- Зачем копить ребенку
- Что нужно, чтобы копить ребенку
- Из каких денег копить ребенку
- С чего начать копить ребенку
- Алгоритм накоплений денег для ребенка
- Шаг 1. Составляем список желаемого
- Шаг 2. Превращаем мечту в конкретную цель
- Шаг 3. Подсчитываем поступления
- Шаг 4. Планируем действия
- Шаг 5. Управляем бюджетом эффективно
- Часто задаваемые вопросы о том, как копить ребенку
- В чем ошибаются родители, когда ребенок копит деньги?
- Когда ребенок может начинать откладывать деньги?
- Какую часть дохода рекомендуется откладывать?
- Как поступить, если чадо равнодушно к деньгами или чрезмерно увлечено ими?
- Какие материалы помогут в обучении финансовой грамотности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как копить ребенку? Для начала нужно объяснить, зачем это делать. Если ребенок понимает цель накоплений, он сможет более разумно распоряжаться финансами, которые оказываются в его руках. Важно также показать, какими способами малыш может это делать: откладывать все или часть, где он способен получить недостающую сумму.
Что учесть? Отсутствие самодисциплины, неспособность выбора между удовольствием сейчас и более серьезной выгодой позже очень мешают детям наполнить свои копилки. Поэтому роль родителей – контролировать рассматриваемый процесс, прививать ребенку финансовую грамотность и объяснять, как деньги могут работать на будущее.
Зачем копить ребенку
Как научить ребенка копить деньги – это важный вопрос финансовой грамотности, которой не учат в школе. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в этом процессе. Чем раньше ребенок начнет понимать основы обращения с деньгами, тем проще ему будет справляться с финансовыми вопросами во взрослой жизни.
В 1960 году в Стэнфордском университете был проведен интересный эксперимент. Взрослые вручили детям дошкольного возраста по кусочку зефира и предупредили, что ненадолго отойдут. Если ребенок дождется их возвращения и не съест зефир, он получит второй кусочек. Если не удержится – останется только с одним. 90 % детей съели лакомство сразу. Лишь 10 % смогли дождаться.

Исследователи предположили, что дети, проявившие выдержку, лучше управляют своими желаниями и в будущем могут добиться большего. Спустя 50 лет ученые вновь связались с участниками эксперимента. Выяснилось, что те, кто смог дождаться второго кусочка, добились значительных успехов в профессии. Остальные занимались малооплачиваемой или рутинной работой.
Эксперимент продемонстрировал, что самодисциплина играет ключевую роль в достижении успеха у детей. Способность отказаться от мгновенной выгоды ради будущей пользы оказывает влияние на дальнейшую жизнь.
Ребенок, которому привили навыки накопления и управления финансами:
- Понимает значимость денег и не расходует их без необходимости.
- Способен ждать и планировать, не поддается спонтанным тратам.
- Быстрее приспосабливается к различным финансовым обстоятельствам.
При отсутствии таких навыков во взрослом возрасте возможны финансовые трудности: поспешные займы, нехватка сбережений и привычка жить от одной зарплаты до другой.
Что нужно, чтобы копить ребенку
Самодисциплина – одно из ключевых качеств, особенно в наше время. Сегодня, когда удаленная работа стала нормой и каждый сам организует свой распорядок, этот навык приобретает особую значимость. Один из простейших способов его развить – научиться ребенку копить деньги, отказываясь от мгновенных удовольствий ради более ценной цели в будущем.

Попросите ребенка сначала обдумать и принять решение, прежде чем совершать покупку. Многие дети (как и взрослые) действуют по принципу «увидел, захотел, купил». Но умение сдерживаться и не поддаваться импульсивным желаниям – полезная привычка, позволяющая сохранить бюджет.
Во время покупок в интернете предложите ребенку сохранить понравившиеся товары в список желаемого и вернуться к ним через пару дней, чтобы снова взвесить: действительно ли они ему нужны, или это было минутное желание. А если захочется приобрести что-то в магазине, можно вместе посмотреть, сколько этот товар стоит онлайн (чаще всего дешевле) и обсудить, на что можно потратить сэкономленную сумму.
Важно донести до ребенка мысль: не каждое желание стоит сразу исполнять. Расскажите истории из своей жизни, когда спонтанные покупки в итоге оказались бесполезными.
Вспомните и те игрушки или вещи, интерес к которым у ребенка быстро пропадал. Предложите посчитать, сколько денег он мог бы сохранить, отказавшись от них, и спросите, на что бы он потратил эти средства сейчас.
