Заказать звонок

Трудности коммуникации: как помочь ребенку развить умение общаться со сверстниками

15.05.2025
1830
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 15.05.2025
Сохранить статью:
Трудности коммуникации

О чем речь? Трудности коммуникации у детей проявляются в виде стеснительности, агрессии или излишней активности. Каждому возрасту соответствует своя типичная проблема, которая чаще всего проходит со временем. Однако родителям важно поддерживать своего ребенка и учить основным навыкам общения: активному слушанию, умению выражать свои мысли и чувству такта.

Как преодолеть? Родители должны создать дома благоприятную среду, чтобы ребенку было комфортно делиться своими мыслями и переживаниями. Стоит поощрять общение, читать вместе книги, играть в игры на развитие коммуникативных навыков и моделировать правильное поведение. Но самое главное – нужно быть терпеливыми и оказывать поддержку.

Почему важно развивать коммуникативные навыки с детства

Коммуникативные навыки у детей – это умение контактировать с окружающим миром, адекватно воспринимая и правильно транслируя информацию. В их число входят:

  • грамотно поставленная речь;
  • связное выражение мыслей и чувств;
  • эмпатия;
  • умение выстраивать диалог.
Почему важно развивать коммуникативные навыки с детства
Источник: freepik/ freepik.com

Если дети мало контактируют со сверстниками и отвергаются ими из-за несформированности навыка общения, тогда есть риск возникновения чувства эмоциональной подавленности. Последствия могут быть весьма серьезными: пониженная самооценка, замкнутость, повышенная тревожность, или, наоборот, излишне агрессивное поведение.

Коммуникативные навыки необходимы человеку, потому что мы являемся частью общества. Успехи в трудовой деятельности и личной жизни невозможны без умений корректно общаться, выстраивать разговор, понимать чужие эмоции и распознавать свои чувства.

Требуется научить детей всему тому, что понимается под культурой коммуникаций. И начать следует как можно раньше, применяя разные методы и приемы. Задача взрослого человека состоит в привитии ребенку тех навыков, что позволят ему полноценно развиваться:

  • понятным образом выражать переживаемые эмоции и мысли;
  • адекватно воспринимать информацию и делиться идеями, ощущениями с другими.

Базовые способности к контактам у каждого человека свои. Кому-то общение дается легко, а у иного могут появиться трудности коммуникации. Вот эти индивидуальные психологические особенности требуется иметь в виду, развивая социальные навыки у ребенка. Важно понимать, что коммуникативные способности поддаются развитию при помощи специальных методик.

6 основных трудностей коммуникации у детей

Сложности общения вполне преодолимы, если за ними не скрывается определенный диагноз. Контакты с родителями, принятие своих особенностей, беседы с психологом позволят добиться прогресса. Наиболее распространенные трудности коммуникации у детей:

Застенчивость

Самая распространенная черта. Стеснительные (в представлении взрослых) дети – это те, кто не имеет друзей, кому трудно себя проявить: поздороваться, быть активным, выступить с инициативой.

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Для родителей характерно беспокойство, что такой ребенок не сможет ничего добиться в жизни. На самом деле подобные дети прекрасно себя чувствуют, общаясь с одним-двумя товарищами. Застенчивый ребенок может хорошо учиться, хоть и не всегда готов выйти к доске отвечать. Родителям надо оказать поддержку своим детям, стать им опорой, помочь раскрыть потенциал, а не критиковать их фразами: «Хватит уже стесняться!»

Гиперактивность

В случае с таким ребенком его родители зачастую уверены – у него не существует сложностей в общении, что не соответствует действительности. Слишком активным детям трудно соблюдать чьи-то правила, уважать чужие границы и отстаивать свои, непросто все и с коммуникациями.

Чрезвычайно важно объяснить сыну или дочери общие правила, пытаясь осуществлять единую стратегию воспитания в доме, сочетая семейные ценности и желания ребенка. В этом могут помочь игры (сюжетные и настольные). Главное, чтобы там были понятные правила. Дети должны привыкнуть к мысли, что не все в этой жизни будет только так, как им нравится.

В возрасте до трех лет ребенок изучает границы дозволенного: что разрешено и запрещено. Поэтому они могут проявлять навязчивость: обнимать других людей, подходить к ним слишком близко. Это, в принципе, нормальная ситуация.

