Заказать звонок

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

14.03.2025
861
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 14.03.2025
Сохранить статью:
Умение помогать другим

Что предполагает? Умение помогать другим — способность проявлять эмпатию, заботу и искреннее желание поддержать окружающих. Формируется в детстве, чтобы ребята выросли чуткими людьми, готовыми сделать мир лучше.

Как воспитать? Дети учатся через наблюдение, поэтому взрослым важно самим проявлять доброту и отзывчивость в повседневной жизни. Нужно вовлекать их в волонтерские проекты, поощрять альтруизм и хвалить за стремление помогать.

Альтруизм как умение помогать другим

Это естественное стремление заботиться о других, но при этом важно помнить про себя и свои желания, быть в гармонии. Ему чужда меркантильность, но свойственно умение помогать другим в их трудностях. Альтруизм — это существование во благо общества, с добровольным принесением себя в жертву ради всеобщего процветания.

С позиции психологической науки альтруизм представляется осознанным и независимым служением окружающим, основанным на сочувствии, преданности и единении. Данный термин происходит от латинского «alter» — «другой». Его предложил социолог Огюст Конт.

Альтруизм как умение помогать другим
Источник: prostooleh / freepik.com

Главными объектами заботы альтруистов являются дети, родители, близкие и друзья. Людей, опекающих множество нуждающихся в поддержке, именуют филантропами. Самоотверженность считается высшей формой альтруизма.

В определенной степени он перекликается с христианской заповедью «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Однако в отличие от религиозного служения, нацеленного на обретение прощения и вечной жизни, в альтруизме значимы как результат, так и сам процесс. Личность исследует возможности помощи и черпает в этом душевное удовлетворение.

Ключевые формы проявления альтруизма:

  • Родительский — выражение базового инстинкта.
  • Взаимный — между близкими друзьями.
  • Нравственный — радость от счастья других, свойственная волонтерам.
  • Демонстративный — для общественного признания.
  • Эмпатический — у тех, кто способен понимать чувства других.

Фундаментом альтруизма выступают жертвенность, бескорыстие и справедливость. Это означает готовность человека пренебречь личными интересами ради других, не ожидая ничего взамен, следуя моральным принципам. Классический пример альтруизма — подвиг титана Прометея.

Умение помогать другим как привычка, сформированная в детстве

С первых шагов и начала взаимодействия с окружающими дети стараются копировать поведение родителей. Наблюдая за повседневной жизнью семьи, малыш стремится быть её частью: хватает швабру для мытья пола, загружает одежду в стиральную машину, изучает отцовские инструменты или экспериментирует с косметичкой.

Нередко матери намеренно развивают в детях умение помогать другим и вовлекают их в домашние заботы. Благодаря этому ребёнок ощущает свою значимость, не скучает и не капризничает, пока родители заняты делами.

Любые детские попытки вызывают нежность у взрослых, и, стремясь поддержать малыша и закрепить его позитивный настрой, родители не скупятся на похвалу. Дети исключительно восприимчивы к эмоциональной реакции близких, их неодобрению или поощрению. Поэтому тёплые слова от папы или мамы пробуждают в них ещё больший энтузиазм к любому делу.

К достижению трехлетнего возраста ребенок вступает в фазу проявления независимости, и чаще всего из его уст можно услышать выражения — «позволь мне» и «давай я тебе помогу».

Большинство родителей стараются проявлять максимум выдержки в этот период, чтобы не погасить в малыше зарождающееся стремление к автономности. Нередко с возрастом дети утрачивают былой энтузиазм к домашним делам, однако сформированные навыки поддержания порядка, ухода за одеждой и мытья посуды сохраняются.

Почему помогать другим важно для ребенка

Уметь помогать другим следует формировать с самых ранних лет. Для маленького человека значимо ощущение взаимности, чтобы развить такие качества как эмпатия, понимание чужих чувств и обязательность. Это обеспечит его успешную интеграцию в общество.

Важно донести до ребенка, что не каждый обладает теми преимуществами и возможностями, которыми располагает он. Узнавая о трудностях и реалиях жизни окружающих, он глубже осознает устройство мироздания.

Более того, наблюдая положительное влияние, которое его действия оказывают на судьбы других людей, ребенок сформирует здоровую самооценку. Это разовьет его внутреннюю силу, организаторские способности и настойчивость. Подобные качества станут важным активом для достижения значимого положения в обществе.

Способность оказывать поддержку важна прежде всего для развития самого ребенка. Так он обретет навык понимания окружающих и внутреннюю уверенность. Он столкнется с разными жизненными ситуациями и расширит свой кругозор для лучшего понимания социума, частью которого является.

Как развить в детях умение помогать другим

  • Демонстрируйте пример.

