- Понятие буллинга
- Причины буллинга
- Как распознать буллинг
- Действия родителей при буллинге ребенка
- Ребенок хочет самостоятельно решить проблему
- Ребенок не готов самостоятельно решить проблему и просит помощи
- Действия родителей, если их ребенок занимается буллингом
- Роль учителя в буллинге
- Профилактика школьного буллинга
- Ошибки взрослых при буллинге ребенка
- Правовые последствия буллинга
- Часто задаваемые вопросы о буллинге
- Разработаны ли в Российской Федерации программы по борьбе с буллингом?
- Какие шаги не смогут решить проблему травли в школе?
- Какие книги можно прочесть по проблеме?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Буллинг (травля) ассоциируется со школой, но возникает в любых формальных коллективах, например, среди студентов или военных, а также в социальных сетях. Отличается от обычного конфликта тем, что сам по себе не заканчивается, а продолжается долгое время по чуть-чуть, доводя жертву до нервного срыва.
На что обратить внимание? Детям непросто распознать буллинг в отношении себя, поэтому родителям и учителям необходимо внимательно следить за проявлениями признаков травли. Важно научить ребенка справляться с подобным, а также проводить профилактические меры.
Понятие буллинга
Буллинг (bullying) — это систематическое издевательство или унижение одного человека другим или группой людей; он может отражаться в словесном, физическом или эмоциональном воздействии с целью причинить боль, испугать или унизить. Синонимы — травля, издевательство, преследование.

Имеет широкое распространение в организованных коллективах, созданных по формальным признакам: армейских подразделениях, школьных классах, студенческих группах. Для военных училищ — это вариант традиций, обычаев посвящения новобранцев. По результатам социологических исследований 45 % молодых людей сталкивались с буллингом.
У примерно 30 % респондентов есть друзья или родные, оказавшиеся жертвами травли. Среди переживших преследование и угрозы 24 % — это девушки, 37 % — юноши.
Буллинг в школе включает три основные группы участников: жертвы, преследователи и свидетели. Жертвами часто становятся дети с низкой самооценкой и социальной замкнутостью, выросшие в семьях с авторитарным стилем воспитания, где их приучили безоговорочно подчиняться старшим.
Преследователи — это чаще всего дети, которые сами страдают от неудовлетворенной потребности в признании и контроле, возможно, наблюдающие насилие в собственной семье. Через травлю они компенсируют свой страх оказаться жертвой и потребность чувствовать себя сильными.
Свидетели делятся на три подгруппы: активные сторонники агрессора, пассивные наблюдатели и сочувствующие жертве. Все они испытывают сложную гамму чувств — от облегчения, что не стали мишенью, до стыда за собственное бездействие, что делает необходимой комплексную работу со всем коллективом.
Буллинг часто возникает как отражение внутренних конфликтов его участников. Например, агрессором может стать ребенок из семьи, где его эмоции постоянно обесценивались, где за проявление «слабости» следовало наказание, а выражение чувств считалось недопустимым.
В школе такой ученик компенсирует свою подавленную боль через травлю других, обретая иллюзию контроля и силы, которых ему не хватает дома. Жертвами часто становятся изолированные от коллектива дети или те, кто уже находится в уязвимом положении.
Таким образом, буллинг выступает деструктивным механизмом переработки негативных эмоций и способом самоутверждения в группе, когда здоровые пути социализации оказываются недоступны.
По мотивации агрессивных действий выделяют 3 вида поведения:
- Импульсивно-демонстративное. Буллинг нужен инициатору для того, чтобы получить реакцию от окружающих, привлечь к себе внимание. Агрессивные действия ситуативны, заканчиваются быстро, не особенно жестоки.
- Нормативно-инструментальное. Наиболее распространенный тип буллинг-поведения. Угрозы и насилия здесь — норма общения с одноклассниками. Агрессивные действия нужны для достижения цели.
