- Кто такие одаренные дети
- Методы выявления одаренных детей
- Поведенческие критерии
- Тестирование
- 8 советов родителям по воспитанию одаренных детей
- Обращайтесь к экспертам
- Развивайте разные способности
- Не давите
- Хвалите, но не слишком часто
- Уравновешивайте развитие
- Ищите друзей со способностями
- Проявляйте чуткость
- Любите ребенка, даже если его способности пропали
- Часто задаваемые вопросы о выявлении одаренных детей
- Считается ли ребенок одаренным, если у него есть способности только в одном направлении?
- Могут ли родители дома выявить одаренность ребёнка?
- Какие методики используются для диагностики одаренности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Выявление одаренных детей происходит с помощью тестов и наблюдений в разных ситуациях. Чтобы оценить способности ребенка, порой достаточно с ним поговорить, расспросить про его интересы и увлечения.
Что важно? Одаренный ребенок один из 50, но задатки к уникальности есть у всех: одни схватывают стихи на лету, другие их сочиняют, третьи умеют петь, а четвертые — танцевать. Задача педагогов и родителей — создать условия для развития и поддержки ребят, помогая им раскрыть способности.
Кто такие одаренные дети
У одаренности есть общепринятое определение. Считается, что если человек с детства проявляет незаурядные способности, а психика позволяет ему быстро развиваться, то с большей долей вероятности его можно считать одаренным.
Педагог-психолог Джозеф Рензулли выделил такие черты талантливого ребенка: высокий интеллект, сильное желание достигать поставленных целей и нестандартное мышление. Выявление одаренных детей — непростое занятие.

Феномен одаренности интересовал людей еще с Античности, когда философы пытались сформулировать понятия «гений», «талант», «одаренность». Уже в Германии появилось более точное определение «вундеркинд», которое буквально означает «чудесный ребенок».
Эти понятия принято различать. К вундеркиндам принято относить юных талантов, которые с малых лет лучше своих сверстников, они способны не просто усваивать новые знания, но и изобретать что-то свое. Если вспомнить историю, то таких примеров достаточно. Например, Моцарт — это композитор, который писал пьесы в пять лет, а в девять создал свою первую симфонию.
Художник Пабло Пикассо в 12 лет был известен в своем окружении, в шестнадцать открылась его первая выставка. Математик Блез Паскаль с юных лет блистал в математике, в девять вышел его научный трактат.
Выявление и развитие одаренных детей сегодня интересует многих родителей.
Считается, что рождение вундеркинда — уникальная ситуация, одаренным становится один из ста детей. Проблема в том, что только таланта недостаточно, нужно развивать навыки и знания юного дарования, иначе они могут раствориться с годами.
К тому же, кроме определенного направления, к которому тянет ребенка, нужно заниматься его общим образованием и воспитанием.
Есть утверждение: «Талантливый человек талантлив во всем». Поэтому родителям вундеркиндов следует всесторонне развивать подрастающую личность, но обращать внимание на особенные способности. Выявление одаренных и талантливых детей требует понимания основных черт, присущих таким людям.
Прием заявок
до: 14.04
Психологи выделяют такие типы одаренности:
- Интеллектуальная.
Считается, что дети, которые самостоятельно умеют добывать и анализировать информацию, способны мыслить критически и концентрироваться на определенном действии и предмете, обладают таким типом гениальности.
Они настойчивы в изучении определенного предмета, делают успехи за счет развития высокого интеллекта. Диагностика выявления одаренных детей зачастую основывается на интеллектуальных способностях.
- Академическая.
Дети с хорошей памятью легко и быстро обучаются, им интересно усваивать знания, они понимают материал без особых проблем, часто сдают экзамены экстерном.
- Креативная.
Это способность создавать что-то новое самостоятельно. Именно хорошо развитое воображение и возможность творчески мыслить помогают таким детям развиваться в разных направлениях искусства, иметь актерский талант или способности к созданию текстов, картин, музыки. Ребенок с юных лет стремится созидать.
- Социальная.
Эту одаренность отличает способность детей общаться и адаптироваться в социуме. Они сообразительны, открыты, хорошо чувствуют других, могут находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
- Психомоторная.
Такая одаренность связана с развитием физических данных, обычно дети с подобными способностями хорошо сложены, их организм способен переносить серьезные нагрузки, поэтому они отлично проявляют себя в различных видах спорта с самых юных лет. Методика выявления одаренных детей должна включать оценку их физических способностей.
Методы выявления одаренных детей
Одаренность проявляется тремя способами:
- Талант. Выделяют несколько областей, где ребенок может проявить свои незаурядные способности: научная, лидерская, творческая, художественная, интеллектуальная.
