Заказать звонок

Развитие социального интеллекта: что это и почему это важно

06.05.2025
900
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 06.05.2025
Сохранить статью:
Развитие социального интеллекта
Содержание
  1. Понятие социального интеллекта
  2. Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте
  3. Факторы развития социального интеллекта в дошкольном возрасте
  4. Советы родителям по развитию социального интеллекта у детей
  5. Объясните ребенку, какие бывают эмоции
  6. Показывайте малышу свои эмоции
  7. Прививайте базовые навыки взаимодействия
  8. Формируйте осознание причинно-следственных связей
  9. Объясните, как можно конструктивно решить конфликт
  10. Учите публичным выступлениям
  11. Изучите окружение ребенка
  12. Расширяйте круг товарищей ребенка
  13. Формирование социального интеллекта в школе
  14. Методы развития социального интеллекта в школе
  15. Часто задаваемые вопросы о развитии социального интеллекта
  16. Почему нужно развивать социальный интеллект ребенку до 7 лет?
  17. Каким должно быть окружение ребенка для эффективного развития социального интеллекта?
  18. Как помочь ребенку получить опыт в разных жизненных ситуациях?
  19. Как объяснить ребенку о границах в общении?
  20. Как привить малышу навык эмпатии?
  21. Как научить ребенка адекватному поведению при разных видах коммуникации?
  22. Какие факторы воздействуют на развитие социального интеллекта?
  23. Материалы основаны на следующих источниках:

Почему необходимо? Развитие социального интеллекта у детей является основой их успешного и благополучного будущего. Поскольку все люди являются частью общества, нужно уметь находить общий язык с окружающими. Уровень развития этого навыка играет ключевую роль в профессиональной и личной жизни каждого индивидуума.

Как развивать? Родители и педагоги должны обеспечить благоприятные условия для развития эмпатии и навыков общения. Игры с ролевыми элементами, совместные занятия и обсуждения помогают детям лучше понимать себя и других. Также важно учить их выражать свои мысли и чувства.

Понятие социального интеллекта

Термин «социальный интеллект» включает в себя определенные навыки, умения и знания, которые способствуют успешному взаимодействию человека с внешним миром. Также сюда относится способность понимать как чужое, так и собственное поведение и действовать в соответствие со сложившейся ситуацией. Не многие понимают, как можно развивать социальный интеллект.

Некоторые люди путают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект». Первое понятие имеет более широкое значение. Эмоциональный интеллект предполагает владение навыками управления своими эмоциями и желание проявлять эмпатию к людям. Эти компоненты являются также одними из многочисленных составляющих социального интеллекта.

Понятие социального интеллекта
Источник: freepik/ freepik.com

Специалисты не связывают общее развитием ума с социальным интеллектом. При коммуникации с окружающими каждый обязательно оценивает их и себя. Но зачастую это происходит неосознанно. Когда позже человек описывает свои ощущения — сама оценка меняется, так как здесь играет роль интуиция и личностные качества.

Как правило, социальный интеллект — лакмус, который показывает, как человек разбирается в окружающих. Некоторые связывают эту черту человека со здравым смыслом и умением видеть причинно-следственные связи. Социальный интеллект не имеет единого общепринятого трактования и до конца не изучен.

Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте

Многие родители понимают важность развития социального интеллекта ребенка. Формирования навыков эффективного общения пригодятся человеку как в раннем детстве, так и во взрослой жизни. Следует изучить структуру социального интеллекта, чтобы понять, на развитие каких навыков нужно обратить внимание.

Анализ ситуации взаимодействия не доступен ребенку дошкольного возраста в силу особенностей развития социального интеллекта. Но малыш 6-7 лет свободно понимает вербальную и невербальную экспрессию.

К невербальной экспрессии относятся поза, жесты, мимика, которые выражают настроение и чувства человека в данный момент. К вербальным признакам можно отнести тон, мелодичность, акценты, громкость речи.

Прием заявок 

до: 05.05

Прием заявок 

до: 05.05

Малыш четко понимает по интонации, когда его ругают, а когда хвалят.

Развитие социального интеллекта дошкольников заключается в формировании чувствительности ребенка к окружающим, сопереживании близкому человеку. Немного позже (в возрасте 7-8 лет) у маленького человека появляется чувство радости за другого. Эти признаки присущи как эмоциональному, так и социальному интеллекту.

Факторы развития социального интеллекта в дошкольном возрасте

Специалисты считают, что формирование социального интеллекта относится к сложным процессам. На его развитие влияют как внешние, так и внутренние факторы.

К главным факторам формирования социального интеллекта ребенка 5-7 лет относятся:

  • Особенности психических процессов дошкольника и динамика их развития.