В семье формируются основные привычки. Личным примером покажите, как близкие поддерживают друг друга. Развивайте подобное отношение в ребенке. Так он легче освоит принципы взаимной поддержки и осознает значимость своего участия в семье.

  • Раскройте перспективы.

Помогите найти сферу, которая затронет душу ребенка, тогда помощь станет его увлечением. Можно организовать творческое занятие или выступить перед детьми в больнице, стать другом по переписке для пожилых людей или готовить им важные подарки.

  • Используйте способности.

Ребенку-рукодельнику может понравиться участие в благотворительной распродаже. Что предложить? Домашнюю выпечку, сделанную вместе, авторскую куклу, рисунок или вязаную игрушку. Дети обычно с радостью продают и приобретают такие самодельные сувениры.

Как развить в детях умение помогать другим
Источник: freepik / freepik.com

Благотворительный базар можно устроить в школе. Потребуется получить одобрение педагога, администрации и родительского комитета, определив дату мероприятия. Собранные средства рекомендуется передать проверенному благотворительному фонду.

  • Направьте в волонтерство.

Если ребенок стремится помогать другим и уметь это делать профессионально, сопровождайте его в выборе добровольческой организации. К сожалению, современные мошенники часто вовлекают молодежь в псевдоблаготворительные структуры с непрозрачным финансированием. Именно таких сборщиков средств мы встречаем на улицах с боксами или значками якобы «для помощи больным детям«.

Важно выбрать надежный, проверенный фонд, открыто демонстрирующий результаты работы. Оптимально изучить организацию сначала через интернет, затем посетить её мероприятие. К примеру, ежегодная благотворительная выставка «Душевный Bazar« позволяет лично познакомиться с ведущими социальными проектами.

  • Анализируйте вместе.

Обсуждайте с ребенком способы поддержки окружающих и внесения позитивных изменений в общество. Делитесь своими мыслями и поддерживайте его собственные инициативы.

  • Развивайте эмпатию.

Объясняйте ребенку, что возможности и преимущества распределяются неравномерно. Важно развивать чуткость к тем, кто оказался в менее выгодном положении.

  • Воспитывайте благодарность.

Формируйте в ребенке чувство признательности за получаемую поддержку. Подчеркивайте ценность того, чем он обладает. Объясняйте значимость взаимной поддержки. Помогите осознать важность взаимопомощи.

  • Развивайте навыки командной работы.

В групповой деятельности ребенок осваивает уважение к чужой позиции, партнерство и учет общих интересов. Это формирует командный дух, почтительное отношение к другим и стремление проявлять внимание.

  • Учите взаимодействию с разными возрастами.

Прививайте ребенку навыки уважительного отношения не только к сверстникам, но и к младшим и старшим детям. Объясните важность поддержки малышей и почтения к людям в возрасте.

  • Прививайте заботу о питомцах.

Ответственность за животных — эффективный способ развить в ребенке чуткость к другим. Организуйте визиты в приюты, ухаживайте за домашними питомцами, объясняйте значимость заботы о беззащитных существах.

Дополнительные советы родителям

Предлагаем рассмотреть еще несколько советов, которые помогут в развитии у ребенка умения помогать другим.

Не торопитесь

Развитие личности происходит поэтапно. В вопросах физического роста или умственных способностей мы это осознаем и не требуем от малыша поднимать гири или осваивать алгебру. Умение помогать другим и эмоциональная зрелость также формируются со временем.

Безусловно, их нужно развивать, учитывая возрастные особенности и стадии взросления. Так, двухлетнему ребенку для освоения навыка делиться игрушками необходимо прежде понять концепцию личной собственности. Если малыш сейчас проходит этот этап, можно предлагать поделиться, но нецелесообразно осуждать его нежелание это делать.

К доброте нельзя принудить

Упрекая ребенка в скупости или безразличии, мы не развиваем в нем умение помогать другим, быть отзывчивым и внимательным. Такой подход приводит лишь к тому, что малыш начинает считать себя недостойным и неисправимым, теряя стимул к добрым поступкам. Постоянное давление на совесть и стыд превращает призывы к хорошему поведению в источник агрессии или апатии: достаточно, я плох, оставьте меня.

Разумеется, случается, что мы искренне возмущены и хотим указать ребенку на проступок. В такой ситуации важно избегать обобщений и критики личности. Выражаемся точно: бабушке было обидно, питомец страдал без заботы, мы беспокоились из-за отсутствия звонка. Цель не в том, чтобы смутить или задеть, а помочь осознать переживания других. Детям это не всегда понятно.