- Результативность. Выявление одаренных детей в начальной школесвязано с таким подходом. Ребенок демонстрирует способность применять талант для достижения поставленных целей, он готов развивать свои способности.
- Сравнительный анализ. Для выявления одаренных детей в школенужно проводить сравнение результатов со сверстниками, чтобы понять, насколько талантливый человек превосходит других учеников.
Кроме этих трех способов выявления одаренности детей можно использовать конкретные методы.
Поведенческие критерии
Выявление способностей одаренных детей базируется на определении поведенческих критериев. Выделяют несколько характеристик, которые обычно говорят о наличии одаренности у ребенка.
Талантливые дети имеют завышенные ожидания, они хотят во всем добиваться внушительных результатов, а при неудачах надолго выходят из себя. Таким детям требуется особенно много внимания и поддержки со стороны взрослого. Но при этом важно давать маленькому гению проявлять себя.
Еще одним признаком, который говорит о способностях ребенка, считается его желание обучаться новому быстрее сверстников. С одной стороны, одаренные дети имеют соревновательный дух, с другой — хотят во всем быть лучше остальных. Они способны самостоятельно осваивать учебный материал, заниматься дополнительной учебой, чтобы первыми решать поставленные задачи.
Тестирование
Работа по выявлению одаренных детей ведется во многих школах. Талант часто определяется способностью быть лучше среднестатистического ученика. Но для определения данной способности нужно провести тестирование.
Существует набор заданий, который помогает выявить одаренного ребенка среди остальных. Тесты могут проверять данные по конкретным предметам, например, по математике или физике. Также есть версии заданий для выявления педагогом одаренных детей.

К ним относят IQ-тест, Стэнфордский тест Бине и тест по шкале интеллекта Вешера для детей. Это лишь часть из предложенных на сегодня методик. Есть также невербальные тесты, применяемые по отношению к маленьким детям, которые только осваивают письмо.
Зачастую одаренных детей обучают по общей программе, их способности не развиваются из-за того, что стандартные методы на них уже не работают. Распознать талантливого ребенка мало, важно еще создать среду, которая раскроет его способности.
Выявить творчески одаренных детей из массы учеников довольно непросто, родители и учителя не всегда справляются с этой задачей. Трудность состоит в том, что школьники могут быть талантливы в нескольких областях.
Однако со временем были разработаны методики, позволяющие выявить потенциал одаренности. Например, доктор Дэвид Палмер выделил критерии, на которые стоит обратить внимание, когда изучаешь способности ребенка.
Так, одаренные дети раньше начинают говорить и писать, у них появляется склонность к изучению окружающего мира, словарный запас у таких малышей развит не по годам, они формулируют мысли четче, чем сверстники.
Выявление одаренных детей сегодня предусматривает проведение мероприятий, чтобы их сразу отправляли в специальные школы и учреждения для дальнейшего развития навыков.
Еще одним критерием можно назвать хорошо развитую память ребенка. Он легко запоминает новые факты, способен интерпретировать полученные знания, задавать уточняющие вопросы для прояснения некоторых моментов.
У таких детей имеется желание глубоко разобраться в предмете, поэтому они стараются подробно погрузиться в тему. Иногда одаренный ребенок самостоятельно осваивает понравившуюся информацию, ему не нужны подсказки и советы.
Организация учебы для выявления одаренных детей является важным событием. Родители и педагоги должны обратить внимание на активных и любознательных малышей, которые проявляют больше энтузиазма в учебе, чем их ровесники. У них обычно развитая быстрая речь, способность находить нужные данные и собирать воедино части информации.
Дети могут проявлять инициативу при изучении новой темы, помогают другим в учебе, например, подсказывают или решают вместе домашние задания.
8 советов родителям по воспитанию одаренных детей
Можно выделить несколько советов по воспитанию одаренных детей.
Обращайтесь к экспертам
Психолог быстрее всех обнаружит неординарные способности в ребенке. Помимо этого, он сможет установить, есть ли какие-то психологические проблемы у одаренного малыша. Иногда таким детям сложно в социуме, ведь они отличаются от других.
Это приводит к высокой степени тревожности и напряжения. Психолог поможет расставить приоритеты и подскажет родителям, как правильно выстраивать общение с ребенком. Выявление одаренных детей в дополнительном образовании тоже часто проходит с участием психолога.
Развивайте разные способности
Пусть ребенок, когда он еще учится, осваивает новые знания. Его можно водить на разные кружки и секции, пока он не определится, что ему ближе.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Не давите
Бывает, что ребенок еще не разобрался в себе и своих желаниях. Он проявляет неординарные способности, но не хочет развиваться. Задача родителей — не давить, а аккуратно направлять ребенка, однако, если он со временем перестанет интересоваться определенной областью, где у него есть способности, не нужно пытаться его переубедить.