Именно характер этих процессов помогает определить особенности социального формирования ребенка. Например, специалист сможет понять, насколько легко и быстро малыш будет принимать навыки взаимодействия в социуме, определить проблемы и препятствия, которые будут тормозить весь процесс.

  • Принятие дошкольником своей индивидуальности.

Определение своего персонального места в социуме, умение видеть свои возможности и ресурсы, идентификация собственного «Я» в коллективе помогут в развитии социального интеллекта у ребенка дошкольного возраста и позволят стать полноценным участником взаимодействия с окружающими.

  • Степень развития внутренних регуляторов.

Сложившиеся со временем паттерны, контроль своего состояния, умение успокоиться или промолчать обеспечивают формирование самооценки личности. Эти навыки помогают реагировать адекватно на действия и слова окружающих.

  • Узкое окружение дошкольника.

Деструктивное поведение маленького человека часто становится следствием внутрисемейных конфликтов, домашнего насилия, ссор и непонимания родителей.

  • Формирование самосознания личности в дошкольном возрасте.

Ребенок 5-7 лет может вполне отдавать отчет своим действиям. Как правило, смысл и значение своих слов и поступков дошкольник осознает.

Ребенок в соответствии с нормами физиологического развития должен уметь провести причинно-следственную связь между своими действиями и последствиями. На самосознание малыша также влияют национальные особенности и традиции, обычаи, менталитет.

  • Изучение правил социального поведения и культурных принципов, а также желание их соблюдать.

Родители должны формировать в ребенке стремление к самоконтролю. Для этого нужно ознакомить маленького человека с нормами культуры и традициями адекватного поведения в социуме и показать принцип их действия на своем примере.

  • Развитие навыков ограничения своих действий и поступков свободой и желаниями окружающих.
  • Зрелость внутреннего самоконтроля.

Советы родителям по развитию социального интеллекта у детей

Существуют определенные условия развития социального интеллекта. Специалисты дают определенные советы родителям.

Объясните ребенку, какие бывают эмоции

Характерными для любого человека эмоциями считаются: удивление, радость, любопытство, стыд, чувство вины, страх, гнев, страдание, презрение, отвращение. Уже с трех лет малыш может начать изучать их.

Для знакомства ребенка с эмоциями специалисты используют карточки с изображением лиц. На картинках запечатлены грустные, веселые, злые, расстроенные, удивленные, испуганные выражения. Малыш должен угадать, какое чувство испытывает человек, нарисованный на карточке.

Показывайте малышу свои эмоции

Лучше всего дети учатся на примере собственных родителей. Они могут продемонстрировать своему чаду отличие между положительными и отрицательными эмоциями.

Например, скажите, что каждый человек вправе проявлять свои чувства по-разному (кто-то плачет от горя, а кто-то — от счастья), сдерживать и прятать эмоции совсем необязательно. Нужно демонстрировать ребенку на своем примере достойное и естественное для человека поведение.

Прививайте базовые навыки взаимодействия

Многие начинают учить с ребенком «вежливые» слова (спасибо, пожалуйста, добрый день, спокойной ночи, извините и так далее) и затем контролируют применение их ребенком на практике.

Не забываете напоминать ребенку поздороваться при случайной встрече со знакомыми, продавцом, бабушкой и дедушкой, друзьями. Если малыш просит что-то, то всегда следует сопровождать обращение словом «пожалуйста» и благодарить за оказанную услугу.

Прививайте базовые навыки взаимодействия
Источник: freepik/ freepik.com

Просьбы, благодарность и приветствие следует сопровождать подходящей к случаю мимикой и жестами (улыбкой, кивком головы, внимательным взглядом).

Формируйте осознание причинно-следственных связей

Прежде всего, малыш должен понимать и усвоить на практике, что значит ответственность. Все начинается с ситуаций в быту. Например, если я не уберу игрушки — мама будет недовольна. Если я брошу тарелку о стенку — она разобьется, если я буду есть много мороженого — у меня заболит горло. Все просто и понятно: за любым действием следует результат.

Но ребенок не всегда может связать свои поступки с реакцией окружающих. Например, он поздоровался, а его не поприветствовали в ответ. Или он ничего плохого не сделал, а друг на него обиделся. В таких ситуациях малыш, как правило, просит объяснений у мамы или папы.

Но действовать в ту же секунду не стоит. Необходимо вначале выяснить все нюансы и так называемую предысторию ситуации и потом проанализировать все со своим ребенком.

Объясните, как можно конструктивно решить конфликт

Ответ агрессией на обиду может только «разжечь» ссору еще больше. Иногда нужно просто извиниться, особенно если в ситуации виноват сам ребенок.

