Заказать звонок

Деньги на карманные расходы: почему это важно, как научить обращаться

03.03.2025
826
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 03.03.2025
Сохранить статью:
Деньги на карманные расходы: почему это важно, как научить обращаться

Зачем давать? Деньги на карманные расходы учат ребенка самостоятельности и в целом способствуют формированию финансовой грамотности: планировать покупки, откладывать на крупные расходы.

Сколько давать? Для обязательных расходов выделяется отдельная сумма, а личные деньги используют, например, для покупки сладостей, на поход в кино или кафе с друзьями. Отведенный лимит должен быть сопоставим с семейным бюджетом и учитывать возраст ребенка.

Зачем нужны деньги на карманные расходы

Выдавая детям деньги на карманные расходы, вы можете научить их основам финансовой грамотности. Умение распоряжаться деньгами — это очень важный жизненный навык. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети правильно пользовались денежными средствами, планировали свои траты, делали накопления, необходимо знакомить их с таким понятием, как карманные деньги.

Зачем нужны деньги на карманные расходы
Источник: master1305 / freepik.com

К сожалению, ни в школах, ни в высших учебных заведениях нет таких предметов, которые научат планировать и контролировать свои расходы. Часто, не получив нужных навыков распоряжения финансами в детстве, взрослые люди совершают импульсивные траты, не могут организовать накопления, не ведут счет своим деньгам.

Первое знакомство детей с деньгами происходит в возрасте 2—4 лет. В этот период нет необходимости учить малыша распоряжаться финансами, нужно доступно в его сознании сформировать образ денег и объяснить основную их функцию.

Находясь в магазине, акцентируйте внимание на том, что вы не просто берете продукты или вещи, которые вам понравились, вы меняете их на деньги. Объясните, что это не просто листки бумаги, пуговицы или камушки, они выглядят определенным образом, имеют отличительные знаки. Так вы сможете сформировать у ребенка понимание реальной ценности денег.

Также можно играть с ребенком дома в магазин. В этом возрасте дети познают окружающий мир через игру. Будет здорово, если дома у ребенка будет игрушечная касса, а близкие будут его покупателями. Дети обожают такие игры.

В возрасте 4—5 лет многие из детей уже умеют считать, поэтому в этот период можно использовать деньги в качестве инструмента для элементарных расчетов. Например, сложить один рубль и два рубля.

Когда ребенок начинает учиться в школе, для него наступает новый этап экономического воспитания. Это приходится на 6—8 лет. Он впервые сталкивается с таким понятием, как деньги на карманные расходы. Имея в своем распоряжении определенные суммы, уже может сам принимать решение, что с ними сделать — потратить, например, в школьной столовой или отложить в копилку.

Гражданский кодекс Российской Федерации говорит о том, что при достижении 6 лет у детей появляется право на совершение мелких бытовых покупок. Поэтому в этом возрасте вы можете начинать выдавать ребенку деньги на карманные расходы, но только при условии, что он четко понимает их предназначение и как ими пользоваться.

Чтобы оценить уровень владения знаниями и навыками распоряжения финансами, попросите ребенка сходить в магазин, дав небольшой список продуктов и определенное количество денег. Далее все просто — если он верно посчитал стоимость товара, указанную на ценниках в магазине, заплатил необходимую сумму и при наличии сдачи забрал ее, то можно не переживать. Он уже умеет считать. Но это сложный навык. Малышу может потребоваться помощь.

Прежде чем давать ребенку деньги на карманные расходы, побеседуйте о целях, на которые он хочет их потратить. Объясните, что можно покупать на них, а что нет. Помогите маленькому человеку расставить приоритеты в его финансовых делах.

Нередко у родителей возникает вопрос: «Сколько нужно денег на карманные расходы?» Правильного ответа нет. При определении суммы на карманные траты исходите из своих возможностей и потребностей ребенка. Учитывайте плату за проезд в общественном транспорте и за питание во время учебы.

Для начала давайте порядка 50—100 рублей в неделю. Если вы видите, что ребенок понимает, как ими распоряжаться, то сумму можно постепенно увеличить.

Не забывайте контролировать расходы карманных денег. Если ребенок не тратит всю сумму сразу, а старается экономить, то можно попробовать выдавать ему средства на более длительный период, например на неделю или месяц. И наоборот, если выделенные деньги расходятся моментально на импульсивные покупки, то стоит ограничиться суммами на один день.

Плюсы и минусы карманных денег

В качестве плюсов денег на карманные расходы можно выделить:

  • помогают детям понять их реальную ценность, как они зарабатываются и куда их можно тратить;
  • учат планировать свой личный бюджет — четко определять расходы и доходы, пытаться копить;
  • наличие карманных денег позволяет ребенку чувствовать себя увереннее среди сверстников, одноклассников;
  • контролируя свои финансы, дети становятся ответственными и самостоятельными;
  • дают возможность познакомиться с различными финансовыми инструментами, такими как банковская карта, онлайн-платежи.