- Целенаправленно-враждебное. Прямая агрессия в форме физического воздействия, направленная на тех, кто не может «дать сдачи». У инициаторов травли отсутствует чувство стыда за своё поведение.
Причины буллинга
В роли жертвы буллинга обычно оказываются дети с определенными психологическими особенностями. Они склонны к социальной изоляции, обладают заниженной самооценкой и часто не имеют эмоциональной поддержки в семье.
Внешние особенности или поведенческие черты служат лишь формальным поводом для травли — основная причина кроется в неумении таких детей постоять за себя и привычке подчиняться, которая часто формируется в семьях с авторитарным стилем воспитания, где ребенка учат беспрекословно слушаться старших.
Эта установка переносится на любые авторитетные фигуры в коллективе, делая ребенка легкой мишенью для агрессоров.
Представляется разумным разделять такие понятия как повод и причины для травли. Первый — всего лишь зацепка для человека, имеющего интерес в преследовании другого. Любая деталь может играть роль повода. Требование одно — это должно выделять объект издевательств из общей массы:
- цвет кожи;
- особенности произношения;
- национальность;
- уровень достатка;
- особенности одежды;
- черты лица;
- недостатки телосложения;
- болезни;
- увлечения;
- успехи в учёбе.
Поводы могут быть и другие. В сущности, они не важны, это всего лишь отговорки для отвода глаз. Иное дело — подлинные причины, толкающие человека на буллинг. В таблице представлены наиболее распространённые из них.
Причины, толкающие детей на буллинг: | |
Семейные неурядицы | Если ребёнок живёт дома в атмосфере угроз и насилия, то у него формируется установка, что такой способ взаимоотношений – это норма. Или же у детей накапливается агрессия, которую они канализируют посредством буллинга. |
Личностный кризис | Возрастные особенности, кризис личности могут спровоцировать ребёнка на проявление агрессии. К примеру, чтобы скрыть собственную неуверенность или страх подвергнуться травле, такие дети становятся буллерами. |
Несформированность способности к эмпатии | В случае, когда ребенок не научен понимать, что словом он причиняет боль, очень просто перейти грань от шутки к буллингу. |
Сложности в организации общения с окружающими | Агрессия как способ обратить внимание на себя характерна для детей, не овладевших навыком выстраивания общения с другими людьми. Ребёнок не понимает, как себя вести, чтобы завязать коммуникации со сверстниками. |
Борьба за лидерство | Ребёнок пытается стать лидером в коллективе, и для этого организуется травля жертвы. В ходе данного процесса организатор занимает доминирующую позицию среди сверстников. |
Причины агрессивного поведения в каждом конкретном случае индивидуальны. Возможно сочетание сразу нескольких.
Как распознать буллинг
Детям бывает сложно разобраться в том, как себя вести правильно. Например, педагоги доказывают, что конфликты надо разрешать мирными способами. Но в классе на переменах ребёнок видит ссоры, драки. Придя домой, он замечает агрессию и скандалы в отношениях между родителями. Пытаясь проговорить свои проблемы, слышит от папы и мамы, что надо просто уметь дать сдачи, и никто не будет обижать.
В итоге дети будут смотреть на происходящее как на нормальное явление, тем более что изменить ситуацию они не могут. Велика вероятность, что такой школьник сделает вывод — нужно стать инициатором буллинга, тогда ты не станешь жертвой и получишь высокий статус в школьной иерархии. Это выгодно.

Именно поэтому родители должны внимательно следить за жизнью ребёнка в школе, чтобы суметь увидеть буллинг, отличив его от типичных конфликтов, характерных для ученического коллектива:
- Длительность. Драки скоротечны и редко случаются. Если ребёнка бьют ежедневно — это буллинг.
- Имеются лидеры травли. О буллинге можно говорить, если имеется 1 — 2 постоянных инициатора преследований.
