- Что такое дисциплина
- Причины детских капризов
- Правила проявления требований к детям
- Обучение дисциплине детей разных возрастов
- Этап 1: 3-6 лет – дошкольное детство
- Этап 2: с 6-7 до 11-12 лет – младший школьный возраст
- Этап 3: 11-12 лет и старше – подростковый возраст
- Часто задаваемые вопросы о дисциплине для детей
- Как дисциплина влияет на развитие ребенка?
- Что такое позитивная дисциплина в развитии ребенка?
- Какой самый сложный период в воспитании ребенка?
Что это? Дисциплина для детей – неотъемлемая часть их воспитания и образования. Она помогает учиться управлять своими эмоциями, временем и поведением, что, в свою очередь, способствует успешному развитию личности.
Что нужно? Важно объяснить ребенку, почему определенные правила существуют и к чему может привести их нарушение. Вместо того чтобы просто запрещать что-то, стоит рассказать, почему введен запрет и кто должен ему следовать.
Что такое дисциплина
Для многих дисциплина связана с запретами и наказаниями. Это, вероятно, обусловлено тем, что именно эти «методы» помогают поддерживать порядок .
Тем не менее слово «дисциплина» простыми словами в латинском языке – это «воспитание». Данный термин представляет собой способность держать свое поведение под контролем и делать не то, что хочется, а то, что действительно необходимо. Суть понятия заключается не в наказаниях, а в обучении ребенка принимать рациональные решения.
Воспитание дисциплинированного ребенка – это многогранный процесс, требующий последовательности и терпения. Ключевым моментом является развитие у ребенка определенных навыков, которые станут фундаментом его самодисциплины.
Во-первых, научите ребенка планированию. Это может начинаться с простых задач, например, составления списка дел на день. Постепенно усложняйте задачи, помогая ребенку видеть перспективу и распределять время.
Во-вторых, развивайте навыки самоконтроля. Здесь важно научить ребенка распознавать свои эмоции и управлять ими. Игры и упражнения на концентрацию внимания могут стать полезными инструментами.
В-третьих, прививайте ответственность. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести за них последствия. Это поможет ему осознать связь между своими действиями и результатами.
И наконец, будьте примером для подражания. Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если вы сами демонстрируете дисциплинированное поведение, ребенку будет легче перенять эти навыки.

Дисциплинированный ребенок способен значительно преуспеть в учебе, спорте и различных областях жизни. Он владеет качествами, которые позволяют ему преодолевать преграды, сохранять порядок и достигать своих целей.
Причины детских капризов
- Любопытство и любознательность. Это особенно характерно для малышей в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Вокруг так много увлекательного, целое «море» событий и эмоций, что для дисциплины просто не остается «места». Малыши не способны сосредоточиться на этом.
- Проверка родителей на устойчивость. Дети часто обнаруживают у своих родных уязвимые места, чтобы оказывать на них большее влияние. Это именно один из способов воздействия.
- У малыша недостаток внимания со стороны родителей, что является абсолютно нормальной причиной. Когда интереса к ребенку недостаточно, он начинает искать возможность получить его любыми способами.
- Отсутствие мотивации. Малышу всегда необходим стимул для действий. Если у него нет понимания, зачем это нужно, он вряд ли будет что-то делать. Каждое обращение родителей должно быть логичным и осмысленным. Например, вместо фразы «убери игрушки сейчас же» лучше сказать «давай сначала ты уберешь игрушки, а потом мама прочитает тебе новую сказку на ночь».
- Слишком много запретов. Задумайтесь, может быть, вы чрезмерно придирчивы к своему чаду? Если часто звучит «не трогай, не ходи, убери, помолчи», даже самый послушный малыш начнет сопротивляться.
- Ваши слова не соответствуют вашему поведению. Мама указывает: «Не мусори!», но сама бросает обертку мимо контейнера. Папа утверждает, что врать – это плохо, однако постоянно (хотя и вынужденно) вводит сына в заблуждение. Будьте настоящим примером для своего чада, и данная проблема исчезнет сама собой без дополнительных усилий.
