- Понятие критического мышления
- Польза развития критического мышления
- Этапы развития критического мышления у детей
- Как родителям помочь детям в развитии критического мышления
- Способы развития критического мышления
- Настольные игры, требующие размышлений
- Коллективные игры-угадайки
- Вопрос — вопрос
- Периодически будьте тем, кого учат
- Часто задаваемые вопросы о развитии критического мышления
- Как поиск причины и следствия помогает развивать критическое мышление?
- Как способствовать развитию критического мышления у подростков?
- Как развивать критическое мышление с помощью мультфильмов?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Развитие критического мышления помогает анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. В современном мире, где объем данных растет с каждым днем, это умение становится необходимым для принятия взвешенных решений в личной и профессиональной жизни.
Как развивать? Развитие критического мышления у детей требует системного подхода, помощи родителей и постоянной практики. Заключается в работе с источниками информации, анализе и аргументации, а также умении задавать правильные вопросы.
Понятие критического мышления
Нередко, сталкиваясь с какой-либо проблемой, человек принимает необдуманное решение, которое носит импульсивный характер, не подтверждается фактами. Сначала у нас возникают разные чувства и пока они интенсивны, доступа к префронтальной коре в полной мере нет, нам на физиологическом уровне сложно рационально проанализировать ситуацию и принять взвешенное решение. Поэтому важно учиться это делать.

Развитие навыков критического мышления позволяет избежать таких ситуаций. Владея ими, человек не спешит принимать решение. Сначала он всесторонне исследует создавшуюся ситуацию и только после этого начинает действовать.
Люди с критическим мышлением склонны проверять поступившую информацию, скептически относятся к сомнительным высказываниям. Прежде чем принять решение, они взвешивают все за и против, ищут доказательства, подтверждающие правильность их выводов.
Дети, которые развивают критическое мышление, с меньшей вероятностью попадут на удочку мошенников, им будет легче отстаивать свои границы и отказываться от опасных предложений, ведь они будут замечать, что на это нет оснований, и возможные манипуляции они будут замечать и рассеивать своими аргументами.
Между такими понятиями, как здоровое сомнение и неуверенность, нельзя поставить знак равенства. Сомнения связаны с необходимостью искать аргументы, которые, в свою очередь, придадут человеку уверенность в себе и своих поступках.
Критическое мышление — важнейший навык, который полезен абсолютно каждому в современном мире. Приобретение его — длительный процесс, поэтому начинать работу в этом направлении нужно прямо сейчас.
Прежде чем приступить к развитию критического мышления, следует понять, как протекают когнитивные процессы. Психолог Даниэль Канеман предложил наглядную концепцию, в которой изложил свое представление о процессах мышления.
По мнению Д. Канемана, человеческий мозг функционирует в пределах двух систем: Система 1, отвечающая за быстрое, так называемое интуитивное, а Система 2 — за медленное (осознанное) мышление.
- Система 1. Работает в автоматическом режиме, не требует внимания и усилий со стороны человека. Это набор готовых шаблонов, которые мозг применяет, если сталкивается с необходимостью решить ту или иную проблему.
- Система 2. Мышление связано с необходимостью делать выбор между сложными задачами, удерживать внимание, оценивать результат. Система энергозатратна. Она перестает функционировать, если человек устал.
Таким образом, критическое мышление можно рассматривать как осознанное включение Системы 2.
С научной точки зрения критическое мышление — это умение анализировать информацию, рассматривать возникшие ситуации с разных сторон, видеть альтернативные подходы, оценивать их плюсы и минусы, чтобы в итоге принимать объективные решения.
Иными словами, критическое мышление — это непрерывный поиск ответов на возникающие вопросы:
- Как именно я отбираю и оцениваю информацию?
- Насколько целесообразны мои решения?
- Как сделать решения более продуктивными?
- Умею ли я смотреть на проблему под другим углом?
- Осознаю ли я уровень своих знаний?
- Подвергаю ли анализу то, что делаю?
Польза развития критического мышления
Развитие критического мышления у школьников дает им некоторые преимущества, в этом случае дети:
- в меньшей степени подвержены чужому влиянию, новая информация, полученная от друзей или из интернета, вызывает у них сомнения;
- знают, как найти выход из сложных ситуаций, так как анализ происходящих событий помогает выявить их причину;
- чаще воспринимают ошибки как опыт и стараются их исправить. Они понимают, что от этого никто не застрахован;
- четко формулируют свое мнение, что помогает им в учебе.
- умеют аргументировать свою точку зрения;
- перед тем как принять решение, совершить поступок, анализируют информацию, оценивают возможные последствия;
- в меньшей степени подвержены стрессу и тревоге, так как понимают причину появления этих состояний и отслеживают когнитивные искажения.

Формирование и развитие критического мышления у детей старших классов и студентов помогает им самостоятельно выбирать профессию, строить свою карьеру, самосовершенствоваться.
Критическое мышление позволяет в короткий срок выявить допущенные ошибки, проанализировать ситуацию, найти альтернативные пути устранения проблем и принять правильное решение.
Этапы развития критического мышления у детей
Способность отличать правду от лжи, фокусироваться на главном и отбрасывать неважное не дается человеку от рождения. Формирование таких навыков происходит постепенно. Этим и объясняется тот факт, что дети легко поддаются внушению. Именно родители должны помочь им развить критическое мышление.
Прием заявок
до: 14.04
Для каждого возраста характерны свои особенности совершенствования данного навыка. Различают четыре стадии:
- с момента рождения и до 2 лет. Сенсомоторный интеллект. Ребенок открывает мир при помощи органов чувств, движений, начинает осознавать связь между своими действиями и их последствиями;
- 2–7 лет. Для стадии дооперационного интеллекта характерно развитие речи. Ребенок способен преобразовать действия в мысль. Мышление ограничено эгоцентризмом. Малыш не в состоянии принять точку зрения других людей;
- 7–11 лет. Этап конкретных операций. Развивается способность к рассуждению, закладываются основы классификации. В этом возрасте мышление ребенка все еще ограничено конкретными событиями, предметами, наблюдаются сложности с логикой;
- 11 лет и старше. Формально-логический этап. У детей развиваются критическое мышление, способность оценивать поступившую информацию и абстрактно мыслить, а также решать логические задачи.
На каждой из приведенных выше фаз становления важно дать ребенку возможность и инструменты для формирования и развития критического мышления. Например, малышу до двух лет надо позволять не только трогать и бросать предметы, но даже ломать их. Полезно обсуждать с детьми причины событий, явлений, прививать им основы классификации.
Не стоит требовать от детей такого же уровня развития критического мышления как у взрослых, так как их мозг только развивается, и не всего его части, которые как раз необходимы для того же анализа последствий, сформированы в том или ином возрасте. Однако, не стоит просто ждать, когда само созреет. Если кинуть человека в воду, он, конечно, хоть как-то может и поплывет… Но не кролем. Так и тут. Не развивать — не факт, что особо разовьется.
Как родителям помочь детям в развитии критического мышления
Родители могут выработать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям принимать взвешенные решения.
- Не спешите давать ответ на вопрос
Ребенок быстро его забудет. Выдвигайте гипотезы, а затем опровергайте их. Пусть ребенок активно участвует в этом процессе. Информация, полученная таким путем, запомнится надолго.
- Учите детей не бояться ошибок
Каждый человек совершает ошибки. Можно специально допускать их во время совместной игры с ребенком. Пусть он заметит вашу оплошность. Похвалите малыша, если он не оставил это без внимания. Дайте ему возможность убедиться, что ее можно исправить. Часто ошибки в игре помогают снять напряжение, разрядить обстановку.

- Задавайте вопросы и применяйте технику активного слушания
Техника активного слушания подразумевает повтор последней фразы ребенка, вопросы об отдельных деталях. Это должно быть действительно общение, увлеченная беседа, а не монолог. Диалог способствует качественному усвоению информации.
- Играйте с детьми в игры
Для развития критического мышления эффективен такой метод обучения, как игры с детьми. Подойдут словесные, настольные, интерактивные, они позволяют ребенку чувствовать себя на равных со взрослыми. Это заставляет его относиться к процессу со всей серьезностью.
Способы развития критического мышления
По мнению американского психолога Дайаны Халперн, критическое мышление необходимо для того, чтобы принимать оптимальные решения, делать выводы, находить альтернативные пути для устранения проблем.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Д. Халперн отмечает, что, прежде чем развивать критическое мышление, нужно научить ребенка работать над своими ошибками, искать компромисс, проявлять гибкость и быть настойчивым.
Наличие таких навыков ускоряет процесс развития мышления. Формировать критическое мышление и приведенные выше навыки можно одновременно.

Рассмотрим, какие методы, приемы и технологии используются для развития критического мышления ребенка в повседневной жизни:
Настольные игры, требующие размышлений
Каждому известно, что к этому виду относят шахматы и шашки. Каждый игрок анализирует положение фигур, продумывает последствия, которые могут возникнуть после их передвижения. От этого зависит исход игры. Ребенок учится анализировать, принимать решения, извлекать уроки из совершенных ошибок.
Коллективные игры-угадайки
К играм, которые развивают фантазию, учат принимать решения, находить альтернативные пути выхода из создавшихся ситуаций, можно отнести Alias, «Шляпа», «Да-нет» и ряд других аналогичных развлечений. В процессе дети смотрят на привычные вещи другими глазами.
Вопрос — вопрос
Практически все ребята очень любопытны. Если малыш спрашивает, что означает то или иное явление, не спешите давать конкретный ответ. Спросите, что он сам об этом думает, какие у него появляются ассоциации, что именно привлекло внимание. Предложите ему пофантазировать, при этом дайте понять, что вам действительно очень хочется знать его мнение. Похвалите за ответ и объясните истинное значение события, явления, действия или предмета.
Периодически будьте тем, кого учат
За завтраком спросите у ребенка, почему лучше всего утром есть кашу. Выслушайте ответ, поговорите с ним на эту тему. Также можно намеренно совершить ошибку и, например, сказать, что земля плоская. Пусть он докажет вам, что это не так. В такие моменты ребенок учится строить причинно-следственные связи, начинает понимать, что людям свойственно ошибаться.
Данный подход сделает процесс развития критического мышления не только полезным, но и интересным, и что немаловажно — непринужденным. Не оставляйте успехи ребенка без внимания. Совместные усилия помогут развить когнитивные способности.
Часто задаваемые вопросы о развитии критического мышления
Как поиск причины и следствия помогает развивать критическое мышление?
В основе любого поступка лежит причина. Ее можно найти, ответив на вопрос: «Почему?». После действия идет следствие. Причина тесно связана со следствием. Задача родителей — научить ребенка наблюдать эту связь.
Например, ученик не вовремя пришел в школу, потому что проспал. Причина — поздно лег спать. Следствие — опоздание, которое повлекло за собой неудовлетворительную оценку за сочинение или контрольную. Вопросы «Почему?» и «К чему это привело?» помогут детям разобраться в причинах поступков и научиться предвидеть возможные последствия.
Как способствовать развитию критического мышления у подростков?
Действенный способ — привлечение подростков к решению ежедневных задач. Они могут касаться учебы, отдыха, помощи по дому. Предложите ребенку самому решить, в какой последовательности он будет действовать при выполнении того или иного поручения, порекомендуйте оптимальный алгоритм действий. Например, уборку письменного стола рационально делать перед тем, как собирать портфель. Это поможет найти все необходимое.
Можно поручить решить логистическую задачу — построить удобный во всех отношениях маршрут от дома до места назначения с учетом интенсивности движения, расписания движения автобусов.
Можно обсуждать новости или те истории, которые сами подростки приносят, задавая уточняющие вопросы. Например, пришел подросток и сказал, что в новостях видел, что 2025 год будет самым худшим. Мы спрашиваем: «Как думаешь, почему?». Таким образом мы стимулируем дополнительный поиск информации, разбираем те же когнитивные искажения просто в обычной теплой и бережной беседе.
Как развивать критическое мышление с помощью мультфильмов?
Необходимо задавать ребенку вопросы, связанные с сюжетом мультфильма. В качестве примера можно привести сказку Ованеса Туманяна «Говорящая рыба». Фильм длится порядка 7 минут. Варианты вопросов:
- Почему старик пожалел о своем решении отпустить рыбу?
- Что бы сделал ты на месте старика?
- Старик заявляет, что рыба бесполезна — говорить каждый может. А ты согласен с ним? Почему?
- Может ли тень крыльев затмить город?
- Может ли море превратиться в лужу?
В современном мире такая способность, как критическое мышление, становится важнейшим навыком, развитие которого происходит через игры, беседы, чтение и письмо, фильмы. Оно помогает ребенку самостоятельно делать выводы относительно тех или иных ситуаций. В зрелом возрасте развитое критическое мышление позволяет анализировать информацию, выявлять ключевые моменты, справляться с жизненными трудностями.
Развивать критическое мышление следует еще в детстве, причем делать это нужно в творческой обстановке. Хорошо зарекомендовал себя игровой формат. Используйте различные настольные игры, которые требуют принятия решений. Позволяйте ребенку высказывать свое мнение, проявлять фантазию.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Мелихова А. С. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ //ББК 83.3 (5Каз) Ш34. – 2023. – С. 410.
- Муштавинская И. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Litres, 2015.
- Ткачева Л. Л. Технологии развития критического мышления //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2008. – №. 16 (116). – С. 95-96.