- Участники распределены по ролям. Авторитетные члены коллектива выступают в качестве организаторов агрессивных действий. Наиболее сильные школьники нападают. Остальные — в роли свидетелей, наблюдателей, знающих о том, что происходит, но скрывающих это. К данной категории могут быть отнесены и педагоги, которые будут говорить родителям, что «ситуации под контролем, это обычные детские шалости».
Родители должны знать, что именно надо спросить у ребёнка, дабы отличить буллинг от бытового конфликта:
- Насколько давно это продолжается?
- Как зовут обидчиков?
- Что делают окружающие, включая педагогов?
Если выяснятся вышеупомянутые признаки буллинга, придётся вмешаться, так как сам собою конфликт не прекратится.
Действия родителей при буллинге ребенка
Предположим, ребёнок рассказал вам о преследованиях в школе со стороны других детей. Вы поняли, что имеет место буллинг. Как поступить?
Для начала объясните ребёнку, что вы в любом случае поддерживаете его, готовы защитить и помочь.
Постарайтесь понять, что стало причиной травли. Иногда бывает, что конфликт начинается из-за недопонимания. К примеру, в фильме «Чучело» главную героиню одноклассники посчитали виновной в срыве поездки в Москву. А на самом деле девочка никак не была замешана в этом, она просто пыталась помочь другу.
Одним из решений проблемы может стать обращение к учителю, но прежде необходимо обсудить это с ребенком и получить его согласие. Важно понимать, что иногда педагоги, даже неосознанно, могут усугублять ситуацию травли через неправильную реакцию или бездействие.
Поэтому стоит тщательно оценить, является ли разговор с учителем и последующее обсуждение на классном часе действительно безопасным и эффективным способом решения проблемы для конкретного ребенка.
Гораздо чаще ребёнок становится объектом гонений по причинам, от него не зависящим, например, внешность или национальность.
В таком случае обсудите несколько вариантов действий на разные случаи.
Ребенок хочет самостоятельно решить проблему
На первый взгляд, идея неплохая — ведь теперь ему будут помогать взрослые люди, имеющие опыт и знания. Специалисты считают, что ребёнок не сможет сам справиться с преследованием.
Шансы исправить дело есть только в момент начала буллинга. Но на стадии лёгких насмешек и обидных замечаний объект травли ещё не осознаёт, что скоро это всё превратится в агрессивные действия.
Оцените, насколько велика вероятность победы в конфликте, обсудите все способы решения. Не забудьте подчеркнуть, что в любой ситуации ребёнок — молодец, он храбрый человек, даже если не смог добиться перелома в отношении к себе.
Найдите у ребёнка сильные стороны — это могут быть черты характера, мир его увлечений, успехи в учёбе или спорте. Это нужно, чтобы повысилась самооценка, выросла уверенность в себе.
Инициаторами буллинга в классе обычно являются 1 -2 человека, а остальная масса — пассивные наблюдатели, которые сами не хотят превратиться в объект травли. Поэтому бороться нужно именно с организаторами.
Расскажите ребенку, что:
- агрессоры отличаются высокой степенью неуверенности в своих силах, боязнь стать жертвой толкает их к нападению;
- оскорбления и обвинения не следует принимать на свой счет;
- нужно всегда сохранять спокойствие.
В ситуации нервного напряжения помогает правильное дыхание: 4 секунды — вдох, 4 секунды — пауза, 4 секунды — выдох, 4 секунды — пауза. Если хватает сил — нужно смотреть обидчику в глаза, если страшно — смотрите ему в переносицу.
Как можно дать отпор?
- Громким голосом чётко ответить «Я не хочу, чтобы со мной так говорили» или “Давай решим это без перехода на личности”. Спросить, почему обидчик так себя ведет. К сожалению, если буллинг зашёл далеко, то это не поможет — в ответ услышите насмешки.
- Юмор может быть полезным инструментом для снятия напряжения, но его лучше использовать не напрямую и не в момент конфликта. Можно применять нейтральные фразы вроде «Ого, мощная фраза, но думаешь это самый умный аргумент?». Однако стоит избегать прямых насмешек над агрессором, так как это может усугубить ситуацию.