- Малыш не испытывает к вам доверия. Все его старания по завоеванию вашего расположения оказываются безуспешными и не дают ожидаемых результатов (мама продолжает критиковать, мелкие придирки становятся рутиной и так далее). Как только малыш осознает бесполезность своих усилий, он утрачивает веру в них.
Правила проявления требований к детям
Воспитание дисциплины у детей должно начинаться на раннем этапе с учетом возраста малыша. Чем раньше мама и папа начнут устанавливать правила и ограничения в жизни своего чада, тем проще ему будет адаптироваться к нормам в будущем.
Введение границ с малых лет значительно облегчает процесс их усвоения. Необходимо помнить, что полная свобода для ребенка, даже если он еще мал, недопустима – это может привести к формированию ощущения вседозволенности и проблемам с послушанием в дальнейшем.

Запреты и ограничения играют ключевую роль, поскольку они способствуют развитию самодисциплины. Тем не менее важно придерживаться ряда правил:
- Не стоит выдвигать слишком много требований, акцент следует делать на действительно важных аспектах, таких как мытье рук перед едой или уборка игрушек в ящик вечером. Если постоянно дергать ребенка и запрещать ему мелкие действия, он просто перестанет обращать внимание на родителей, и их запреты для него утратят смысл.
- Взрослым важно в ясной и спокойной форме донести до ребенка, почему от него ожидаются определенные действия. Нужно объяснить, почему нельзя употреблять пищу, не помыв руки, или по какой причине необходимо аккуратно убирать одежду.
- Важно четко формулировать задачу. Нельзя ограничиваться фразой: «В твоей комнате бардак». Необходимо уточнить, что конкретно вызывает недовольство и что нужно сделать: «Убери, пожалуйста, разбросанные тетради и застели кровать».
- Важно четко изложить ребенку, что нельзя делать, и удостовериться, что он это понял. В противном случае было бы несправедливо ожидать от него выполнения задач, о которых он не имеет представления.
- Ограничения должны быть обоснованными, так как дети активно исследуют окружающий их мир, и им необходимо проявлять инициативу даже в тех действиях, которые могут не соответствовать взрослым стандартам. Важно достигнуть баланса. Например, можно прыгать по лужам, если ребенок обут в сапоги и поблизости нет других людей; в комнате гонять мяч не следует, тогда как на свежем воздухе это вполне допустимо.
- Когда существуют определенные правила, важно следовать им постоянно. Нельзя сегодня требовать от ребенка почистить зубы, а завтра позволять ему этого не делать. Это ослабляет дисциплину и создает впечатление, что требования родителей не являются обязательными.
Обучение дисциплине детей разных возрастов
Этап 1: 3-6 лет – дошкольное детство
- Обучение навыкам самоконтроля через игру
Важным элементом процесса формирования дисциплины для детей является сюжетно-ролевая игра. Применение подобных технологий способствует тому, что ребенок осознает свое положение в различных ситуациях, а также учится грамотно взаимодействовать как со взрослыми, так и равными ему по возрасту.
Прием заявок
до: 14.04
Сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на различные аспекты становления ребенка дошкольного возраста. Она способствует развитию наглядно-образного мышления. Кроме того, такая игра помогает формировать внутренний план действий и развивает воображение. В результате малыш чувствует себя более свободно. Через игровые ситуации ребенок может учиться управлять своими эмоциями, ждать своей очереди, принимать правила и следовать им.
- Помогайте ребенку обучаться новому
В раннем возрасте крайне важно объяснять, какое поведение считается правильным, а какое – нет. В силу своей неопытности, маленькие дети не всегда понимают, что является допустимым.
Им необходимо облегчить процесс обучения навыкам, нужным для общения с окружающими: как вести себя при встрече с новыми людьми или гостями, а также какие существуют нормы поведения и общения. Поэтому предоставляйте ясно сформулированные и простые инструкции, чтобы дети могли легко усвоить их и начать применять на практике. Помогайте ребенку различать допустимое и недопустимое поведение.
- Позитивная дисциплина
Эмоциональная связь между ребенком и родителем имеет огромное значение. Чадо нуждается в реакции взрослого на свои действия, в обратной связи от него.

