Заказать звонок

Боязнь публичных выступлений у детей: что делать?

07.03.2025
819
Время чтения: 9 минут
Обновлено: 07.03.2025
Сохранить статью:
Содержание
  1. Общая информация о боязни публичных выступлений
  2. Симптомы боязни публичных выступлений
  3. Причины боязни публичных выступлений у детей
  4. Помощь ребенку в преодолении боязни публичных выступлений
  5. Действия родителей, которые принесут только вред
  6. Советы подросткам как справиться с боязнью публичных выступлений
  7. Перед началом выступления на публике
  8. Во время публичного выступления
  9. После окончания доклада
  10. 5 полезных книг о преодолении боязни публичных выступлений
  11. «Как не бояться выступать публично. Умение преодолевать тревожность и мгновенно очаровывать слушателей так, чтобы они вас запоминали и всегда аплодировали вам», Патрик Кинг.
  12. «Камасутра для оратора», Радислав Гандапас.
  13. «Мастер аргумента», Евгений Жигилий.
  14. «Битва за внимание. Как быть услышанным в эпоху инфошума», Сергей Кузин.
  15. «Нарративное лидерство. Искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй», Артем Мушин-Македонский.
  16. Часто задаваемые вопросы о боязни публичных выступлений
  17. Насколько возможно справиться с данной фобией?
  18. В чем заключается польза от актерских курсов в данной ситуации?
  19. Материалы основаны на следующих источниках:

Из-за чего возникает? Боязнь публичных выступлений у ребенка спровоцирована различными факторами: негативным примером родителей или других близких взрослых или их завышенными ожиданиями, неуверенностью в себе или получением негативного опыта в прошлом. Причем это далеко не полный список возможных причин.

Что делать? Родителям нужно помочь справиться с этой сложностью, опираясь на советы психологов. Подростку — самому изучать специальную литературу, постоянно тренироваться, при этом регулярно анализируя свои успехи и неудачи.

Общая информация о боязни публичных выступлений

Боязнь публичных выступлений — глоссофобия (от греческого glossa — язык, и phobos — страх, ужас), или логофобия, — это страх говорить перед аудиторией. Он может быть настолько сильным, что человек испытывает буквально физическое недомогание. Появляется учащенное сердцебиение, потливость, дрожь в голосе и конечностях.

Общая информация о боязни публичных выступлений
Источник: Drazen Zigic / freepik.com

Кроме того, глоссофобия может сопровождаться когнитивными искажениями: человек постоянно думает о том, что скажет что-то глупое и его будут осуждать, или что не справится с задачей. Даже небольшая аудитория может вызвать у него панику и желание избежать публичного выступления любой ценой.

Глоссофобия — один из самых распространенных страхов. Однако точные цифры, отражающие масштабы этой проблемы, весьма противоречивы. Согласно различным исследованиям, от 40 % до более 75 % людей сталкиваются с этим страхом.

Результаты российского исследования 2022 года свидетельствуют о серьезной проблеме: боязнь публичных выступлений затрагивает значительную часть населения. Более половины опрошенных испытывают тревогу и дискомфорт при необходимости говорить перед аудиторией.

Лишь небольшая часть респондентов (12 %) чувствует себя уверенно в подобных ситуациях. Остальные неохотно соглашаются на выступления (31 %), активно их избегают (15 %), а 7 % категорически отказываются от такой возможности.

Так или иначе, боязнь публичных выступлений — распространенная проблема. Как метко подметил Ричард Брэнсон, все ораторы испытывают волнение либо что-то скрывают.

Симптомы боязни публичных выступлений

О том, что такое глоссофобия, знали еще в древности. Например, Цицерон, выдающийся оратор Древнего Рима, признавался, что перед выступлениями бледнел и дрожал. Иногда он приходил на публичные мероприятия настолько измененным, что его едва узнавали.

В 1889 году, во время своего первого судебного заседания, юный индийский адвокат оцепенел перед судейским столом, а затем в панике покинул зал. «Голова кружилась, мир вокруг словно вращался, и я не мог произнести ни слова. Зрение затуманилось, и я дрожал всем телом», — вспоминал позже этот случай будущий духовный лидер Махатма Ганди.

Хью Грант сравнивал свое состояние перед камерой с застывшим кроликом, а Адель признавалась, что волнение перед выступлениями доводило ее до тошноты. Однажды, не выдержав нервного напряжения, она даже сбежала со сцены.