- Можно использовать логические аргументы, но в форме открытого диалога, например: «А какая у тебя мечта?» или «Кем ты хочешь стать?». Такой подход помогает перевести разговор в конструктивное русло без провоцирования дополнительной агрессии.
- Демонстрируйте спокойствие и уверенность в себе, соглашаясь с очевидным: «Хорошо, я в очках. Дальше что?». Такое поведение может снизить накал эмоций, поскольку агрессор не получит желаемой реакции через свои провокации.
- Задавайте вопросы, которые помогут агрессору задуматься о своих действиях: «Ты злишься? Мне кажется, ты хочешь что-то доказать», «Похоже, тебя что-то раздражает. Может поговорим?», «Ты хочешь меня задеть, но я просто хочу понять, что тебя так беспокоит?». Такие вопросы помогают перевести фокус на причины агрессивного поведения.
Подобные сценарии имеет смысл проговорить в домашней обстановке, придумать ответы и вопросы. Обычно сценарий у буллинга один и тот же.
Если кроме слов возможна порча имущества или физическое насилие, можно пригрозить штрафом, административными или уголовными наказаниями. Для этого требуется изучить законодательство и определить нужные статьи.
В любом случае обо всех фактах физического насилия нужно говорить — родителям, педагогам, сотрудникам правоохранительных органов. Главное — прорвать стену молчания, которая обычно окружает жертв травли.
Расскажите ребёнку, что иногда правильнее отступить, чем сражаться до конца. Причина конфликта всегда в обидчике, а не в жертве. Противостояние лишь углубляет психологическую травму.
Ребенок не готов самостоятельно решить проблему и просит помощи
Если ребенок не может самостоятельно решить проблему и просит помощи, важно действовать системно и в команде. Классный руководитель и школьный психолог могут стать важными союзниками в решении ситуации.

Вместе вы сможете разработать стратегию поддержки ребенка и создания безопасной среды в классе. Помните, что эффективное решение проблемы буллинга возможно только при конструктивном взаимодействии всех участников образовательного процесса — родителей, педагогов и специалистов школы.
Обязательно зафиксируйте конкретные проявления агрессивного поведения: скриншоты сообщений с оскорблениями, сохраните голосовые сообщения с угрозами, снимите побои в медицинском учреждении. В ходе дальнейших разбирательств это станет подтверждением вашей правоты.
Предположим, классный руководитель не хочет признавать факт буллинга. Тогда обратитесь в школьную социально-психологическую службу. Далее — к директору образовательного учреждения.
В своих обращениях акцентируйте внимание на важность проблемы. Травля ребёнка — это не мелочь, не детская шалость. Не давайте увести разговор в сторону, подменив суть вопроса. Вы сигнализируете о буллинге, а не о шутках и розыгрышах.
Не становитесь на позицию обвинителя. Обозначьте общую заинтересованность родительской общественности и педагогического коллектива в решении проблемы. Говорите спокойным голосом, но чётко дайте понять, что не остановитесь, пока вопрос не будет урегулирован, так как речь идёт о здоровье ребёнка.
В качестве крайней меры, если ситуация зашла в тупик и нет никаких подвижек в положительную сторону, обратитесь в правоохранительные органы.
Действия родителей, если их ребенок занимается буллингом
Обычно агрессивное поведение характерно для учеников, которые сталкиваются с насилием в семье, или переживших травмирующие психику ситуации в прошлом. Если отец унижает сына дома, то он, вполне вероятно, попробует отыграться на более слабых ребятах. Таким детям конечно нужна помощь психологов и социальных педагогов, но не менее важно разобраться с происходящим в семье.
Однако возможны ситуации, когда буллер имеет высокую самооценку в сочетании со сниженной эмпатией и отдаёт отчёт о своих поступках. Для такого ребёнка нужны чёткие и жёсткие границы допустимого поведения и понятные последствия его поведения. Составьте с ним разговор. Поделитесь личным опытом в роли жертвы или агрессора.