Позитивная дисциплина – это воспитание без наказаний, через уважение, границы и понимание чувств ребенка. Она помогает детям учиться на ошибках, а не бояться их. А это значит, что ребенок не просто подчиняется правилам, а учится осознавать последствия и находить решения.
В применении позитивной дисциплины практикуется поощрение желательного поведения, в то время как на нежелательные действия родители реагируют нейтрально, что позволяет уменьшить их проявления.
- Дисциплина для детей, основанная на поощрении, а не на наказаниях
В этом возрасте аргументы часто не работают, и «штрафы» за неправильное поведение не всегда оправданы. Когда вы прибегаете к наказанию, то сосредотачиваетесь на негативных аспектах. В отличие от этого, дисциплина, основанная на поощрении, акцентирует внимание на положительных моментах.
Этап 2: с 6-7 до 11-12 лет – младший школьный возраст
Младший школьный возраст завершается с окончанием детства и охватывает период с 6-7 до 12 лет. В это время ребенок начинает обучение в среднем образовательном учреждении, и учебный процесс становится его главной деятельностью.
В данный период у детей активно развивается память, увеличивается объем словарного запаса и расширяются логические способности. Воспитанием дисциплины у детей занимаются не только родители, но и учителя, которые становятся вторыми важными взрослыми в жизни ребенка. Когда речь идет о формировании дисциплины в этом возрасте, необходимо учитывать следующие моменты.
- Следовать заранее установленному графику и соблюдать режим
Для ученика крайне полезно постепенно самостоятельно выполнять определенные задания, готовить портфель для учебного заведения и интересоваться значимыми событиями. Все перечисленные действия способствуют формированию у ребенка навыков самодисциплины.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

- Установите основные правила и границы
Дети лучше справляются с задачами, когда у них есть четкая схема действий. Придерживайтесь простых и понятных правил. Однако количество норм и ограничений должно быть минимальным, чтобы не перегрузить ребенка и не вызвать у него путаницу. Кроме того, требования должны быть разумными и достижимыми для малыша. Например, стоит регулировать объем домашних заданий и даже время, отведенное на активный отдых.
- Следует придерживаться единства в требованиях
Крайне важно, чтобы в семье существовало согласие относительно подхода к воспитанию ребенка. Если отец устанавливает определенные правила или запреты, то всем остальным членам семьи, включая мать, бабушку, дедушку и других, необходимо следовать этим же принципам.
Когда ребенок знает, что можно, а что нельзя, он чувствует себя защищенным и увереннее ориентируется в мире. Если в семье нет четких правил, ребенок не понимает, чего от него ожидают, и это приводит к конфликтам. Когда ребенок понимает границы (свои и чужие), он учится учитывать интересы других людей.
- Демонстрируйте естественные и логичные результаты определенных действий
Объясните ребенку, какие последствия могут возникнуть в результате определенных поступков. Не придумывайте итоги ради собственной выгоды, так как дети восприимчивы и могут распознать неискренность быстрее, чем вы предполагаете.

К примеру: ваш сын дал слово заняться учебой, если вы позволите ему посмотреть телевизор. Однако после просмотра фильма он сказал, что уроками займется завтра. В таком случае в следующий раз разрешите ему смотреть телевизор только после выполненного задания. И никаких уступок!
- Обеспечить альтернативой
Когда вы просто говорите «нет», у ребенка часто проявляется упрямство. Никакие логические обоснования не сработают, когда малыш пытается продемонстрировать независимость через свое поведение. Не фокусируйтесь на единственном варианте. Предложите ему альтернативы, чтобы облегчить совместное сотрудничество. Дайте выбор из двух или трех возможных вариантов. Например, это могут быть различные секции спорта или кружки, выбор книг и так далее.
Этап 3: 11-12 лет и старше – подростковый возраст
Данный период делится на два: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ключевым аспектом становится межличностное общение, и старший подростковый возраст, или ранняя юность (15-17 лет), в ходе которого приоритетом выступает учебно-профессиональная деятельность.