Недостатки наличия денег на карманные расходы:

  • обычно, получая первые деньги на карманные расходы, дети тратят их на ненужные вещи и фастфуд;
  • есть риск того, что, получая карманные средства, ребенок будет уверен в том, что самостоятельно зарабатывать не нужно, родители всегда обеспечат финансами. Таким образом, ценность денег будет занижена;
  • есть опасность того, что у ребенка могут отобрать деньги другие ребята или мошенники.

Правила выдачи денег на карманные расходы

Существует несколько способов, которые помогут определить, сколько нужно денег на карманные расходы.

«Снизу вверх»

Для начала потребуется определить обязательные траты ребенка — на проезд, питание и так далее. Затем к этой цифре нужно прибавить некоторую сумму, которой он сможет распорядиться уже на свое усмотрение. Например, на питание и проезд у ребенка в день уходит 100 рублей. К этой сумме можно добавить от 30 % до 50 % на личные нужды.

Ему нужно обязательно пояснить, что сумму на базовые расходы ни при каких обстоятельствах нельзя тратить по своему желанию. То есть, если он потратит деньги, выделенные на проезд, и купит себе шоколадку, то не сможет добраться из школы домой.

«50 ₽ × возраст»

Данный способ упростит задачу при определении того, сколько денег давать на карманные расходы. Например, семилетнему ребенку для начала можно выдавать 350 рублей в неделю и четко с ним проговаривать то, на что можно тратить эти средства.

Если базовые расходы превышают сумму, которую вы выделяете, то возраст можно умножить на 100 или 150 рублей, принимая во внимание ваши финансовые возможности.

Такой способ очень удобен, если в семье несколько разновозрастных детей. Разница выдаваемой суммы зависит от возраста, и это легко можно объяснить ребенку.

Интуитивный способ

Средний размер карманных денег в России варьируется от 150 до 300 рублей в неделю. Для начала вы тоже можете выдавать деньг на карманные расходы исходя из минимальной суммы, постепенно увеличивая ее в зависимости от запросов ребенка и необходимых расходов.

Как объяснить маленькому человеку, почему его сумма денег на карманные расходы меньше, чем у друзей или одноклассников:

  • Нужно доступно рассказать, что уровень дохода в семьях отличается, соответственно возможности выдачи карманных денег тоже разные. Для примера используйте мультики, фильмы, книги.
  • Поясните, что подход к семейному бюджету бывает разный — кто-то тратит все заработанные деньги, а кто-то откладывает определенный процент на накопления.
  • Доходчиво разъясните, как вы определили размер, выделяемый на карманные расходы, что туда входит. Если ребенок думает, что этих денег недостаточно, он может аргументировать необходимость увеличения суммы.

«Как у остальных»

Иногда сумма на карманные расходы согласовывается на уровне родительского комитета в классе, и все дети получают одинаковое количество денег.

Не стоит использовать карманные средства в качестве мотивации к хорошей учебе. Сумма на карманные расходы не должна зависеть от успехов или неуспехов. Таким образом, можно выработать у него привычку делать что-либо только за деньги.

Вы можете дополнительно поощрять ребенка так называемыми премиальными финансами за определенные достижения. Вознаграждение должно быть четко определено во времени и сумме. Но не стоит часто доплачивать за успехи в школе. От этого смещается фокус с мотивации успеха и знаний, на финансовые цели. Лучше отметить пятерку походом в кино, парк и т п.

«Как у остальных»
Источник: freepik / freepik.com

А вот поощрение в долгосрочной перспективе для ребенка не является мотивацией, потому что дети, как правило, не могут далеко прогнозировать будущее. Например, если в начале учебного года пообещать ребенку тысячу рублей за хорошие итоговые отметки, то вряд ли это заставит его хорошо учиться.

С самого детства малыша нужно учить тому, что деньги не появляются сами собой, их нужно зарабатывать. Оплачивается работа, а не обязанность человека. То есть нельзя поощрять ребенка за то, что он почистил зубы, убрал за собой постель.

Нужно четко определить день, в который вы будете выдавать ребенку деньги на карманные расходы. Детей до 10 лет обеспечивать средствами лучше один раз в неделю, так как им еще сложно планировать свои расходы на более длительный период. Подросткам деньги на карманные расходы можно выдавать сразу на месяц, так как они уже более осознанно относятся к финансам.

Сумму можно увеличить за счет вознаграждения за какие-либо успехи или выполненную работу. Систему поощрения следует обсудить с ребенком заранее, она должна быть ему понятна и не противоречить ценностям вашей семьи. Установленные критерии оценки должны быть достижимы для детей. Помните, что завышенные требования могут, наоборот, демотивировать и полностью отбить желание что-то делать.

