае.

На что обратить внимание? Для развития таких навыков педагогам и родителям необходимо подбирать примеры, которые будут интересны ученикам и актуальны для них. Также необходимо развивать критическое мышление и компьютерную грамотность.

Понятие функциональной грамотности

В 70-е годы прошлого века впервые возникло понятие формирования функциональной грамотности в школе. Под ним подразумевалась способность школьников с помощью чтения и письма решать жизненные задачи. Спустя сорок лет данные навыки начали считать базовыми, им обучают всех детей в общеобразовательных целях.

Сегодня каждый ученик должен обладать функциональной грамотностью, это свидетельствует о качестве полученного образования. Простых академических знаний недостаточно, нужно развивать в детях умения, которые помогут им правильно использовать полученную информацию в жизни.

Креативное мышление
Источник: freepik / freepik.com

В число необходимых навыков входят: математическая, читательская, естественно-научная, компьютерная и финансовая грамотность, умение мыслить креативно и современные компетенции. Все эти способности должны помогать человеку на практике. Рассмотрим примеры и навыки формирования функциональной грамотности подробнее.

Читательская грамотность

За формирование функциональной грамотности школьников средних и младших лет отвечает федеральный госстандарт системы образования. Умение читать является важным результатом обучения, участвующим в других образовательных процессах.

Чтобы развивать его, учитель должен давать задания без однозначного ответа, школьнику необходимо подумать над ними. Такая стратегия позволяет лучше запоминать информацию, применять полученные знания на практике, проводить параллели и читать между строк.

Математическая грамотность

Ребенок, обладающий математическими способностями, может использовать данные в других сферах. Например, строить прогнозы, просчитывать возможные варианты развития событий, понимать, какую выгоду ожидать при определенных усилиях.

Также данный навык дает возможность принимать взвешенные решения. Сформировать его можно, правильно задавая вопросы, соотнося данные с реальной жизнью.

Естественно-научная грамотность

Нужно давать детям задания, где необходимо провести исследования в области природы, окружающей среды. Поможет изучение географических карт, сравнения с разными явлениями.

Такой способ дает нужную базу в области естественных наук, что позволит ребенку правильно интерпретировать данные, чтобы использовать их в практических исследованиях.

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Например, ребенок сможет объяснять природные явления, подбирать научные доказательства для объяснения разных теорий, у него появляется свое мнение, основанное на понимании механизмов естественной среды.

Глобальные компетенции

Считается одним из методов формирования функциональной грамотности в школе. Благодаря ему ученик может использовать полученные знания для решения глобальных задач.

Этому помогают задания на логику, поиск причинно-следственных связей, закономерностей между явлениями и событиями. Ученик самостоятельно или в группе анализирует полученные данные, отвечает на вопросы из разных сфер, таких как география, экономика, экология.

У ребенка должна быть сформирована восприимчивость к новой информации, ему необходимо обладать аналитическим мышлением. Школьнику нужно быть эмпатичным, любознательным, способным работать в группе.

Вместе с одноклассниками учащийся проводит исследования реальности, которое помогает ему адаптироваться к миру, понимать, насколько он многообразен. Это способствует уважительному отношению к чужим культурам. Современное образование позволяет сделать личность всесторонне развитой, воспринимающей чужую точку зрения.

Креативное мышление

К этому навыку относят все, что связано с творческими способностями: умение генерировать идеи, улучшать чужие предложения, подключать фантазию и воображение. Итогом такой деятельности становится всесторонний анализ, предлагающий эффективное решение проблемы.

Благодаря подключению критики школьник способен выделить слабые и сильные стороны проекта и предложить, как можно изменить ситуацию за счет творческого подхода.

Понятие функциональной грамотности
Источник: freepik / freepik.com

Улучшить такие навыки поможет совместная деятельность, например создание коллажа в классе, рисование картины фантастического существа, составление карты домашних дел и многое другое.

Креативное мышление не может быть действенным без глубоких знаний. Поэтому творческий подход применяют при решении ежедневных задач, которые при подключении креатива можно завершать быстро и эффективно.

Финансовая грамотность

Понимание мира финансовых инструментов закладывается с ранних лет. Поэтому школьники узнают базовые понятия, которые в будущем помогут им улучшить качество жизни за счет планирования бюджета и осознания, как расходовать средства и зарабатывать.

Чтобы усвоить данный вид грамотности, нужно познакомить детей с банковскими операциями и продуктами, показать, какие существуют инструменты в мире финансов.

Компьютерная грамотность

Невозможно уже представить функциональную грамотность без способности освоить компьютерные технологии. Этот навык начинают развивать с начальных классов.

Какие умения нужны для осваивания компьютерной грамотности:

  • поиск информации в глобальной сети, анализ полученных данных, понимание, как проверять их достоверность;
  • умение использовать сервисы от электронной почты до всех базовых программ;
  • знание правил безопасности в интернете: как хранить личные данные, управлять аккаунтами и вести соцсети.