В это время происходит усвоение моральных стандартов и формирование самосознания, а также активное развитие способностей к самоанализу. Подросток обладает своим взглядом на ситуации и действия. Из-за этого его бывает трудно склонить к какому-либо мнению. Аргументы могут быть использованы, но они не всегда эффективно способствуют формированию дисциплины для детей. В связи с этим мы предлагаем следующие методы.
- Согласование решений и учет мнения подростка.
Здесь можно применять способы, такие как обсуждение и мозговой штурм. Такие дети стараются избегать ситуаций, когда им указывают, как поступать и как вести себя. Если у вашего подростка возникают проблемы с поведением или дисциплиной, избегайте прямых указаний и угрожающих заявлений. Вместо этого обсудите существующие сложности и разработайте совместные стратегии решения.
Стоит задавать вопросы, а не давать прямые советы как поступить. Например, если подростку тяжело выполнять домашнее задание, можно спросить: «Что будет, если не принесешь?», «С какими последствиями ты столкнешься?», «Что чувствуешь при этом?», «Какие есть варианты, которые мы не учли, что еще может произойти?», «На кого-то повлияет твое решение, и если да, то как?» и т.п.
У подростка уже заложены нормы поведения и моральные принципы, он уже знает как надо и чего от него ждут. Но задавая вопросы вместо готовых советов, вы снизите сопротивление и бунт, что может помочь обдумать ситуацию с разных сторон и найти выход.
Это приведет к тому, что подростки почувствуют большую ответственность и с готовностью воспримут ваши предложения.
- Временное ограничение привилегий.
Когда ваш подросток не придерживается установленных правил, одним из возможных последствий может стать утрата некоторых привилегий. К примеру, если ребенок опаздывает домой после установленного времени, следующие семь дней ему могут быть запрещены выходы на улицу. Или же вы можете временно забрать у него мобильный телефон.

- Участие в переговорах и установление договоренности.
Подростки стремятся проявлять свою самостоятельность, принимая собственные решения. Когда возникает конфликт интересов между вами и вашим ребенком, важно вести обсуждение для достижения компромисса. Если дети участвуют в процессе согласования, вероятность соблюдения достигнутых условий значительно возрастает. Например, если подросток хочет завести питомца, необходимо заранее обсудить, что все обязанности по уходу за животным будут лежать на нем.
- Позвольте юному человеку испытать последствия своих поступков.
Наиболее ценный опыт приходит через собственные ошибки. Порой важно предоставить подростку возможность столкнуться с результатами своих действий. Например, из-за безделья он не смог подготовить тестовое задание, что негативно сказалось на его итоговых оценках. В результате он лишился шанса поехать в другую страну вместе с учениками, показавшими наилучшие результаты.
Часто задаваемые вопросы о дисциплине для детей
Как дисциплина влияет на развитие ребенка?
Дисциплина для детей простыми словами – это обучение ответственному отношению и умению контролировать свои действия. Благодаря последовательным методам воспитания ваш малыш поймет, что каждый его шаг влечет за собой определенные последствия, и научится брать на себя ответственность за свои поступки.
Что такое позитивная дисциплина в развитии ребенка?
Положительная дисциплина для детей представляет собой обучение адекватному поведению через конструктивное взаимодействие с малышами, основанное на дружелюбии и строгости. Воспитатели, практикующие данный метод, нацелены на предотвращение конфликтов и проблем с поведением до их возникновения.
Какой самый сложный период в воспитании ребенка?
Подростковый возраст — это этап жизни, когда дитя постепенно превращается во взрослого. Если в это время ребенок сталкивается с серьезным стрессом, его шансы вырасти в гармоничную, открытую и доброжелательную личность становятся минимальными.
Дисциплину не следует путать с «наказаниями». Она представляет собой процесс формирования у чада самоконтроля и способности сопротивляться своим порывам.
Дети, обладающие дисциплиной, проявляют большую ответственность и уважение ко взрослым, легко находят общий язык с окружающими, умеют учиться самостоятельно и добиваются значительных успехов как в учебе, так и в карьере. Если родители не начинают с ранних лет прививать ребенку понятие дисциплины, то традиционная система образования не сможет это компенсировать.
Источник изображения на шапке: mdjaff / freepik.com