Из каких денег копить ребенку
Как начать копить деньги ребенку? Чтобы малыш научился откладывать, у него должны быть собственные средства. Поэтому карманные деньги – важный элемент с 6-7 лет.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Раз в неделю давайте ребенку фиксированную сумму, которой он сможет распоряжаться по своему усмотрению. Если не уверены в размере – ориентируйтесь на такую формулу:
- 6-10 лет – обязательные расходы (проезд, питание) + 200-500 рублей.
- с 11 лет – обязательные расходы (проезд, питание) + 500-1000 рублей.
Карманные средства дают ребенку чувство самостоятельности, ответственность и возможность выбирать. Пусть он сам получает свой опыт – будь то радость от купленных сладостей, разочарование от скучной настольной игры или гордость за накопленные 100 рублей на желанную игрушку.
Объясните ребенку, что деньги не обязательно тратить сразу – можно сохранить их до конца недели или отложить на потом.
Для лучшего понимания предложите завести два конверта: «на траты» и «на накопления». Пусть они будут напоминанием о том, что всегда есть выбор, как использовать деньги. Оставайтесь открытыми к разговору, не критикуйте за ошибки и импульсивность, и дайте понять, что вы всегда рядом, чтобы помочь и подсказать.
С чего начать копить ребенку
Правильно копить деньги ребенку – важный жизненный навык, и чтобы процесс обучения был более увлекательным, мы подготовили несколько советов.

- Расскажите о значении денег
Начните с основ: объясните, что такое деньги и почему важно относиться к ним с уважением. Доступно поясните, откуда они берутся и как могут использоваться для приобретения нужных вещей.
- Организуйтекопилку
Предложите ребенку сделать или выбрать личную копилку. Это может быть банка, коробочка или любой другой контейнер, украшенный наклейками или рисунками. Так он сможет визуально следить за ростом своих сбережений, что будет мотивировать сохранять средства.
- Поставьте цель
Помогите ребенку выбрать, на что он хочет накопить. Это может быть любимая игрушка, интересная книга или другая важная вещь. Конкретная цель сделает процесс откладывания средств более понятным и целенаправленным.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
- Вводите карманные деньги
Если вы даете ребенку деньги на личные нужды, обсудите с ним идею откладывать часть, например 10 %, на будущее. Это поможет формировать привычку к финансовой дисциплине.
- Включайте в расчеты
Научите ребенка простым подсчетам. К примеру, если он зарабатывает по 200 рублей за помощь по дому, пусть сам посчитает, сколько ему нужно дней, чтобы накопить на желаемое. Это поможет лучше понять взаимосвязь между усилиями и получением денег.
- Используйте игровые методы
Играйте в «магазин», где ребенок сможет расплачиваться своими сбережениями за игрушки или сладости. Такой подход покажет, как работает обмен в реальной жизни.
- Разбирайте успехи
Не забудьте отметить успех ребенка, когда он накопит нужную сумму. Это создаст у него приятные ассоциации с процессом сбережения.
- Подавайте личный пример
Демонстрируйте собственное ответственное отношение к деньгам. Если ребенок видит, что вы грамотно управляете своими финансами, он будет учиться у вас, перенимая правильные модели поведения.
Алгоритм накоплений денег для ребенка
Задача, как научить ребенка копить деньги, не из легких (особенно если сам с этим пока не на «ты»). С определенного возраста дети начинают осознавать, откуда берутся деньги в семье, и стремятся приобщиться к «взрослой» жизни.

У каждого ребенка есть мечта. Если она связана с вещами, это чаще всего какой-то модный гаджет или дорогостоящая игрушка. Важно объяснить ребенку, что при правильном подходе и усилиях даже самая заветная мысль может стать реальностью.
Шаг 1. Составляем список желаемого
Когда дети просят что-то купить, и мы сразу же соглашаемся, их радость обычно длится недолго. А вскоре последует новая просьба: «Купи!»
Откуда берется такое поведение? Все дело в том, как работает мозг: людям свойственно испытывать удовольствие от ожидания чего-то хорошего. Но когда желаемое достигнуто, это чувство радости исчезает. По сути, мечтать о покупке намного приятнее, чем получить ее. К тому же, у детей настроение и желания меняются очень быстро: сегодня хочется одно, завтра – другое.
Чтобы ребенок учился достигать целей, важно показать ему, как управлять своими желаниями: выделять действительно значимые и учиться ждать. В этом поможет список желаний.
Вот как его использовать:
- Ребенок называет, что он хотел бы приобрести.
- Эти вещи и их примерную стоимость записываем в список.
- Пересматриваем перечень и выбираем 1-2 наиболее желанных пункта (включаем режим ожидания и мотивации).
- Время от времени возвращаемся к списку: убираем то, что уже неактуально, и добавляем новое.
После того как главная цель определена, можно переходить ко второму шагу.