Присмотритесь к ближайшему окружению ребёнка: нет ли фактов агрессивных действий в отношении его со стороны более взрослых ребят (иногда хватает регулярных саркастических высказываний).
Имеет смысл обратиться за помощью к семейному психологу, чтобы вместе понять суть проблемы. Самостоятельно это сделать зачастую бывает невозможно.
Роль учителя в буллинге
Какой линии поведения должен придерживаться педагог, если он понял — в его классе есть ситуация буллинга?
Специалисты считают, что правильные или неправильные действия учителя, особенно на начальной стадии буллинга, являются одним из ключевых факторов в развитии, прекращении и профилактики школьной травли.
- Инициаторы агрессивных действий обычно уверены, что об этом из взрослых никто не знает, а также, что их деятельность ненаказуема.
Поговорите со всем классом. Зачастую может хватить просто беседы в классе, не привлекая администрацию школы. Объясните детям недопустимость такого поведения, расскажите о ролях и причинах возникновения буллинга, что чувствуют дети в каждой роли, что умалчивание проблемы не поможет не чувствовать насилие, которое происходит рядом с вами, даже если вы остаетесь наблюдателем.
- Составьте беседу с классом.
Даже не называя имён, все и так всё поймут.
- Велик риск спровоцировать буллинг либо его легализовать.
Это происходит, когда педагог постоянно нелицеприятно говорит об одном и том же обучающемся. Подобная практика может дать детям неверное ощущение, что именно над этим одноклассником можно и нужно потешаться. Категорически недопустимы высказывания, типа: «Из-за тебя, Петров, мы не смогли снова изучить новый материал на уроке», «Как обычно, Смирнов, ты не выполнил домашнее задание и подвёл весь класс», «Раз твои родители тобой не занимаются, придётся это делать мне» и тому подобное.
- Организуйте проведение тренингов в игровой форме для сплочения классного коллектива.
- Если подобная ситуация случилась не в первый раз, требуется призвать на помощь специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей.
У них свои методы работы в рамках должностных компетенций, куда входят не только беседы, тренинги и консультации, но и посещение семьи.
- Используйте возможности кинематографа.
Не только организуйте просмотр фильма, но и потом обсудите увиденное с ребятами. Классический пример здесь — фильм «Чучело» 1983 г. (режиссер Р. Быков), где показана одна из ситуаций школьной травли со всеми присущими признаками. Защита справедливости (как её понимают дети) на основе ошибочного вывода.
Страх стать изгоем, подталкивающий на предательство и подлость. Принадлежность к группе, как способ снять страх ответственности за сделанное. Ошибки взрослых. Эти и многие другие моменты могут стать иллюстрацией того, как не нужно поступать.
- Лучший способ победить буллинг — не допустить его возникновения.
Занимайтесь профилактикой конфликтных ситуаций, сплачивайте коллектив и отслеживайте жизнь школьников в ходе образовательного процесса. Не будьте равнодушными!
Профилактика школьного буллинга
Всякое явление проще не допустить, нежели потом устранять его последствия. В основе эффективной профилактики агрессивного поведения школьников лежит правильное отношение взрослых людей к данной проблеме.
Создание здоровой атмосферы в школе — это общая задача, требующая участия всего школьного сообщества. Очень важно сформировать коллектив, который может быть самостоятельным и дружным, и для этого необходима включенность каждого: учеников, учителей, родителей и школьной администрации.

Когда все участники образовательного процесса действуют сообща, это помогает вовремя замечать тревожные сигналы и создавать безопасное пространство, где каждый ребенок чувствует себя принятым и защищенным.
Важно уделять время развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта в классе. Используйте классные часы и «Разговоры о важном» для обучения детей конструктивному выражению эмоций и решению конфликтов.
Создавайте ситуации для совместного принятия решений — будь то выбор места для экскурсии или планирование новогоднего праздника. Помогайте детям понять и принять различия между людьми через культурные мероприятия, где каждый может поделиться своими традициями.