Если такое поведение наблюдается в старшем возрасте, одной из причин может быть затруднение в понимании собственных границ и личного пространства другого человека. Это всегда взаимосвязанный момент, когда понимание себя осуществляется за счет реакций собеседника. То есть реагирование на мои поступки позволяет понять, принимают мое поведение или нет.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Нужно обязательно объяснять ребенку, что приятно, а что вызывает дискомфорт, как можно, а как нельзя.

Неуверенность

Трудности в коммуникации ребенка в данном случае могут выражаться в робости (скованности) либо излишней агрессии. Подобные дети весьма болезненно реагируют на критические замечания. Один из вариантов – агрессия. Эти дети нуждаются в поддержке. Хорошим приемом может стать таблица успеха или что-то в этом роде. Нужно акцентировать внимание ребенка на том, что у него получается. Причем обязательно участие в этом всех членов семьи.

6 основных трудностей коммуникации у детей
Источник: chawakorn2000/ freepik.com

Физическое воздействие на собеседника

Проще сказать – ребенок может щипаться или кусаться тогда, когда не может сформулировать свою мысль. Это характерно для детей с особенностями развития, с задержками развития речи. Ребенку не только сложно общаться, он еще и не может совладать с эмоциями.

Здесь придется не только развивать коммуникативные навыки, но еще и выстраивать работу в сфере регуляции эмоций. Нужно учитывать, что такие дети формируют коммуникации в индивидуальном темпе, а еще кому-то комфортно это делать в коллективе, а кому-то вместе с мамой или через нее.

Какие можно дать советы? В стрессовой ситуации ребенку может помочь тактильный, зрительный контакт, дыхание (вдох/выдох). Нужно это показывать детям как пример и с ними выполнять упражнения. Обсуждение оставьте на время, когда ребенок успокоится. В моменты физического воздействия важно пытаться переключить его внимание на другое.

Смех

Он способен играть роль защитной реакции наряду со слезами и прочими «странными» проявлениями. В сложной ситуации дети так защищаются. Подобные реакции характерны для школьников, подростков как, например, компенсация стеснительности. Другими словами – когда я не хочу, чтобы окружающие поняли, что я стесняюсь, я стану вести себя таким образом.

Родителям придется обсуждать ситуации с детьми, приводить примеры из своей жизни. В сложных ситуациях нелишней будет помощь специалистов-психологов.

Трудности коммуникации в зависимости от возраста

Развитие ребенка проходит несколько этапов, каждый из них имеет особенности и сложности общения. Также на проблемы в формировании коммуникативных навыков накладываются черты характера, тип темперамента. Этапы взросления и связанные коммуникативные проблемы:

  1. От 1,5 до 3 лет.

Для ясельного возраста трудности в развитии коммуникации связаны с фактом разрыва эмоциональной связи с матерью. Малышу трудно воспринимать окружающее, когда ее нет рядом и он оставлен с чужими людьми. Воспитатели и сверстники не способны компенсировать материнскую эмоциональную связь, и ребенка все вокруг начинает беспокоить и злить. Так возникают сложности с адаптацией в новом коллективе.

Другой проблемой становится процесс выстраивания взаимоотношений с другими детьми. В этом возрасте сверстники могут восприниматься в качестве игрушек, неодушевленных предметов. Отсюда и отношение к ним: можно толкнуть кого-то, дернуть за волосы.

В яслях коллектив отсутствует, и о коммуникативных связях говорить не приходится. Дети играют в большей степени индивидуально, слушая воспитателей. Поэтому задача взрослых (сотрудников детского сада и близких) – вовлекать малышей в занятия со сверстниками и развивать коммуникацию.

Одна из обязанностей родителей – подготовить ребенка к посещению детсада, к новым условиям жизни: первичные навыки одевания, умения пользоваться ложкой и вилкой. Это упростит адаптацию и поможет преодолеть трудности.

  1. От 3 до 4 лет.

В это время накапливается опыт взаимодействия с другими детьми. Принято считать, что данный этап – самый сложный для ребенка. Детский эгоизм выходит на первый план, затрудняя общение со сверстниками. Начинают складываться дружеские отношения, характеризующиеся пока нестабильностью: «сегодня ты мне друг, а завтра уже нет».