Иными словами, боязнь перед публичными выступлениями провоцирует в организме человека целый каскад физиологических, поведенческих и когнитивных изменений. Причем телесные реакции могут возникать не только во время самой ситуации, но и задолго до нее. В таком состоянии человек может испытывать:

  • Сердцебиение и скачки давления.
  • Изнуряющую потливость.
  • Перепады температуры.
  • Неконтролируемую дрожь.
  • Ощущение удушья.
  • Напряжение во всем теле.
  • Нестерпимую сухость во рту.
  • Постоянное желание посетить туалет.
  • Тошноту и боли в животе.
  • Спутанность сознания.

Внешне боязнь публичных выступлений проявляется через:

  • повышенную потливость;
  • изменение голоса;
  • одышку;
  • срывающийся и дрожащий голос;
  • непроизвольные движения головой;
  • сбивчивую речь с паузами.

Сильное волнение приводит к формированию негативных установок. Человек начинает думать: «Я не смогу справиться», «Я недостаточно хорош», «Все пойдет не так». Это, в свою очередь, усиливает тревогу и мешает достичь желаемого результата.

При активации любой из стрессовых реакций «бей — беги — замри» наблюдаются изменения в поведении. Например, при реакции «беги» человек уклоняется от публичных выступлений, при реакции «бей» реагирует агрессивно на окружающих, а при реакции «замри» застывает или теряет ход мысли.

Причины боязни публичных выступлений у детей

Страх выступать перед аудиторией зачастую берет начало в детстве. Именно в этот период ребенок наиболее чувствителен к оценкам окружающих, что может привести к развитию фобии. Рассмотрим основные причины, по которым это происходит.

  1. Попадание в совершенно новую обстановку. Например, когда ребенок оказывается в зале, полном незнакомых взрослых.
  2. Негативная оценка результатов его деятельности со стороны взрослых. Это может привести к снижению самооценки ребенка. А также к развитию у него чувства неуверенности в себе.
  3. Низкая самооценка и робость. Они часто являются результатом непростых жизненных ситуаций или нездоровой атмосферы в семье. Постоянная критика, сравнение с другими, отсутствие поддержки и эмоциональной теплоты от родителей могут оставить глубокий след в детской психике, формируя негативное отношение к себе.
  4. Получение отрицательного опыта. Например, ребенок, забывший стихотворение на утреннике, может связать публичное выступление с чувством стыда.
  5. Боязнь расстроить родителей. Стремление соответствовать ожиданиям близких — одна из основных причин страха публичных выступлений у детей. Внушая ребенку, что он должен быть успешным, родители, сами того не осознавая, создают для него невидимый барьер. Он начинает ассоциировать себя со своими достижениями. Любая неудача воспринимается как личное поражение, которое может привести к потере родительской любви.
  6. Личный пример близких. Вероятно, такое поведение — результат подражания родительской модели. Если ни один из близких не любил публичных выступлений, ребенок мог перенять эту особенность.
  7. Иногда причиной нежелания выступать на публике становятся особенности темперамента. Например, интроверты, как правило, более чувствительны к социальным ситуациям и испытывают больший дискомфорт во время публичных речей.
  8. Важным фактором, влияющим на уровень тревожности при выступлении, является восприятие аудитории. Позитивное отношение к слушателям способствует снижению страха, в то время как негативные ожидания, наоборот, усиливают его.

Причин для боязни публичных выступлений у детей может быть множество: от негативного опыта до особенностей темперамента. Каждый ребенок индивидуален, и его страх имеет свои корни.

Помощь ребенку в преодолении боязни публичных выступлений

Что делать, чтобы ребенок научился справляться со страхом публичных выступлений? Воспользуйтесь следующими советами.

  • Никогда не давите на ребенка, заставляя его выступать против воли.

Шантаж, угрозы и обещания лишь усилят его страх и неуверенность. Помните, что для маленького человека отказ от участия в мероприятии — это не проявление слабости, а способ защитить свои чувства.

Помощь ребенку в преодолении боязни публичных выступлений
Источник: freepik / freepik.com

Лучше предложите ему альтернативу: посетить событие в качестве зрителя. Пусть он посмотрит на выступления других детей, почувствует атмосферу праздника и поймет, что все волнуются и переживают. Возможно, со временем он захочет попробовать свои силы.

  • Поясните ребенку, что испытывать волнение перед публичным выступлением — это совершенно нормально, и это чувство знакомо абсолютно каждому, причем не только детям, но и взрослым.

Просто некоторые люди научились это хорошо скрывать, поэтому со стороны может казаться, что человек совершенно спокоен.