Также не следует требовать от ребенка, чтобы он был хорош во всех областях. Иногда дети проявляют способности только в одном направлении, отдавая этому все силы. Синдром отличника, который малыш приобретет под постоянным гнетом родителей, будет только мешать ему во взрослой жизни.
Хвалите, но не слишком часто
Даже если способности ребенка производят на вас сильное впечатление, не нужно все время подчеркивать его исключительность перед другими. Это вселяет в него веру, что он особенный, а значит — имеет право вести себя так, как хочет.
Яркое проявление эгоцентризма мешает состояться в социуме, а проблемы и неудачи будут вызывать у такого человека приступы разочарования. Будет здорово, если ребенок сможет помогать близким и сверстникам, применяя свои знания и навыки.
Уравновешивайте развитие
Выявление одаренных детей в спорте часто приводит к тому, что человек не интересуется ничем другим. Если ребенок занимается исключительно интеллектуальной сферой, постарайтесь записать его в спортивную секцию или занимайтесь спортом вместе.

Прогулки, физическая активность, игры на свежем воздухе должны быть неотъемлемой частью жизни любого ребенка вне зависимости от его природных данных. Важно найти активное занятие, которое будет ему по душе. Юному спортсмену будет полезно делать уроки время от времени, ходить к репетитору по русскому языку и изучать основы искусства.
Ищите друзей со способностями
Окружение формирует множество социальных навыков, которые помогут в будущем. Поэтому важно найти одаренному ребенку таких же сверстников. Часто в классе талантливый ребенок воспринимается как «белая ворона».
Рядом с такими же думающими, неординарными детьми ему будет легче справляться с проблемами взросления. Можно отдать ребенка в секцию по интересам, где он обязательно найдет новых друзей. Сегодня существует множество программ выявления и поддержки одаренных детей.
Проявляйте чуткость
Многие родители не понимают, почему их дети чем-то так сильно увлечены. Они пытаются вырастить из ребенка свою копию или реализовать свои мечты и желания в нем, поэтому запрещают заниматься любимыми хобби.
Постарайтесь понять, что ваше дитя — это тоже личность, у ребенка могут быть свои интересы и желания, не нужно их обесценивать. Попробуйте поддержать все начинания отпрыска, ему как никому другому нужны ваша любовь, принятие и одобрение. Важны не только выявление, сопровождение, но и поддержка одаренных детей.
Любите ребенка, даже если его способности пропали
С годами интеллект человека может усредняться. У многих талантливых детей к 15 годам способности исчезли, они стали такими же, как сверстники. Не все вырастают в гениев, с этим нужно смириться. Одаренность в детстве не гарантирует успех во взрослом мире.
Однако это не означает, что ребенка нужно осуждать, стоит просто смириться с тем, что он выбрал спокойную и осознанную жизнь. Выявление, обучение и развитие одаренных детей иногда становится призванием только лишь для родителей.
Часто задаваемые вопросы о выявлении одаренных детей
Любить ребенка надо любым, вне зависимости от того, обладает он талантом или нет. Если ваши дети смогут проявлять себя в разных сферах, у них появится возможность найти дело по душе, развиваться и, возможно, талант раскроется в них несколько позже. Вырастить гения — сложная задача, но важнее вырастить здорового и счастливого ребенка.
Считается ли ребенок одаренным, если у него есть способности только в одном направлении?
Не существует четкого стандарта, который определял бы одаренность. У каждого человека талант проявляется по-своему и в разном возрасте. Выявление интеллектуально одаренных детей проводится с помощью различных методик и тестов с участием экспертов.
Могут ли родители дома выявить одаренность ребёнка?
Нужно понаблюдать, как ребенок проводит свободное время. Если увлеченно читает, занимается домашней работой, проявляет интерес к определенным видам деятельности, то у него наверняка проявятся неординарные способности.
Какие методики используются для диагностики одаренности?
Существует набор тестов, которые специалисты используют для оценки одаренности. Например, уровень интеллекта у детей измеряет Стэнфордский тест достижений, а с выявлением художественно одаренных детей поможет тест Торренса.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Белова Е. С. Выявление одаренных детей на этапе дошкольного возраста //Проблемы современной науки и образования. — 2016. — №. 25 (67). — С. 75-78.
- Кожевников М. В. и др. Система выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы //Педагогический журнал. — 2021. — Т. 11. — №. 4-1. — С. 265.
- Холодная М. А. Принципы и методы выявления одаренных детей //Одаренность: рабочая концепция: материалы I Международной конференции (1 3 октября 2000 г.)/Под ред. ДБ Богоявленской. М. — 2002. — С. 63.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com