Взрослые должны разъяснить малышу базовые основы общения, дав понять ребенку, что у других детей также есть свои желания. Будут уместные ролевые игры, в ходе которых можно отыграть разные модели поведения в коллективе.

  1. От 4 до 5 лет.

Взаимоотношения переходят на новый уровень – ребенок начинает считать себя частью коллектива. Зачастую слышно слово «мы». В группе детей определяются лидеры, и они становятся важнее взрослых. Малышу на этом этапе важно не выделяться, он должен быть «как все».

Слова о том, что «надо собственную голову иметь» не имеют смысла. Ребенок начинает понимать свои поступки и чужие действия. Научите его делать выводы, иметь свою точку зрения. Это нужно для формирования правильной самооценки.

  1. От 5 до 7 лет.

Трудности в коммуникации с другими людьми на этом этапе связаны с поиском своего места в коллективе. Ребенок, имея представление о себе и личных желаниях, ищет свою нишу. Ему требуется дать понять окружающим, какое место он займет, исходя из потребностей, умений и навыков. Дети ищут друзей в коллективе, и чаще их немного. Отношения складываются по интересам. На данном этапе начинают формироваться основы настоящей дружбы.

Трудности коммуникации в зависимости от возраста
Источник: mku018/ freepik.com

Ребенок уже понимает, какие черты и качества нужны, чтобы быть частью коллектива. Задача родителей – помочь выработать нужные качества, не навязывая свои убеждения. Регулярно обсуждайте с детьми жизнь их коллектива, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

Трудности коммуникации у подростков

Этот возраст – сложный период жизни, он сопряжен с серьезными изменениями в физическом и психологическом становлении. Идет слом привычных отношений с родителями, взрослыми и сверстниками. Коммуникацию осложняют некоторые особенности подросткового возраста:

  • Кризис идентичности.

Подросток пытается принять собственное «Я». Процесс этот сложен сам по себе, а к тому же сопровождается повышенной эмоциональностью и неуверенностью в правильности решений, что негативно сказывается на коммуникативных способностях.

  • Социально-психологическая адаптация.

На данном этапе дети находятся в постоянном поиске новых впечатлений и включения в разные социальные группы. Это ведет за собой необходимость приспосабливаться к разным системам общественных норм и ценностей, что создает сложности в коммуникации.

  • Гормональные изменения.

Эта перестройка сопровождается не только физиологическими изменениями, но и нестабильностью в эмоциональной сфере. Частая смена настроения, повышенная раздражительность отрицательно влияют на коммуникативные способности подростков.

Одной из главных отличительных черт общения в этом возрасте становится направленность интересов на сверстников. Идет поиск единомышленников. Взаимодействие со сверстниками становится для подростка как источником удовлетворения, так и причиной ряда проблем.

Трудности коммуникации у подростков
Источник: freepik/ freepik.com

Одной из главных проблем становится принятие подростком себя в группе. Осознавая себя индивидуальностью, он в то же время ищет место в коллективе. Кого-то группа признает, а кто-то сталкивается с трудностями в принятии их идентичности.

Еще проблема, связанная с общением со сверстниками, – конформизм. Пытаясь соответствовать ценностям, принятым в коллективе, подросток готов отказаться от своих принципов и убеждений. Это приводит его на путь утраты индивидуальности и негативно сказывается на дальнейшем развитии личности.

Стоит иметь в виду риск возникновения недопонимания со сверстниками и проблем в межличностных отношениях. Взаимоотношения между ребятами, особо с лидерами группы, агрессивно настроенными личностями, могут носить непростой, конфликтный характер.

Велика роль взрослых (учителей и родителей), которые должны помочь подростку разобраться с трудностями коммуникации и путями их преодоления. Добрые советы по поводу выстраивания эффективного общения со сверстниками, конструктивному выражению своих мыслей и чувств, уважению чужого мнения способны переломить ситуацию к лучшему.

Как помочь ребенку преодолеть трудности коммуникации

Большое значение в развитии навыков общения играют родители. Несколько советов практического характера, которые окажут помощь в этом вопросе:

  1. Станьте активными внимающими.

Ребенку зачастую хочется, чтобы его выслушали. Родители, найдите для этого время и возможность, не прерывайте. Пусть дети почувствуют, что они важны для взрослых, это улучшит качество их коммуникации.

  1. Стимулируйте ребенка высказывать свои мысли и эмоции.