Помогите ему успокоиться перед выступлением или ответом у доски: для этого могут быть полезны несколько глубоких вдохов/выдохов, размышления о чем-то приятном для ребенка.

  • Постоянно находитесь рядом с ним во время его публичного выступления.

Дети, находящиеся перед большим числом людей, всегда ищут среди зрителей прежде всего родителей. Ведь их присутствие дает чувство безопасности и уверенности в себе.

Если речь идет не о конкурсах и соревнованиях, а об ответе в школе у доски, где появление родителей невозможно, научите ребенка представлять вместо одноклассников знакомых ему людей: маму, папу, бабушку с дедушкой, других родственников. Поясните ему: несмотря на то, что вы не находитесь рядом, в это время будете мысленно его поддерживать и думать о его успехе.

  • Научиться справляться с боязнью публичных выступлений помогут домашние мероприятия.

Введите в привычку проводить как минимум раз в неделю творческие вечера в кругу близких и друзей. Это могут быть декламации стихов, увлекательные викторины, исполнение музыкальных композиций, домашняя театральная постановка. Ребенок адаптируется к выступлениям перед аудиторией, и выход на сцену перед незнакомыми людьми станет для него гораздо проще.

  • Не стоит пренебрегать и важностью предварительных репетиций перед публичным выступлением.

Если ребенку необходимо декламировать стихотворение, танцевать, исполнять песню или сделать доклад перед классом, предоставьте ему возможность попрактиковаться дома, где в роли слушателей будете вы, бабушки и дедушки или приглашенные гости.

  • Помогите подготовиться к успешному выступлению.

Произносите слова поддержки — это действительно помогает успокоиться. Будьте щедры на похвалу, но знайте меру. Вместо выражений «Ты всех превзойдешь», «Твое выступление будет самым лучшим» лучше сказать просто «У тебя очень красиво получается выражать интонацию этого стихотворения», «Ты очень усердно выучил сегодняшнюю тему», «Вижу, что ваш новый номер особенно тебе нравится, твой артистизм и яркую улыбку видно издалека».

  • Если ребенок испытывает страх, что его представление может не вызвать одобрения у зрителей, объясните ему, что хорошо заученный текст стихотворения или песни, технически правильно выполненные танцевальные па — это не единственный фактор, определяющий успех.

Помогите ему установить связь с аудиторией: использование жестов руками во время декламации, искренняя улыбка — все это способствует созданию благоприятного впечатления. Порой всем нравиться всё равно не получится, зрительный зал бывает настолько большим, что кто-то может просто не любить выступления такого стиля, там точно вины ребенка нет.

  • Иногда, для снижения уровня тревожности, можно прибегнуть к так называемым «ритуалам удачи».

Можно надеть «счастливую» одежду, выбрать определенный маршрут, выполнить другие действия, которые обычно приносят успех. Важно помнить, что чрезмерная концентрация на таких ритуалах может перерасти в обсессивно-компульсивное расстройство.

Однако в умеренных количествах они могут быть своеобразным психологическим якорем, помогая справиться с тревогой.

  • Проверьте, получает ли ваш ребенок необходимую ему поддержку.

Вполне вероятно, что мы просто не знаем, как правильно это делать. К примеру, критические замечания, сопровождаемые фразой, которую мы часто слышали в детстве: «Я говорю тебе правду, кто же еще скажет тебе честно, кроме матери», — поддержкой не считаются.

Они производят обратный эффект. Или ситуация, когда родители приходили поддержать сына на соревнования с громкими дудками и плакатами, а он хотел бы, чтобы они спокойно дождались его за дверью.

  • Постарайтесь заинтересовать ребенка изучаемым материалом.

Допустим, нужно подготовиться к уроку истории. Как могут помочь родители? Отыскать любопытные сведения по теме, интересно изложить материал ребенку, побеседовать с ним. Как только тема увлекает, фокус внимания меняется, тревоги становится меньше.

Вместо боязни перед публичным выступлением ученика охватывает интерес, ему уже важнее показать итог своей работы — посмотрите, что я нарисовал, что я нашел, что я узнал.

  • Объясните ребенку, что испытываемое ощущение весьма полезно, оно нам необходимо.

Следовательно, бояться собственного страха не нужно. Если ты совсем ничего не опасаешься, значит, вероятно, что-то не в порядке.

Страх — одно из основных чувств, оно помогает нашим действиям в критических ситуациях. Не нужно сражаться с ним, его следует перенаправлять с себя и погружаться в дело, то есть начинать рассказывать, углубляться в конкретную работу.