Шаг 2. Превращаем мечту в конкретную цель
Объясните ребенку в простой форме принцип постановки целей по SMART: чтобы мечта осуществилась, ее нужно четко описать и сделать измеримой. Это важный шаг, если вы хотите показать, как лучше копить деньги ребенку.
Задайте три уточняющих вопроса:
- Что именно ты хочешь приобрести? Какая это модель, в каком магазине ты ее будешь искать?
- Какова ее стоимость?
- Когда ты планируешь сделать покупку?
Затем помогите разбить большую цель на маленькие, понятные шаги: сколько нужно откладывать еженедельно и ежемесячно.
Пример. Школьник Никита решил накопить на беспроводные наушники стоимостью 5 000 рублей к началу летних каникул. Отлично – цель четко сформулирована.
Шаг 3. Подсчитываем поступления
Главный источник детских доходов – карманные деньги (мы уже рассказывали, почему их стоит давать и как делать это правильно). Подсчитайте, сколько выходит в месяц.
Пример. Никита получает от родителей по 750 рублей каждую неделю, не считая расходов на проезд и обеды. В месяц выходит 3 000 рублей. Кроме того, в мае у него день рождения, и бабушка с дедушкой обычно дарят еще 3 000 рублей.
Шаг 4. Планируем действия
- Какую сумму ребенок хочет откладывать
Чтобы не отбить у ребенка интерес к управлению финансами, начните разговор с вопроса «Сколько ты хочешь откладывать», а не «Сколько необходимо».
Есть две крайние позиции:
- Потратить все на сладости и игрушки.
- Полностью отказаться от развлечений.
Объясните, что важно найти баланс – экономить регулярно, но не в ущерб радости. Например, можно сохранять 25 % от всех поступлений, а остальным пользоваться.
Важно также договориться, сколько можно тратить в день, чтобы спустя полторы недели не оказалось, что деньги закончились.
Пример. Никита решил, что будет ежемесячно откладывать 750 рублей, а оставшиеся 2 250 потратит на вкусняшки и разные мелочи.
- Как можно копить деньги ребенку, чтобы достичь цели
Вместе посчитайте, сколько средств надо сохранять каждый месяц, чтобы к нужной дате получить желаемую сумму.
Пример. Никита с родителями выяснил: для того чтобы накопить 5 000 рублей за 5 месяцев на наушники, нужно ежемесячно откладывать по 400 рублей (учитывая помощь от бабушки и дедушки). Это дает ему выбор — или немного увеличить ежедневные расходы, или получить покупку раньше срока.
- Сопоставляем желания с возможностями
Все расчеты удобно занести в таблицу.
От родителей | От бабушки и дедушки | В копилке | |
Январь | 750 | 750 | |
Февраль | 750 | 1500 | |
Март | 750 | 3000 | 5250 |
Апрель | 750 | 6000 | |
Май | 750 | 6750 |
Если у вас все совпало – отлично, двигаемся дальше. Если по окончании срока остались лишние средства, обсудите вместе, будете ли продолжать накопления или остановитесь.
Пример. Никита сделал таблицу и обнаружил, что может собрать нужную сумму на наушники всего за 3 месяца вместо 5 – благодаря помощи бабушки и дедушки. Такой результат его вдохновил, и он решил не увеличивать траты, а продолжать копить, но уже на гироскутер.
- Вносим изменения в план
А что, если денег оказалось недостаточно? Пусть ребенок сам сопоставит суммы «хочу» и «нужно, чтобы уложиться в срок». После этого он сможет принять решение: либо откладывать быстрее, либо отсрочить покупку. Если такой вариант не подходит – переходим к следующему шагу.
Шаг 5. Управляем бюджетом эффективно
Есть два основных пути: сократить траты или найти способ увеличить доход.
- Рекомендации ребенку, как экономить деньги и копить:
- Ведите учет расходов каждый день. Позже вы сможете проанализировать, на что уходят деньги, и будете удивлены, сколько тратится впустую.
- Не спешите с покупками. Прежде чем что-то купить, подождите хотя бы сутки – возможно, желание исчезнет.
- Храните деньги не на виду. Открытый доступ к накоплениям часто приводит к импульсивным тратам. Маленьким подойдет копилка, а подростки с 14 лет могут использовать банковский счет.
Экономить – это здорово, но не стоит забывать и о второй стратегии – заработать больше. Хотя официально устроиться школьнику сложно из-за ограничений по возрасту и законам, внутри семьи можно создать безопасную и полезную возможность для заработка.
- Советы родителям, как помочь ребенку заработать
- Придумайте для малыша дополнительные задачи за пределами его повседневных обязанностей и оплачивайте их выполнение. Работы должны быть доступными по возрасту и не мешать учебе. Например, в 7 лет ребенок может под присмотром собрать ягоды на даче, а подросток в 13 лет – забрать вещи из химчистки.