Объясняйте, что даже кажущиеся негативными черты характера могут быть полезны: упрямство помогает достигать целей, а умение выражать недовольство — устанавливать здоровые границы. Такой подход помогает создать атмосферу принятия и уважения в коллективе.
Не забывайте привлекать школьных специалистов — психологов и социальных педагогов. Ищите подходы к организации эффективного сотрудничества с семьями школьников.
Дорогие родители! Объясните своему ребёнку, что такое буллинг, как следует поступать в ситуации конфликта. Донесите до детей важную мысль, что поделиться со взрослым человеком своими проблемами — это правильное решение.
Ребята! Жизнь ваша только начинается, и в ней можно повстречать не только добро и справедливость, но и зло, жестокость и неправду. Нужно учиться побеждать зло, не совершать плохих поступков в угоду кому-то, помогать слабым, давать отпор обидчику. Ищите себе в качестве друзей тех, кто станет уважать и ценить вас.
Ошибки взрослых при буллинге ребенка
- «Ты во всём виноват», «Причины происходящего в тебе», «С тобой что-то не так», «Тебе надо измениться», «Ты слишком (или недостаточно) способный, сильный, крутой».
Довольно часто возникает ситуация, когда взрослые объявляют жертву травли ответственной за происходящее. Притом, что на самом деле объектом преследований может стать любой ребёнок. Буллинг — это проблема класса или группы. Если родители предлагают пострадавшему от агрессии обозначить причины того, что с ним случилось, то они тем самым говорят — в коллективе всё нормально, это ты что-то сделал не так. В итоге ребёнок «находит» в себе недостатки, и принимает травлю как заслуженное наказание.
Да, имеется ряд характерных особенностей личности, которые очень часто приводят к буллингу, но в конфликтной ситуации поиск причин не является делом первостепенной важности. Сначала требуется купировать ситуацию, обеспечить безопасность школьника, а уже потом специалисты станут с ним работать.
- «Игнорируй выпады в свой адрес», «Не обращай внимания на обидчика и он отстанет».
Это, наверное, самые популярные советы, которые взрослые дают ребёнку, услышав о том, что его обижают в школе. Особенность этих рекомендаций заключается в том, что их невозможно применить на практике. Во-первых, дети делают неверный вывод: «мне некомфортно, но нужно молчать и притворяться, что всё хорошо». Во-вторых, ситуацию буллинга очень часто такое поведение не прекращает. Обидчик, не получив ожидаемой реакции, способен перейти к более жестоким способам воздействия.
- «Попробуй с обидчиком прийти к соглашению», «Сделай ему что-нибудь, чтобы понравиться», «Постарайся стать другом обидчику».
Такие советы не помогут, так как травлю организуют, выбрав заведомо слабого ребёнка. Для агрессора важно иметь возможность безнаказанно для себя заставлять страдать другого человека. Он получает от данного процесса удовольствие, и прекращать издевательства не собирается. Поэтому жертва буллинга не в состоянии найти возможности «подружиться» или «примириться» с обидчиком.
- «Не лезь в этот конфликт, иначе и ты пострадаешь».
Подобный совет, конечно, на некоторое время может отвести от вашего ребёнка риск возникновения проблем. Только задумайтесь о последствиях. Буллинг отрицательно сказывается не только на прямо пострадавших от него, но и на свидетелях. Дети, наблюдавшие акты агрессии против сверстников, ощущают свою беспомощность перед силой, чувство вины за пассивность и неготовность вступить в борьбу, страх превратиться в жертву.
Кроме того, такие настроения взрослых людей способствуют возникновению эгоизма, развитию терпимости к агрессии у ребёнка. Дети делают вывод, что взрослые тоже опасаются, а коль так, то никто не может помочь, если окажешься перед лицом угрозы.