  • Безусловно, стоит затронуть тему возможного провала и подчеркнуть, что даже в таком исходе нет ничего катастрофического.

Необходимо отметить, что неудачи неизбежны, они даже полезны, поскольку служат уроком и способствуют грядущим успешным выступлениям. Конечно, проигрывать и сталкиваться с неудачей очень больно и печально, но ты знай, что я всегда с тобой рядом.

  • Продемонстрируйте ребенку, что в его окружении есть те, кто его поддержит, и те, кто этого не сделает.

Объясните, что отсутствие помощи не всегда означает враждебность, возможно, у этих людей просто другая точка зрения. Благодаря этому происходит смена позиции, и потенциальный противник ребенка уже не кажется врагом.

  • Окажите содействие в формировании внутреннего диалога по следующей схеме: «Я прошел подготовку, я изучал материалы и обладаю знаниями, у меня есть опыт удачных выступлений.

Даже если мое выступление будет неудачным, это не станет катастрофой. И даже в случае провала на ЕГЭ, у меня будет возможность пересдать его через год. Ни моя, ни жизни моих родных от этого не оборвутся.

В случае неудачи я не останусь один, рядом со мной будут мама и папа (бабушка, дедушка, любой другой поддерживающий близкий)». Этот внутренний ободряющий голос возникает при наличии внешней поддержки от родителя, друга, наставника.

Действия родителей, которые принесут только вред

Давайте уделим внимание главным ошибкам, которые совершают в семье, подготавливая ребенка к выступлению или давая ему наставления перед выходом к публике.

Не следует убеждать его в том, что он непременно чемпион и всех одолеет. Это рискованная установка. Пару раз с подобным настроем он может показать неплохие результаты, но позже найдется преподаватель или одноклассник, который лишит его этого положения.

Действия родителей, которые принесут только вред
Источник: freepik / freepik.com

И тогда ребенок испытает сильное разочарование, именно из-за того, что он не является лучшим. «Чемпионский» настрой необходимо заменить на следующий: «Я качественно выполняю свою работу, я подготовлен, я сделал это настолько хорошо, насколько мог, на все 100 %, я не способен знать абсолютно все, но сделал все, что было в моих силах на данный момент».

Не стоит оказывать давление на ребенка, говоря: «У тебя сейчас будет выступление, и это крайне важно!». Подобным образом вы увеличите его тревогу.

Категорически не рекомендуется давать ребенку успокоительные препараты перед публичными выступлениями. Если родитель сам испытывает такую боязнь, он может передать это чувство ему. Следовательно, в первую очередь именно взрослому надо научиться контролировать свой страх.

И что, пожалуй, самое важное: ни в коем случае не браните ребенка, если его выступление оказалось не совсем успешным. Не сообщайте малышу, что в нем разочаровались, что он проговорил плохо. Это усугубит его боязнь перед последующими разами. Вместо этого скажите, что вам очень понравилось, что им гордитесь, что участие иногда намного значительнее победы и что у него будет еще масса возможностей показать себя. Это успокоит и придаст ему уверенности.

Советы подросткам как справиться с боязнью публичных выступлений

Мы разработали подробные советы о том, как бороться со страхом перед публикой, разделив процесс на три фазы: перед началом; во время публичного выступления. И в заключение, уделим внимание тому, как следует себя вести по его завершении.

Перед началом выступления на публике

Ознакомьтесь не только с главной информацией, но и с другими мнениями по данному вопросу. Вам следует быть готовым к ответам на вероятные вопросы аудитории. Подготовьте письменный набросок-конспект выступления, чтобы при необходимости иметь возможность воспользоваться им как шпаргалкой.

Прекрасный метод сделать речь более выразительной и доступной для аудитории — создание электронной презентации. Перелистывая ее слайды, вы всегда будете знать, что говорить затем. Если растеряетесь, то предложите слушателям взглянуть на картинку. Следовательно, у вас появится время, чтобы восстановить ход мысли.

Порепетируйте речь перед зеркалом, уделив внимание не только содержанию, но и манере подачи. Следите за мимикой, жестами, осанкой, темпом и дыханием. Именно эти нюансы создают первое впечатление и формируют восприятие вашей речи слушателями.

Запишите доклад на диктофон и прослушайте его несколько раз. Обратите особое внимание на моменты, которые звучат неубедительно, нечетко, невыразительно. Подумайте, как можно их улучшить.