- Если вы предложили платную задачу, каждый раз при повторении работы придется платить заново – договор есть договор.
- Не стоит вводить плату за оценки или штрафы за плохую успеваемость. Лучше честно поговорить о важности знаний и объяснить, что учеба – это инвестиция в будущее.
- Не оплачивайте стандартные домашние обязанности (например, мытье посуды или выгуливание своей собаки) – это общесемейные задачи. Однако, если ребенок возьмется выгуливать собаку соседа – это уже самостоятельный заработок.
Пример. Катя мечтает о велосипеде за 7 000 рублей. Сейчас она может откладывать по 500 рублей в месяц, а до лета осталось 5 месяцев. Сумма не сходится. Тогда Катя приняла решение:
- Снизить расходы – идти пешком до школы вместо двух остановок на автобусе. Так она экономит 250 рублей в месяц, не покупая проездной.
- Найти дополнительный доход – Катя договорилась с соседкой выгуливать ее собаку по будням зимой за 200 рублей за прогулку.
Вот такой расчет мы получили:
От родителей | Сэкономлено | Заработано | |
Январь | 500 | 250 | 4000 |
Февраль | 500 | 250 | 4000 |
Март | 500 | 250 | |
Апрель | 500 | 250 | |
Май | 500 | 250 | |
2500 | 1250 | 8000 | |
Итого | 11750 |
Теперь расчет сходится, и летом Катя сможет кататься на велосипеде. К тому же, оставшуюся зиму она может без проблем ездить на автобусе, ведь по таблице видно, что средств все равно хватит.
Часто задаваемые вопросы о том, как копить ребенку
В чем ошибаются родители, когда ребенок копит деньги?
Одна из типичных родительских ошибок – либо тотальный контроль над средствами ребенка, либо полное игнорирование темы финансового воспитания.
Наиболее эффективный подход – выдавать ребенку карманные деньги при соблюдении ясных правил:
- Установить фиксированный размер суммы (например, от 500 до 1000 рублей в месяц).
- Разделить деньги на «расходы» и «сбережения».
- Позволить ребенку учиться на своих решениях. Если он потратит все на бесполезную вещь – это станет ценным уроком. Главное – потом обсудить, была ли покупка оправданной.
Когда ребенок может начинать откладывать деньги?
Уже с 6-7 лет можно вводить понятие накоплений. Эффективный метод – откладывать на конкретную цель (игрушка, велосипед, гаджет). Важно, чтобы сбережение денег имело понятный смысл. Видимый результат помогает сформировать полезную привычку.
Какую часть дохода рекомендуется откладывать?
Взрослым советуют сохранять от 10 до 30 % своего заработка. Для детей подойдет аналогичный подход:
- 10 % – минимальный уровень, чтобы начать вырабатывать привычку.
- 30-50 % – если ребенок планирует крупную покупку.
Как поступить, если чадо равнодушно к деньгами или чрезмерно увлечено ими?
Если малышу неинтересны финансы, возможно, он не осознает их значимость или не понимает, как можно копить ребенку деньги – включайте его в процесс покупок, обсуждайте семейный бюджет.
Если же он придает деньгам чрезмерное значение, стоит объяснить: деньги – это средство, а не самоцель. Они нужны для достижения целей, а не ради накопления.
Какие материалы помогут в обучении финансовой грамотности?
Если вы хотите обучить ребенка управлению деньгами, можно использовать:
- Книги: «Пес по имени Мани» (Бодо Шефер), «Дети и деньги» (Роберт Кийосаки).
- Настольные игры: «CashFlow for Kids» (Денежный поток для детей).
- Мобильные приложения: «Дзен-мани» (для отслеживания трат), «Кошелек» (для управления финансами наглядно).
Финансовой грамотности важно учить с детства. Чтобы сформировать полезный навык, потребуется время. Объясняйте ключевые понятия – бюджет, накопления, цели. Регулярно беседуйте с ребенком о его финансах, анализируйте и направляйте. Предложите школьнику возможность заработать – это поможет понять ценность труда и денег.
Малыши могут собирать средства в копилке, а подросткам лучше оформить банковскую карту. Действуйте вместе: обсуждайте общий бюджет, ставьте совместные цели. И помните: личный пример – самый мощный инструмент воспитания.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Ахметгареева А. А., Сериков А. Р. Карманные деньги: копить или тратить //Современная российская наука: проблемы и перспективы развития. – 2019. – С. 88-91.
- Мельник А. А. Карманные деньги: копить или тратить.
- Риль К. Е. Как научить детей ценить деньги? //NovaInfo. Ru. – 2019. – №. 104. – С. 28-29.