Направления развития функциональной грамотности в школе

Выделяют два направления, которые способствуют эффективному формированию функциональной грамотности в стенах школы.

Первое: ежедневная работа учителя на уроках

Рассмотрим на примере развития читательской грамотности. Одним из таких способов является смысловое чтение, которое позволяет использовать его при изучении других предметов. Федеральный госстандарт образования определяет этот навык как один из важнейших способов обучения.

Чтобы успешно осваивать новые знания, школьник должен уметь работать с информацией, ориентироваться в тексте, отделять нужное от необязательного, проверять достоверность данных, обобщать и анализировать, чтобы делать верные выводы.

Без собственного опыта применять полученные знания довольно нелегко. Благодаря владению русским языком, литературным чтением появляется возможность успешно освоить математику, окружающий мир, другие языки.

Существует не так много механизмов системного обучения функциональной грамотности. Это связано с тем, что разработать единый метод, подходящий всем, довольно трудно, нужно учитывать особенности каждого ученика.

Задания необходимо составить так, чтобы они отражали реальный опыт, но были понятными на определенном уровне развития школьника. Это должны быть системные знания, в которых содержится множество фактов, те, которые, возможно, не нужны в практических целях, но вызовут у ребенка интерес к изучению предмета.

Сегодня многим детям нужно давать наглядные пособия. Хотя в обычной жизни для решения сложных задач зачастую используется неявный метод.

Например, мы говорим о билете в кино. Явной информацией будет время начала сеанса, адрес кинотеатра. А неявной — во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть на сеанс. Еще один пример: театральный буклет.

Явной информацией будет: шрифт, буквы, иллюстрации в нем. А неявной — какие спектакли идут в настоящее время, сколько стоят билеты, справка о том, в каком виде нужно приходить в театр и другие данные.

Возьмем пример, который поможет разобраться с этим тезисом. Рассмотрим математическую задачку.

Есть вычислительные элементы: диагональ квадрата и пространственная диагональ куба. Нужно сформулировать текст задачи по вычислению длины сторон. Хотя можно взять более образный пример. Это багажник автомобиля, в который нужно уложить чемоданы определенной длины.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Следует понять, как расположить их так, чтобы они поместились и по длине, и по ширине. С одной стороны, задача состоит в вычислении диагонали, хотя чемоданы имеют разную длину и толщину, поэтому в реальной жизни одного этого способа будет недостаточно для разрешения проблемы.

В итоге можно сказать, что для формирования процесса функциональной грамотности нужно не только проводить уроки, но и давать задания, которые позволят детям мыслить логично и системно, эти упражнения следует интегрировать в общую программу и сделать обязательными.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности можно назвать дополнительное школьное образование.

В настоящее время для детей создано множество возможностей для развития качественных навыков. Техники дополняют друг друга и дают ученикам способности всесторонне развиваться. Созданы «Точка роста», «Кванториум», «IT-куб», другие образовательные центры.

Например, при изучении естественных наук в рамках школьной программы осваиваются не только данные из учебников, но и предлагается дополнительная информация, позволяющая шире смотреть на окружающий мир, понимать законы природы, применять полученные знания на практике.

В этом помогают современные технологии, новые материалы, приборы и гаджеты, благодаря которым удается интегрировать учебные знания в условиях доступности дополнительного образования.

Методы формирования функциональной грамотности в школе

На формирование функциональной грамотности школьников оказывают влияние такие факторы:

  • образовательные стандарты школы;
  • методики обучения в конкретном учебном заведении;
  • дополнительные секции, кружки и курсы, которые посещает ребенок;
  • родители, которые активно участвуют в процессе обучения школьника;
  • система оценок, влияющая на достижения учеников;
  • возможность школы менять учебные планы для достижения эффективности.

Лучше всего получается достичь необходимого эффекта при решении поставленных задач в группах или парах. Если школьники примут участие в обсуждениях, где каждый выскажет свою точку зрения, это позволит найти наиболее верное решение, процесс поиска будет проходить быстрее.

Для этого используются деловые игры, занятия по созданию и защите проектов. Учителю не всегда просто участвовать в таком процессе, но педагог может начать с парных занятий, а затем перейти к небольшим группам. В любом случае этот способ улучшает коммуникацию в классе, учит детей слышать друг друга и понимать чужую точку зрения.

Начальная школа

В начальной школе важно обратить внимание на формирование функциональной грамотности.

Следует обучить учеников навыкам быстрого чтения с пониманием прочитанной информации. Если ребенок не может вникнуть в текст, ему трудно справляться с поставленными задачами.

При скорочтении развивается быстрое мышление, однако, если дети не понимают, что они читают, данный навык не приведет к развитию функциональной грамотности. Чтобы проверить, усваивается ли материал, учитель должен задавать вопросы по тексту, так школьники будут пытаться разобраться в прочитанном.

Еще одна задача — мотивация к чтению. Ребенку может быть не интересен учебник, тогда на помощь приходит командная работа. Например, ребят собирают в группе и просят создать общий проект, для получения информации нужно обратиться к главам учебника.