Исключаем негативные модели

Чтобы воспитать отзывчивого и чуткого человека, важно демонстрировать эти качества самим. Что подразумевается? Уметь помогать другим и понимать их чувства, включая эмоции самого ребенка. Если взрослые в семье практикуют воспитание криком, физическим наказанием или длительным игнорированием, привить ребятам доброту становится труднее.

Существуют, конечно, исключения — дети, защищающие мать от агрессивного отца, заботящиеся о младших. Однако такой вынужденный альтруизм имеет негативные последствия. Повзрослев, человек рискует игнорировать собственные потребности ради других.

Развитие через повторение и поощрение

Когда родители или дети делятся лакомством или игрушкой, мы акцентируем внимание малыша на этом. То есть одобряем такое поведение, и он начинает подражать. Получая похвалу, ребенок привыкает делиться.

Наблюдая заботу семьи о пожилой бабушке, он тоже помогает ей с очками или поиском книг. Малышу нравится одобрение, он стремится к похвале, но постепенно удовольствие приносит сам поступок. Он осознает свою доброту изнутри, не нуждаясь в поощрении. Приходит понимание: щедрость и забота приносят радость сами по себе.

Развитие через повторение и поощрение
Источник: freepik / freepik.com

Если ребенок сопротивляется и проявляет жадность, начните с предложения поделиться чем-то незначительным, все равно похвалив после. Природная заботливость обязательно проявится — нужно время и позитивное окружение.

Забота представляется различно

Некоторые дети от рождения сострадательны, переживают за каждого «несчастного котенка«, совсем малышами ласково гладят других ребят. Иным нравится роль защитника, ведь это позволяет чувствовать себя сильными и взрослыми. Третьим необходимо постоянное одобрение каждого поступка. А кто-то щедро раздает подарки, но может присвоить чужое.

Характеры всех различны. Определите, что мотивирует именно вашего ребенка на добрые дела, и развивайте это. Умение помогать другим проявляется по-разному: кто он — чувствительный Пьеро, верный Винни-Пух, педантичная Мальвина или озорная Пеппи, спешащая на выручку друзьям?

Внимание к себе

Когда родитель способен учитывать личные потребности, осознавать свои эмоции, находить время для отдыха и не растрачиваться полностью — снижается риск ощущения, что им манипулируют и злоупотребляют. Чувство нехватки возникает чаще не у эгоистов, а у уставших альтруистов. Заботясь о детях, важно помнить о собственных нуждах.

Это поможет ребенку осознать, что мир не вращается вокруг него, и научиться правильно распределять силы, следуя примеру родителей. А значит, сохранять энергию для поддержки окружающих.

Часто задаваемые вопросы об умении помогать другим

Формирование заботливости в детях — это комплексный, но фундаментальный процесс, создающий личность с развитой эмпатией и социальной ответственностью. Семейные ценности, личный пример и участие в благотворительности становятся основой такого воспитания.

Свойственно ли детям альтруистическое поведение с рождения?

Исследования подтверждают: даже в полтора года малыши способны оказывать поддержку.

Возможно ли развить в ребёнке стремление поддерживать окружающих?

В семьях, где царят любовь и взаимоуважение между близкими, дети естественно перенимают заботливое отношение.

Какие родительские ошибки препятствуют развитию альтруизма?

Следует избегать:

  • Наказаний, в особенности унижений и запугиваний. Они подавляют развитие эмпатии.
  • Акцента на материальных наградах. При поощрении заботливости эффективнее словесная поддержка.
  • Вознаграждений за естественные поступки. Это разрушает внутренние стимулы.
  • Подавления инициативы помощи. Исследователи установили: маленькие дети инстинктивно стремятся помогать. Поддержка этого желания обеспечивает его сохранение во взрослой жизни.
  • Недостатка родительского примера. Без наглядной демонстрации взаимопомощи в семье у ребёнка не формируются соответствующие модели поведения. Если вам не хватает времени и сил демонстрировать этот пример, это не значит, что вы на это неспособны. Возможно, есть трудности в коммуникации, но и их можно решить. Важно в таком случае обратиться за помощью к специалистам.

Через общие активности и осмысление важности взаимовыручки формируется не просто привычка, а глубинное понимание человечности. Умение помогать другимделает детей более чуткими, превращая наш мир в место, где больше тепла и доброты.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Вшивцева И. И. Развитие у ребенка потребности помогать другим в игровой деятельности //Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. — 2015. — С. 33-36.
  • Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства //Педагогическое образование в России. — 2015. — №. 7. — С. 214-218.
  • Росманова И. С., Петкова И. Ц. Добровольчество-это возможность помогать в различных общественных делах //Студенческая наука XXI века. — 2015. — №. 4. — С. 194-197.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей
11.03.2025

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей

О чем речь? Психологический климат в семье — эмоциональная а...

Забрать подарок

Забрать подарок