При желании можно поделиться записью с близким человеком для получения дополнительной обратной связи.

Рекомендуется несколько раз отрепетировать выступление, пригласив на прослушивание близких или знакомых. Благодаря этому с каждой тренировкой уверенность в произнесении речи будет возрастать, а боязнь перед публичным выступлением значительно уменьшится. В завершение, вообразите, что перед вами находится крайне несведущий человек или же совсем маленький ребенок.

Цель — максимально простым языком донести до воображаемого слушателя основные идеи вашего доклада. В случае успешного выполнения данного задания, вы, несомненно, сможете успешно выступить и перед многочисленной аудиторией.

Вы можете попрактиковаться, выйдя на сцену в ходе репетиции. Если же ваше выступление проходит не на ней, достаточно провести некоторое время в зале. Тщательно изучите помещение, обратите внимание на каждую деталь: какие висят занавески, как расставлены стулья, какой оттенок краски на потолке. Данный способ поможет вам ощущать себя увереннее во время выступления, так как будете говорить в уже знакомой обстановке.

Непосредственно перед выступлением уделите несколько минут легкой физической разминке. Простые упражнения и растяжка, словно после пробуждения, помогут нормализовать кровяное давление и снять напряжение.

Во время публичного выступления

Структурируйте свою речь таким образом, чтобы она звучала естественно и непринужденно. Используйте короткие, ясные и запоминающиеся фразы, делая между ними небольшие паузы. Это поможет лучше контролировать темп речи и создаст ощущение уверенности. Кроме того, паузы позволят слушателям лучше усвоить информацию.

Придерживайтесь данного выше совета, даже если в повседневной жизни вы склонны говорить в темпе. Чем быстрее ваша речь, тем чаще вы будете совершать вдохи и выдохи. С течением времени вы ощутите дефицит воздуха, что может вызвать страх и неуверенность в себе.

Во время публичного выступления
Источник: freepik / freepik.com

Во время выступления предпочтительнее произносить меньшее количество слов, но наполнять их большим смыслом. Если будете торопливо передавать большой объем информации, аудитория может утратить интерес к вашему докладу.

Наше дыхание оказывает колоссальное воздействие на качество речи и общее состояние организма. Размеренное и глубокое позволит вам успокоиться и придаст голосу убедительности. Именно поэтому не следует пренебрегать данным способом.

Будьте готовы к тому, что реакция аудитории может быть самой разной. Не воспринимайте критику как личное оскорбление. Люди просто выражают мысли и чувства по поводу услышанного.

Помните: даже негативная реакция — это признак того, что речь задела их за живое, вызвала отклик. Это значит, что вы достигли цели — вызвали дискуссию и заставили задуматься.

Если сильно боитесь публичного выступления из-за возможной негативной реакции публики, попробуйте следующий прием: направьте взгляд чуть выше уровня глаз слушателей, словно вы рассматриваете панораму зала.

Время от времени плавно перемещайте взор по аудитории, охватывая разные ее участки. Такой визуальный контакт, не будучи прямым, создаст иллюзию обращения к каждому присутствующему индивидуально. Удивительно, но зрители часто не замечают этой небольшой хитрости, воспринимая выступление как адресованное лично им.

После окончания доклада

Не забудьте поощрить себя за проделанную работу. Вы справились с задачей, которая казалась сложной, и это большой успех. Тщательно проанализируйте свою речь, обратив внимание на все допущенные ошибки. Это позволит в будущем выступать более уверенно и убедительно.

Попросите кого-нибудь из друзей или родственников присутствовать на вашем выступлении и снять его на видео. Эта запись позволит впоследствии проанализировать сильные и слабые стороны вашей речи; оценить тембр голоса, скорость произношения и эмоциональную окраску, а также особенности вашего поведения на сцене (позу, жесты, мимику, паузы).

Если вы ощущаете недостаток навыков для публичных выступлений, рассмотрите возможность записи на курсы ораторского мастерства.

Было бы также полезно посещать клуб журналистики. Взаимодействуя с разными людьми, вы приобретете ценные умения, которые окажутся полезными в разных жизненных обстоятельствах.

5 полезных книг о преодолении боязни публичных выступлений

Эти издания окажутся полезными не только для взрослых, но и для тех, кто лишь готовится к этому периоду — для подростков. Кроме того, они будут нужны и родителям, поскольку в подобной литературе можно найти много ценного, что хорошо рекомендовать ребенку с учетом возраста.