Мать или отец могут помочь детям развивать коммуникативные умения, поощряя их озвучивать свои идеи и чувства. Это может быть формат домашних бесед о семейных проблемах, совместных дел и общения на разные темы.

Как помочь ребенку преодолеть трудности коммуникации
Источник: freepik/ freepik.com
  1. Научите детей применять коммуникационные технологии.

Мир сегодня невозможен без включения человека в их пространство. Объясните ребенку, как эффективно использовать мессенджеры и электронную почту, расскажите о правилах поведения и безопасности в интернете и социальных сетях.

  1. Помогите детям социализироваться.

Коммуникативные навыки включают в себя общественную адаптацию. Родители могут оказать помощь ребенку в развитии умения общаться в разных ситуациях, привлечь сына или дочь к участию в мероприятиях, выстраивать контакты со сверстниками и взрослыми людьми.

  1. Станьте примером для ребенка.

Слова родителей будут восприниматься детьми, если те будут считать взрослых примером в успешном применении коммуникативных навыков. Сюда можно включить эффективное использование невербальных выражений эмоций (жестов, мимики, тона голоса, языка тела), уважение к другим людям и способность находить решение в конфликтной ситуации.

Часто задаваемые вопросы о трудностях коммуникации

Есть ли игры и упражнения, которые могут помочь развить нужные умения?

Да, есть. Полезны игры: ролевые, типа «вопрос – ответ», «опиши предмет», с карточками и картинками. Принесут пользу упражнения на мелкую моторику. Это способствует развитию речевого аппарата. Принесет эффект чтение книг с последующим обсуждением.

Что способно усугубить имеющиеся проблемы коммуникации у ребенка?

  • отсутствие поддержки со стороны родителей;
  • травматический опыт;
  • игнорирование проблем ребенка;
  • неправильная диагностика и лечение.

Когда нужно обратиться к специалисту, если у ребенка есть сложности с коммуникацией?

Принцип простой – чем раньше начнется диагностика и помощь, тем лучше. Специалисту (педиатру, логопеду, психологу) требуется показать ребенка сразу же, как стали заметны проблемы в развитии речи и коммуникативных навыков. Это тем более важно, если ситуация не меняется в лучшую сторону на протяжении долгого времени. Или у ребенка появились сложности в повседневной жизни и взаимодействии со сверстниками.

Проблемы с коммуникативными навыками у детей относятся к разряду распространенных. При этом они вполне поддаются решению при своевременном вмешательстве. Ранняя диагностика, правильно подобранные методы лечения и формирование комфортной среды способны помочь ребенку преодолеть эти трудности и развить умения, необходимые для успешной социализации и жизни.

Не нужно бояться обращаться за помощью к специалистам. Следует помнить, что поддержка и любовь родителей – это самые важные факторы в развитии вашего сына или дочери.

Источник изображения на шапке: prostock-studio/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Танцюра С., Кононова С. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. – Litres, 2022.
  • Леонова И. В., Карпенкова И. В. Эффективные стратегии тьюторского сопровождения классным руководителем и воспитателем детей с РАС, способствующие развитию у них функциональной коммуникации //Бизнес. Образование. Право. – 2019. – №. 2. – С. 375-388.
  • Буйлина Е. Е. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста //Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – №. 3. – С. 13-13.

Вам также может понравиться
Правила кибербезопасности для детей

Правила кибербезопасности для детей

Что такое? Кибербезопасность для детей – не более, чем сложн...

Ребенок врет: что делать родителям

Ребенок врет: что делать родителям

О чем речь? Ситуация, когда ребенок врет — неизбежна, ведь в...

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

О чем речь? Развитие восприятия у детей происходит поэтапно ...

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

О чем речь? Послушный ребенок — мечта многих родителей. Одна...

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Как себя ведет? Недовольный ребенок отказывается завтракать ...

Логическая память: особенности и способы развития

Логическая память: особенности и способы развития

Что это? Логическая память основана на установлении смысловы...

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку
30.05.2025

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку

Как помочь ребенку учиться? Делать это с криками ни к чему х...

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро
30.05.2025

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро

Как подготовиться к экзамену? Главное – правильно распредели...

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка? Прежде всего нужно узнать п...

Забрать подарок

Забрать подарок

7 дней обучения в
Академии ЮКидс
Получить бесплатно