Школьники будут искать нужные данные, оперативно прочитывать главы для отбора фактов по проекту. Учителю следует подключаться на этапе, когда нужно подтолкнуть учеников к правильному методу сбора информации.

В начальной школе важно выбирать задания, которые будут вызывать интерес. Современный ребенок не заинтересуется токарным станком и его устройством, ему важнее изучить, как устроен компьютер, что нужно для печати фигурки на 3D-принтере. Детям нужны знания, которые они легко смогут применить на практике.

Средняя и старшая школа

В старшей школе активно используют ролевые игры. Например, можно смоделировать реальную ситуацию, чтобы ребенок по ходу вовлечения в нее решал различные задачи. Следует сочетать темы по любым предметам.

Например, погружаем учащихся в прошлое, где им нужно определиться с образом жизни. Один ученик будет столяром, второй — аристократом. Предварительно им нужно изучить все особенности того времени, как это влияло на положение в обществе.

Затем необходимо составить план по созданию личного бюджета. Такое упражнение поможет развить не только математические знания, но и позволит глубже понимать процессы экономики и истории.

Еще один способ поработать над развитием функциональной грамотности — дать школьникам этикетки с разными продуктами. Пусть они посмотрят на состав товаров, определят вредные и полезные компоненты.

В конце им нужно составить корзину из подходящих продуктов. Это позволит проверить знания языков, химии, биологии, экологии и других предметов.

Перед тем как давать такое упражнение, нужно научить подростка работе с информацией. В интернете очень много недостоверных сведений, важно обозначить эту проблему, чтобы школьник не совершал ошибки при решении задач.

Для отработки данного навыка ученикам предлагают прочитать текст из соцсетей, после чего учитель помогает обнаружить ошибки, которые затем нужно будет выделить и найти верное решение. Метод развивает критическое мышление.

Еще один способ групповых занятий — методика обучения для поиска оптимального решения указанной проблемы. Для этого нужно провести анализ, который выявит плюсы и минусы предложенных вариантов. Этот метод обычно вызывает у школьников интерес, способствует быстрому решению ситуационных задач с помощью наглядных примеров.

Часто задаваемые вопросы о формировании функциональной грамотности в школе

Функциональная грамотность сегодня — не просто способ обучения, это свидетельство развития общества на высоком уровне. Именно благодаря данному методу система образования все время совершенствуется.

Как грамотно выстроить процесс формирования функциональной грамотности для школьников?

В старших и средних классах процесс обучения должен быть объемнее и сложнее, чем у младшеклассников. Он должен включать не только сбор и обработку информации, но и анализ с последующими выводами по глобальным проблемам и различным природным и социальным явлениям.

Каким является главный принцип?

Важно равномерно распределять нагрузку. Задания должны быть разделены по уровням: от начального до продвинутого. Их нужно интегрировать в учебный процесс постепенно в течение всего учебного года. Привязывать задания необходимо к реальным событиям, но так, чтобы ученики понимали и воспринимали смысл происходящего.

Где взять задания?

Банк заданий Института стратегии развития образования РАН — это список заданий по разным дисциплинам для формирования функциональной грамотности в школе, сопровождаемый комментариями от эксперта, доступен в PDF-формате.

Открытые задания PISA на сайте Федерального института оценки качества образования — можно найти ссылки на тесты и решения онлайн-задач. Достаточно вывести их на проектор или интерактивную доску и предложить ученикам.

Процесс обучения становится непростым, но его методики позволяют с ранних лет делать детей воспитанными, самостоятельными и инициативными.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Петросян К. А. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ1 //ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. ВГ БЕЛИНСКОГО: традиции и инновации. — 2021. — С. 209.
  • Стрельникова Л. Н., Журавлева В. В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников //Мир науки, культуры, образования. — 2021. — №. 2 (87). — С. 79-81.
  • Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования //Начальная школа плюс до и после. — 2009. — №. 12. — С. 1-4.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Правила кибербезопасности для детей

Правила кибербезопасности для детей

Что такое? Кибербезопасность для детей – не более, чем сложн...

Ребенок врет: что делать родителям

Ребенок врет: что делать родителям

О чем речь? Ситуация, когда ребенок врет — неизбежна, ведь в...

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

О чем речь? Развитие восприятия у детей происходит поэтапно ...

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

О чем речь? Послушный ребенок — мечта многих родителей. Одна...

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Как себя ведет? Недовольный ребенок отказывается завтракать ...

Логическая память: особенности и способы развития

Логическая память: особенности и способы развития

Что это? Логическая память основана на установлении смысловы...

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку
30.05.2025

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку

Как помочь ребенку учиться? Делать это с криками ни к чему х...

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро
30.05.2025

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро

Как подготовиться к экзамену? Главное – правильно распредели...

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка? Прежде всего нужно узнать п...

Забрать подарок

Забрать подарок

7 дней обучения в
Академии ЮКидс
Получить бесплатно