«Как не бояться выступать публично. Умение преодолевать тревожность и мгновенно очаровывать слушателей так, чтобы они вас запоминали и всегда аплодировали вам», Патрик Кинг.

Эта книга, во-первых, поможет справиться с боязнью выступлений перед публикой, во-вторых, позволит стать ярким и вызывающим симпатию оратором. Приемы, представленные в издании, применяются ведущими мировыми спикерами, главами крупных компаний, комиками, актерами.

«Камасутра для оратора», Радислав Гандапас.

Все десять глав этой книги посвящены тому, как получать удовольствие от выступления и доставлять радость зрителям. Она написана российским экспертом в области ораторского искусства. И рассказывает о том, как преодолеть страх перед аудиторией и испытывать настоящее удовольствие во время выступлений.

Книга поможет вам полюбить публичные мероприятия, передавать зрителям позитивные эмоции и добиваться от них желаемой отдачи.

«Мастер аргумента», Евгений Жигилий.

Автор — известный бизнес-тренер в области эффективной коммуникации. Его программа способствует улучшению финансового и эмоционального состояния, достижению целей как в карьере, так и в личных отношениях. Вы познакомитесь с методами проведения переговоров и научитесь справляться с негативными реакциями.

«Битва за внимание. Как быть услышанным в эпоху инфошума», Сергей Кузин.

Из этой книги узнаете, как вызвать симпатию у аудитории как при общении в интернете, так и при личной встрече. Вам нередко приходится выступать публично? Активно ведете страницы в социальных сетях? Публикуете видео?

После прочтения этой книги слушатели будут внимать каждому вашему слову. Вам станут известны тайны, которые помогут не только заинтересовать людей, но и удержать их внимание на протяжении всего выступления.

Освоите искусство увлекательной подачи монотонных данных и доступного изложения сложных тем. Получите способность привлекать внимание даже тех, кто изначально не проявлял интереса. Поймете, каким образом удерживать фокус аудитории на себе. Обретете уверенность в общении с любым кругом лиц — будь то незнакомые люди, скептики или влиятельные персоны.

«Нарративное лидерство. Искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй», Артем Мушин-Македонский.

Сторителлинг — действенный способ убеждения, который дает возможность распространять идеи и мотивировать на действия. История не принуждает соглашаться с чужой точкой зрения, а предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом — таким образом, что даже убежденный скептик начинает размышлять.

Искусный рассказчик объединяет людей, содействует пониманию, какие смыслы и ценности они разделяют и что им необходимо, чтобы стать сплоченной командой. Эта книга о том, как демонстрировать лидерство с помощью историй и воодушевлять без давления и манипуляций.

Часто задаваемые вопросы о боязни публичных выступлений

В завершение, пожалуй, наиболее важный совет. Если вас пугают такие действия, найдите в себе мужество, чтобы встретиться со страхом лицом к лицу и победить его. Наиболее действенный метод, как справиться с боязнью публичных выступлений — как можно больше практиковаться.

Насколько возможно справиться с данной фобией?

Это вполне осуществимо. Значительное количество выступающих на публике людей в действительности переживают боязнь публичных выступлений. Однако благодаря работе над собой они смогли добиться успехов в профессиональной деятельности.

В чем заключается польза от актерских курсов в данной ситуации?

Они посодействуют в освоении красивой и грамотной речи, обретении уверенности на сцене и анализе личных ошибок во избежание их повторения. Актерские курсы довольно действенны. Вполне достаточно месяца, чтобы заметить, как сильно упростились выступления перед публикой.

В подобном случае можно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Психолог установит подлинную причину возникновения фобии, после чего подберет оптимальный метод психотерапевтического воздействия.

Наиболее часто применяются: гипноз, групповые психотерапевтические сессии, когнитивно-поведенческая, экспозиционная и игротерапия (для клиентов или для детей младшего возраста).

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Ануфриев Е. А., Кузнецова Е. О. Преодоление страхов перед публичными концертными выступлениями детей средствами психолого-педагогического воздействия //Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — №. 4. — С. 135-143.
  • Мазепина Т. А. Особенности школьной тревожности детей среднего школьного возраста //Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования» Южный федеральный университет», 2013. — №. 1. — С. 259-261.
  • Мусатова О. В., Орлова Д. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ СО СТРАХОМ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //ЦИТИСЭ. — 2017. — №. 2. — С. 17-17.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома
14.03.2025

Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома

Что такое семья для детей? Это фундамент, который предоставл...

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Забрать подарок

Забрать подарок