Как научить ребенка обращаться с карманными деньгами

Чтобы научить детей распоряжаться карманными деньгами и планировать свои траты, можно использовать различные способы.

Заведите с ребенком две коробки. В одну сразу отложите сумму на необходимые повседневные расходы, а вторую используйте для накоплений. В нее можно откладывать сэкономленные средства.

В случае, когда ребенку не хватает своих карманных денег на покупку желаемого, не нужно добавлять ему недостающую сумму. Так у него формируется привычка брать в долг. А одалживать деньги ребенку не стоит, так как у него нет в принципе возможности вернуть этот долг. На примере недостающей суммы вы легко можете объяснить, как можно накопить нужные средства.

Полезно привлекать маленького человека к обсуждению общего бюджета семьи, планированию крупных покупок или семейного отпуска. Это формирует у него понимание ценности денег и чувства ответственности.

Как можно привлечь ребенка к планированию и распределению семейного бюджета:

  • приходя в магазин, поручите ребенку поиск продуктов и товаров по списку;
  • дайте задание — посчитать на калькуляторе сумму совершенных покупок;
  • подростку можно вменить в обязанность самостоятельно пополнять запас продуктов в доме.

С помощью денег на карманные расходы ребенок легко освоит базовые навыки финансовой грамотности. А именно научится:

  • не делать импульсивные покупки;
  • ставить долгосрочные цели и достигать их;
  • создавать накопления на непредвиденные расходы;
  • инвестировать.

То, как распоряжаться деньгами, дети учатся по поведению родителей. Таким образом, у них формируются установки и привычки. Например, если в семье ведется четкий подсчет денежных средств, планируется бюджет и формируются накопления, то и ребенок будет относиться к своим карманным деньгам бережно и рационально.

Как научить ребенка обращаться с карманными деньгами
Источник: jcomp / freepik.com

Вот несколько советов, как сформировать у детей правильное отношение к деньгам и семейному бюджету:

  • Объясните ребенку, из чего состоит семейный бюджет, откуда в нем берутся деньги и куда они тратятся. Обсуждайте с ним крупные покупки, поясняя, как можно накопить на дорогостоящую вещь.
  • Формируйте осознание ценности денег и приобретаемых вещей.
  • Изредка давайте ребенку деньги на карманные расходы ситуативно, одновременно ставя перед ним выбор — либо купить на них прямо сейчас желаемую игрушку, либо сложить деньги в копилку.
  • Показывайте на своем примере, что такое инвестирование. Предложите ему самому вложить во что-нибудь часть накопленных денег.
  • Если ребенок потратил недельный лимит карманных денег за один день, не стоит ему выдавать дополнительные средства. Это научит его в будущем рационально относиться к своим тратам.
  • В случае если ребенок не рассчитал свои затраты, совершил импульсивные покупки, не ругайте его. Разберите вместе с ним ситуацию, чтобы в будущем таких ошибок не повторилось.

Часто задаваемые вопросы о деньгах на карманные расходы

Рассмотрим вопросы, которые возникают чаще всего при формировании бюджета на карманные расходы.

Есть ли закон, обязывающий родителей давать детям средства на карманные расходы?

В России на законодательном уровне не предусмотрена такая обязанность родителей, как выдача детям карманных денег. Решение всегда принимают родители. А вот, например, в Германии существуют рекомендации по вопросу того, сколько денег выдавать ребенку на карманные расходы.

Можно ли лишать карманных денег в качестве наказания?

Нельзя в качестве наказания лишать ребенка карманных денег, и тем более штрафовать за проступки или плохое поведение. Такие методы вызовут только озлобленность, обиду и недоверие. Нужно учиться находить решение возникших проблем без вовлечения денежной составляющей.

Нужно ли контролировать расходы ребенка?

Контроль расходов детей необходим, но важно не перегнуть палку. Ваша задача — научить маленького человека ответственному отношению к своим финансам. Один из способов такого ненавязчивого контроля — оформление дебетовой карты для ребенка.

Вы можете привязать ее к своему счету и установить лимит по ежедневным тратам. У него будет возможность самостоятельно распоряжаться своими карманными деньгами, а вы сможете иметь информацию о расходах.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Амахина А. А. Деньги в жизни современного подростка //Социология. — 2013. — №. 1. — С. 82-87.
  • Мацкявичене Е. В. Дети и деньги //Бухгалтерский учет. — 2009. — №. 14. — С. 39-43.
  • Панкратов Г. Б. ДИЛЕММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ-НУЖНЫ ЛИ ОНИ ДЕТЯМ? //Законность и правопорядок. — 2018. — №. 3. — С. 64-69.

Изображение в шапке статьи: drobotdean / freepik.com

Вам также может понравиться
Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома
14.03.2025

Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома

Что такое семья для детей? Это фундамент, который предоставл...

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Забрать подарок

Забрать подарок