В некоторых случаях обидчика следует игнорировать, чтобы не провоцировать конфликт. Но детям, как и взрослым, бывает сложно сдерживать себя или признавать вину.

Родитель должен мягко и доступно объяснить ребенку, в чем он не прав и ни в коем случае не ругать его. В большинстве конфликтных ситуаций, перед принесением извинений, следует выждать определенное время, пока дети полностью остынут.

Если объяснить дошкольнику, что извинения не унижают человека, а наоборот — демонстрируют его сильную сторону, то во взрослой жизни ему будет намного легче понимать людей и идти с ними на контакт.

Учите публичным выступлениям

Не все дети любят выступать на мероприятиях, рассказывать стихи, танцевать, петь на большой сцене. Но этот навык, который можно развить даже на небольших школьных мероприятиях, развивает уверенность и убирает комплексы у большинства детей.

Формируйте с раннего возраста у ребенка понимание того, что выступать перед аудиторией — это похвально и престижно, а не страшно и унизительно.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Существует множество игр на развитие социального интеллекта. Следует учить с малышом стихи, песни, организовывать небольшие домашние выступления, приглашать для массовки друзей, родственников.

Изучите окружение ребенка

Родители обязательно должны знать круг общения своего ребенка. Конечно, тотальный контроль и жесткий отбор друзей не следует проводить, но понимать, кто и как влияет на ваше чадо нужно.

Расширяйте круг товарищей ребенка

В школьном возрасте дети начинают активно общаться, создавать собственные компании, знакомиться, дружить. В этот период в личности ребенка закладываются очень важные коммуникативные навыки.

Школьнику будет полезно иметь знакомства с людьми разного возраста, культурного уровня и социального статуса. Таким образом он поймет, что все мыслят по-разному и сможет на практике отработать навыки коммуникации с разными типами людей.

Формирование социального интеллекта в школе

Вопрос развития социального интеллекта в школе очень важен. Обществу нужны люди, которые готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, могут эффективно коммуницировать, активно учувствовать в социальных мероприятиях и приносить пользу.

Задача школьного педагога-психолога — раскрыть тип личности каждого учащегося, понять уровень его готовности к коммуникации, степень развития, распознать навыки и таланты.

Развитие социального интеллекта школьников происходит в большей степени в общеобразовательном учреждении. В естественной для себя среде ребенок развивает сензитивность, социально-перцептивные способности, эмпатию, умение не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать другие мнения. То есть школьник развивает свой социальный интеллект.

Дети до 8 лет, как правило, познают мир через сюжетно-ролевые игры, общение с родителями и сверстниками. Даже 2-3 близких товарища помогут ребенку свободно адаптироваться в социуме и знакомиться с правилами эффективной коммуникации.

Детям младшего школьного возраста очень важно коммуницировать с одноклассниками с помощью игр. Это можно делать на переменах. Очень важно, чтобы учитель поощрял и стимулировал активность детей и их желания взаимодействовать.

Если подавлять стремление ребенка к общению, ругать его и ограничивать, со временем его поведение может принять ассоциативный характер.

Не менее важно развитие социального интеллекта подростков. Этот период в жизни ребенка достаточно сложный. У него формируются основные навыки самосознания, коммуникации, эмпатии.

В это время роль родителя в жизни ребенка не должна носить доминирующий или подавляющий характер. В противном случае можно нарушить развитие социального интеллекта.

В юношеском возрасте появляются способности предугадывать реакцию окружающих на свое поведение. Также в этот период дети активно общаются с представителями противоположного пола, появляются первые серьезные симпатии.

Коммуникативные навыки девушек и парней в этом возрасте немного отличаются. Мальчики предпочитают проявлять навыки словесного общения, у девочек лучше получается коммуницировать при помощи невербальных способов (мимики, жестов).

В юношеский период у ребят уже достаточно крепко сформировались определенные стереотипы и установки. Поэтому контроль, запрет и прочие ограничивающие способы уже не будут иметь должного эффекта.

Методы развития социального интеллекта в школе

Известный российский психолог Д.В. Ушаков отмечает, что «социальный интеллект нужен любому — политику, ученому или домохозяйке. Социального интеллекта не может быть слишком много». Дмитрий Викторович считает, что развивается социальный интеллект, в первую очередь, через опыт общения.

Также он поясняет, что только «эксплицитное обучение может дать существенный эффект». Таким образом, можно сделать выводы, что наиболее эффективным средством развития социального интеллекта является использование в дошкольных и школьных организациях активных методов обучения.

  • Участие в диспутахпомогает развивать у ребенка такие навыки поведения, которым свойственен социальный интеллект.