Естественно, что никто не требует учить ребёнка всегда выходить на борьбу за справедливость даже под угрозой здоровья. Важнее, чтобы дети осознали — о буллинге молчать нельзя, рассказать о нём правильно, привлечь внимание взрослых не стыдно.
- «В школе всегда дразнились», «Драка произошла — это детские конфликты». «Ребятам не нужно мешать, они сами разберутся».
Самое важное, чему должны научиться педагоги и родители — отличать разовые конфликты от систематической травли. На самом деле противоречия в группе сверстников — это неизбежный этап взросления, хотя и в этом случае необходимо участие взрослого человека для правильного выхода из конфликта.
Буллинг же — это длительный процесс, отличающийся целенаправленным характером применения агрессивных воздействий. Причём, самостоятельно разрешиться такая ситуация не может, потому что обидчик получает удовольствие от совершаемых действий, а жертва не в состоянии противодействовать нападению.
Это патология в развитии коллектива. Буллинг можно только прекратить внешним воздействием.
Правовые последствия буллинга
Травля, говоря языком закона, является «причинением вреда чести и достоинству личности». Гражданский Кодекс РФ в статьях 150 — 152 говорит, что ответственности может подлежать как сам агрессор, по достижении им 14 лет, так и его родители, вне зависимости от возраста ребёнка. Гражданско-правовая ответственность заключается во взыскании компенсации морального вреда пострадавшего гражданина.
КоАП РФ в статье 5.61 говорит об ответственности за административные правонарушения, например, оскорбления. Ответственности подлежит гражданин, достигший 16 лет. В соответствие со статьёй 5.35 вышеозначенного кодекса, ответственности подлежат родители ребёнка за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.
В случае, когда результатом травли стало совершение самоубийства (либо его попытка), ответственность наступает не только по статье 117 Уголовного Кодекса РФ, но и по статье 110 («Доведение до самоубийства») либо по статье 110.1 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»).
Если буллинг привёл к причинению вреда здоровью, то виновный может быть привлечён к уголовной ответственности по статьям 111, 112 или 115. За халатное исполнение своих обязанностей уголовная ответственность может быть применена, в соответствие со статьёй 293, к виновным представителям педагогического коллектива школы.
Если имело место унижение человеческого достоинства, тогда буллер может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 282 «за возбуждение ненависти либо вражды».
Часто задаваемые вопросы о буллинге
Если педагоги, психологическая служба школы и родительская общественность приложат совместные усилия, то проблему буллинга удастся свести к минимуму.
Разработаны ли в Российской Федерации программы по борьбе с буллингом?
В РФ специальные антибуллинговые программы имеются — это «Каждый важен» и «Травли НЕТ». Также в рамках кампании #неткибербуллингу запущена «горячая линия» для лиц, столкнувшихся с преследованиями в сети интернет. Специалисты — психологи данных проектов готовы оказать помощь как детям, так и взрослым, попавшим в сложную ситуацию.
Какие шаги не смогут решить проблему травли в школе?
Разовые мероприятия, например, классный час по вопросам профилактики буллинга в течение учебного года. Равно как и разбирательство поведения буллера в кабинете директора с принуждением агрессора к извинениям.
Какие книги можно прочесть по проблеме?
Н. Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка». Монография рассматривает состояние дел в образовательной системе России и опирается на персональный опыт автора: сотрудница правительства г. Москвы рассказала о том, как, путём подачи жалоб и разбирательств в суде, она смогла прекратить буллинг в школе, где обучался её ребёнок.
Также в книге объясняется, кто и по каким причинам становится жертвой преследований, какие вопросы зависят от педагогов, а какие — от родителей, и о юридической ответственности к организаторам травли.
Важную роль играет профилактика ученических конфликтов и целенаправленные меры по формированию здоровых отношений внутри коллектива.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе //Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — №. 2 (95). — С. 129-137.
- Ларченко Н. А. Буллинг-причины, формы, профилактика //Методический материал. Волгоград. — 2015.
- Цымбаленко Н. Буллинг. Как остановить травлю ребенка. — Питер, 2019.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com