К ним относится социальное восприятие (желание и умение слушать оппонента), социальная адаптация (навык объяснять и убеждать окружающих, способность жить на одной территории с другими людьми, способность к саморегуляции — возможность контролировать свои эмоции и настроение, стрессоустойчивость).

  • Проектная работа.

Относится к активным методам обучения. Наилучший эффект в такой деятельности достигается при коллаборации ребенка с родителями — самыми близкими и надежными людьми в его жизни.

При этом у детей развиваются навыки социального взаимодействия — желание и способность работать в тандеме, проявлять творческие навыки в коллективе, устанавливать эмоциональные связей с товарищами, проявлять эмпатию.

Методы развития социального интеллекта в школе
Источник: gpointstudio / freepik.com

Работа в коллективе позволяет бороться с так называемым «эгоцентризмом». Также такие проекты помогают наладить связь семьи и школы, позволяют разнообразить досуг, развивают интеллект ребенка.

Таким образом, методов активного развития социального интеллекта учащихся существует много. Педагог может сделать их частью урока, а может провести отдельно на внеклассном занятии. При проведении таких занятий важную роль играет квалификация и опыт учителя.

Методы должны внедрятся системно, курсом, постепенно подготавливая учащегося и раскрывая его внутренние способности.

У школьников должна быть определенная подготовка:

  • Следует удостовериться, что у ребят есть базовые знания и навыки для выполнения задания в группе. При отсутствии знаний дети не будут заинтересованы в уроке.
  • Необходимо подготовить понятные для детей и четкие инструкции по выполнению заданий. Их можно написать на классной доске или раздать ученикам проспекты с правилами.
  • Нужно выделить учащимся достаточное количество времени на выполнение задания.

Часто задаваемые вопросы о развитии социального интеллекта

Социальный интеллект — ключевой навык, который помогает выстраивать гармоничные отношения, эффективно общаться и понимать эмоции окружающих. В этом разделе мы собрали ответы на самые популярные вопросы о том, как развивать эту способность и применять её в повседневной жизни.

Почему нужно развивать социальный интеллект ребенку до 7 лет?

Развитие социального интеллекта у младших школьников и дошкольников проходит наиболее эффективно. Навык еще формируется, поэтому важно научить в этот период ребенка управлять своими эмоциями, проявлять гибкость в диалоге, уметь общаться и сотрудничать, быть целеустремленным и не забывать развиваться.

Каким должно быть окружение ребенка для эффективного развития социального интеллекта?

Малышу будут полезны коммуникации с людьми разного возраста и социального уровня. Контролировать и запрещать общение, если оно не несет угрозы жизни и здоровью ребенка, не стоит.

Как помочь ребенку получить опыт в разных жизненных ситуациях?

Неожиданные и неприятные случаи общения позволяют ребенку понять, что действовать в каждой ситуации следует по-разному. Опыт коммуникаций подобного рода формирует определенные правила в системе жизненных установок ребенка и помогают ему развивать социальный интеллект.

Как объяснить ребенку о границах в общении?

Очень важно при коммуникации не позволять никому нарушать ваши личные границы, о чужих границах также не следует забывать.

Как привить малышу навык эмпатии?

У каждого человека есть конкретные чувства, которые и определяют его поведение. Стоит помнить об этом и понимать, что если человек в гневе — его лучше оставить в покое, если расстроен — нужно успокоить и так далее.

Как научить ребенка адекватному поведению при разных видах коммуникации?

Можно объяснить ребенку с помощью теории, как следует себя вести в разных обстоятельствах. А можно продемонстрировать на конкретных примерах, как нужно, а как нельзя.

Какие факторы воздействуют на развитие социального интеллекта?

Технология развития социального интеллекта достаточно непростая. Она зависит от индивидуально-психологических характеристик ребенка, уровня воспитания и закладываемых в семье ценностей.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. — 2020.
  • Демина Л. Д., Лужбина Н. А. Факторы становления и развития социального интеллекта личности //Известия Алтайского государственного университета. — 2005. — №. 2. — С. 104-108.
  • Савенков А. И. Структура социального интеллекта //Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — №. 2. — С. 7-15.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь? В первую очередь важно прислушат...

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

О чем речь? Инициатива у детей начинает проявляться в возрас...

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми
13.05.2025

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми

О чем речь? Дефицит общения – недостаточная по количеству и ...

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Почему возникает? Волнение у детей – естественная реакция на...

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь
12.05.2025

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь

О чем речь? Адаптация первоклассников в школе – непростой, н...

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Почему это важно? Художественно-эстетическое развитие детей ...

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция
12.05.2025

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция

Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребен...

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы
12.05.2025

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы

О чем речь? Формирование функциональной грамотности в школе ...

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

О чем речь? Финансовая грамотность для детей преподается в ш...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться