Заказать звонок

Детские конфликты в школе: причины и пути решения

10.03.2025
744
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 10.03.2025
Сохранить статью:
Детские конфликты в школе: причины и пути решения.

О чем речь? Конфликты детей в школе возникают из-за желания лидерства, личной неприязни, борьбы за внимание, соперничества, распространения сплетен. Нередко частые оскорбления, социальное неравенство и неуважительное отношение к одноклассникам становятся поводом для разборок.

На что обратить внимание? Для разрешения конфликтов между детьми необходимо выслушать обе стороны, понять причины разногласий и помочь найти компромиссы. К работе должен быть привлечен психолог, который поможет эффективно решить проблему и предложит наилучший выход из сложившейся ситуации.

Особенности конфликтов в школе

Согласно толковому словарю русского языка слово «конфликт» означает «разногласие, спор, столкновение мыслей». Это определение уместно использовать и тогда, когда речь идет о конфликтах детей в школе. При этом участники их – разные стороны образовательного процесса. Это учителя, родители учеников, администрация и, конечно, сами ребята.

Чаще всего педагоги говорят, что без неурядиц и спорных вопросов нельзя представить учебный процесс, ведь каждый его участник старается отстаивать свою точку зрения, имеет личное мнение по разным вопросам и так далее.

Школьник, формирующий личное мнение по различным вопросам, демонстрирует не только аналитическое мышление, но и готовность к самостоятельному суждению.

Этот навык – фундамент для развития индивидуальности. Умение аргументированно выражать свою позицию способствует формированию лидерских качеств. Ведь лидер – это не тот, кто просто ведет за собой, а тот, кто способен убедить, опираясь на факты и логику.

Кроме того, отстаивание собственной точки зрения напрямую связано с умением критически мыслить. Это способность анализировать информацию, выделять главное, сопоставлять различные точки зрения и делать собственные выводы. В конечном итоге, это умение необходимо для успешной адаптации в современном мире, где умение сказать свое мнение ценится на вес золота.

Не нужно стараться избегать конфликтов, лучше грамотно и конструктивно решать их.

Источник: freepik / freepik.com

Треть школьников говорят о том, что в их классах есть те, кого часто обзывают и обижают. Об этом же сообщают и педагоги, но уже только 10 % опрошенных. Остальные 90 % считают, что конфликтные ситуации в классах – явление достаточно редкое. Около 40 % обучающихся часто становятся свидетелями ссор одноклассников, около 15 % сообщают, что встречаются с издевками над собой. Высмеивают школьники внешность, привычки, одежду и поведение.

Виды конфликтов детей в школе

Для начала давайте разберемся, что такое школьный коллектив. Это достаточно большая группа людей, включающая всех представителей образовательного процесса: от учеников и их родителей до администрации. Споров не избежать, но какие же встречаются чаще всего? Это конфликты:

  • в школе между детьми (то есть непосредственно внутри детского коллектива);
  • ребенка с учителем.

Поговорим о каждой ситуации подробнее.

Конфликт «Ребенок – Класс»

Между детьми споры, недопонимания могут происходить по разным причинам: соперничество друг с другом, первые симпатии, социальное неравенство и так далее. Однако самыми распространенными уже многие годы остаются следующие:

  • Новенький в классе.

Обычно в коллективе воспринимают пришедшего с некой настороженностью и недоверием. Это вполне понятно, так как классный коллектив уже сплочен, каждый занимает в нем свое место. Внезапно появляется новый человек, который, возможно, будет претендовать на роль лидера. Это пугает ребят, они чувствуют, что уже не будет как раньше. А как действовать сейчас не очень понимают. Реакция как правило напряженная, с опаской.

Или он обладает определенными талантами, возможно – его успеваемость и успехи в учебе будут сильно отличаться от достижений других. Не отменяются и различия в поведении и внешности. Даже если новый ученик достаточно мобилен и общителен, старается найти общий язык с одноклассниками, возможно столкновение интересов.

Особенно ярко такое явление среди первоклассников. Эти дети чаще всего шли одной дружной командой с самого детского сада. Все они хорошо знакомы. Когда появляется новенький, случается небольшой разрушение их внутреннего мирка. На этом этапе огромную роль играет педагог, который, кстати, для этого коллектива и сам является «иным».

К учителям начальных классов предъявляют высокие требования, и это вовсе неудивительно. Первый педагог – это не только источник самых важных знаний, но и наставник, советчик, тот единственный, кто видит детский коллектив изнутри, а значит, может вовремя предпринять необходимые действия.

Источник: freepik / freepik.com

Не менее ярко происходит появление новичка у подростков, в основной школе. В этом возрасте ярко наблюдаются симпатии и антипатии, есть четкое распределение ролей, сложившееся годами. Новичку непросто вливаться в такой коллектив, ведь именно подростки смотрят на мир с позиции «нравится – не нравится». Конфликты в детей в школе в 6–8 классах проходят очень бурно и громко.

Важную роль здесь вновь играют все взрослые вокруг. Учителя должны уметь распознавать зачатки конфликта, пресекать агрессию и помогать детям находить компромиссы. Важно создавать в классе атмосферу взаимоуважения и сотрудничества, где каждый ученик чувствует себя в безопасности и ценен.

Родители также должны быть в курсе школьной жизни ребенка, интересоваться его отношениями с одноклассниками и учителями. Поддерживайте открытый диалог, учите ребенка выражать свои чувства и решать проблемы мирным путем. Объясните важность уважительного отношения к другим, даже если их мнения отличаются.

  • «Неправильное» поведение.

Часты в классах конфликты против одного человека, который вовсе не является здесь новеньким. Обычно это происходит по причине того, что этот ученик повел себя некрасиво, неправильно, неадекватно к другим членам детского коллектива.

  • Изгои.

Явление, которое также встречается чаще в подростковом возрасте. Изгоями становятся те школьники, которые выделяются поведением, внешностью или отношением к учебе.

Конфликт «Ученик – Педагог»

Конфликт ребенка с учителем в школе происходит на пике столкновения интересов двух сторон. Как выйти из этой ситуации?

Разрешение конфликта начинается с признания его существования. Необходимо создать безопасное пространство для диалога, где каждая сторона сможет высказаться, не опасаясь осуждения. Важно активно слушать, пытаясь понять мотивы и переживания другого.

Ключевым моментом является смещение фокуса с обвинений на поиск решений. Вместо того чтобы зацикливаться на том, кто прав, а кто виноват, следует сосредоточиться на том, как можно предотвратить подобные ситуации в будущем.

В процессе урегулирования конфликта важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и учителя. У каждого свой темперамент, характер и опыт. Гибкость и готовность к компромиссам – залог успешного разрешения конфликта и восстановления здоровых отношений.

Стоит отметить, что такие столкновения могут возникать не только из-за занятий, но иногда имеют и сугубо личный характер (например, неприязнь одного к другому). Что касается конфликтов в вопросах учебы, то самое распространенное – школьник считает, что его принижают, а одноклассников, наоборот, переоценивают. В решение данного противостояния включаются и другие члены коллектива.

Причины конфликтов детей в школе

Это явление очень частое, несущее за собой определенные последствия и, конечно, имеющее причины. Какие факторы могут спровоцировать конфликт между школьниками?

  • Разные темпераменты и характеры.

Это, кстати, одна из самых распространенных причин конфликтов. Все дети разные, а это значит, что они по-разному умеют выражать эмоции, кто-то испытывает трудности в общении со сверстниками, а кто-то, наоборот, слишком контактен. Можно приводить много примеров.

  • Желание стать лидером и получить признание.

Школьники конкурируют за «место под солнцем», внимание учителей и одноклассников, что часто вызывает конфликтные ситуации. Лидерство может проявляться в положительном и отрицательном свете.

  • Неразрешенные обиды и недопонимания.

Годами в коллективе могут копиться разногласия и мелкие ссоры, которые превращаются в серьезные конфликты, если вовремя их не решать. Недовольство растет, как и чувство несправедливости – все это работает, как бомба замедленного действия.

  • Стереотипы и социальные группы.

Между школьниками возникают серьезные барьеры в общении, если они подвержены влиянию предрассудков или относят себя к определенной структуре общества. Так дети становятся чужими среди своих. К чему это может привести? Буллинг, дискриминация и иные формы агрессии.

  • Разные интересы и жизненные ориентиры.

Каждый из нас имеет свои хобби и интересы, а также взгляды на жизнь – это тоже может стать причиной конфликтов между школьниками. Даже самый простой спор о том, какая игра интереснее может превратиться в бурную ссору, если не научить детей находить компромисс.

Источник: mdjaff / freepik.com
  • Неразвиты навыки общения и эмпатия.

Далеко не все взрослые могут слушать других и принимать чужую точку зрения, что уж говорить о детях. Чаще всего зачинщиками конфликтов становятся те, чьи навыки общения недостаточно развиты, как и эмпатия.

  • Внешние воздействия и стрессовые ситуации.

К таким факторам можно отнести проблемы в семье, переезды и смену школы. Конечно, это не проходит бесследно для неокрепшей психики, вызывает стресс у ребенка. Такое состояние может по-разному проявляться: от агрессии до полной апатии и нежелания вступать в контакты с другими людьми.

Последствия конфликтов детей в школе

Какими могут быть результаты? Самыми разнообразными. Это могут быть совсем мелкие ссоры и жесткие противостояния. Что влекут они за собой?

  • Сильные эмоциональные потрясения.

Конечно, невозможно представить конфликты без переживаний. Дети чаще всего еще чувствительнее воспринимают проблемные ситуации. Маленький человек испытывает стресс, обиду, гнев, страх, апатию и даже депрессию. Когда ребенок долго находится в угнетенном состоянии, то это сильно отражается на его успеваемости, физическом здоровье и благополучии в целом.

  • Контакты между школьниками становятся напряженными.

Само собой, детские конфликты влекут за собой испорченные взаимоотношения. Школьники часто не могут самостоятельно разобраться в ситуации и найти из нее выход. В итоге – серьезные обиды, которые дети не хотят и не способны преодолеть. Они просто перестают общаться друг с другом, проявляют агрессию, дело доходит до оскорблений и буллинга. Стоит ли говорить, как это влияет на общую атмосферу в коллективе?

Источник: freepik / freepik.com
  • Снижается эффективность учебного процесса.

Мотивация к занятиям снижается, концентрация внимания ухудшается, ведь теперь все сосредоточены уже на негативе в коллективе, ссорах, переживаниях. Вряд ли в такой обстановке можно говорить о хорошей успеваемости и вовлеченности в учебный процесс.

  • Формируются неправильные модели поведения.

Те школьники, которые часто задействованы в конфликтных ситуациях, принимают модели агрессии, замкнутости и манипулятивности. Все это может отразиться и на взрослой жизни, причем в разных сферах. И это еще одна причина, почему старшие не должны пускать на самотек детские конфликты и обязаны научить их грамотно решать.

  • Дефицит ресурсов.

Для разрешения любого конфликта, даже самого пустякового, требуются силы и время, которые лучше посвятить учебе. Как итог – минус нервы, эмоции, бесценные ресурсы. Все то, что можно было направить в дело.

  • Создание негативной атмосферы.

Бесспорно, непрерывные конфликты внушают страх и недоверие. Школьники уже не могут, как раньше, открыто высказываться, просить о помощи, выстраивать доверительные отношения со сверстниками и педагогами. Чем опасна такая ситуация? Дети начинают искать помощи и поддержки, возможности высказаться за стенами школы, что может привести к негативным результатам.

Последствия школьных конфликтов можно перечислять долго, но все они в любом случае имеют негативный эффект, который отражается на успеваемости, атмосфере в коллективе, эмоциональном состоянии ребят.

Как помочь ребенку справляться с конфликтными ситуациями

Как разрешить конфликт между детьми в школе? Можно ли их избежать? Будем честны, совсем без конфликтов жить невозможно. В таком случае мы должны научить детей грамотно справляться с неприятными ситуациями.

  1. Привить навыки активного слушания.

Ребенок должен научиться, в первую очередь, слушать и слышать чужое мнение, точку зрения. Не нужно перебивать собеседника и давать оценку его словам. Внимательно слушая, ребенок старается понять, почему произошел конфликт. А уже исходя из этого может предложить решение ситуации, которое устроит обе стороны ссоры. Это и есть активное слушание.

  1. Развивать эмпатию.

Для начала, давайте вспомним, что это такое. Это навык понимания чужих чувств, их принятие и сочувствие. Дети, которые обладают развитой эмпатией, достаточно легко находят общий язык с другими, а также хорошо понимают, что их действия и слова могут ранить и сделать больно.

Источник: gpointstudio / freepik.com
  1. Моделировать конструктивное поведение.

Взрослые не должны забывать о том, что именно они являются примером для подрастающего поколения. Таким образом, и родители, и учителя – основные трансляторы того, как можно грамотно разрешать проблемные ситуации и приходить к компромиссам.

  1. Научить выражать эмоции конструктивным образом.

Родители могут помогать ребенку определять то чувство, которое он испытывает в той или иной ситуации, кроме того – называть и описывать его. Но и этого недостаточно. Ребенок должен понимать причину возникновения той или иной эмоции. Так маленький человек поймет, как можно своевременно выразить чувства, чтобы не копить негатив, который может привести к настоящим гневным вспышкам.

  1. Научить ребенка игровым и ролевым упражнениям.

Данный способ психологи считают одним из самых эффективных в практике разрешения конфликтов детей в школе. Игра помогает школьникам выражать эмоции через сценарии. Во время проигрывания разных ситуаций детям предлагается найти выходы из ссор и конфликтов, прийти к компромиссу. Ролевые упражнения можно использовать не только в школе, но и в домашних условиях.

  1. Обсуждать реальные ситуации.

С ребенком нужно разговаривать. Послушайте, о каких ситуациях из жизни одноклассников или своей рассказывают дети. Так вы можете совместно проанализировать происходящее, своевременно решить ситуацию и избежать развития конфликта.

  1. Поощрять самостоятельность.

Конечно, прийти и решить конфликт за детей – это более простое и быстрое решение. Дайте шанс ребенку устранить проблему самостоятельно. Помогите ему наводящими вопросами, поддержкой и верой в него.

  1. Установить некоторые правила и границы.

Когда ребенок четко понимает те рамки, которые нужно соблюдать, то чаще всего он понимает и то, что грозит за их нарушение. Обсудите с ним, почему правила очень важны, и как они позволяют избежать конфликтных ситуаций. Это еще один способ формирования конструктивного общения в коллективе.

«Конфликты детей в школе – как реагировать?» — вопрос, которым задаются регулярно многие взрослые. В первую очередь научите ребенка находить решение проблемных ситуаций. Да, это непросто и не быстро. Но поверьте, это того стоит. Ребенок с развитым чувством эмпатии, пониманием границ и правил, умеющий выражать и идентифицировать чувства и эмоции – это будущий успешный, уверенный в своих силах взрослый. А не к этому ли должны стремиться родители и педагоги?

Роль родителей в разрешении детских конфликтов

Конечно, проблемные ситуации, споры, ссоры могут быть разными. От «не поделили шоколадку» до «драка за школой из-за первой несчастной любви». Но достаточно часто спорные ситуации возникают и между двумя взрослыми людьми, например, педагогом и родителем. Сценариев конфликтов, как и их участников, может быть много. Некоторые из них мы собрали ниже.

Конфликт ребенка и одноклассников

Что может стать его причиной? Борьба за лидерство, жадность, неправильное поведение, ярко выраженная конкуренция, разногласия во взглядах… Можно перечислять долго. Какая задача взрослых? Развить у детей навыки коммуникации, которые помогут им в дальнейшем справляться со сложными ситуациями.

Бывает, что конфликты в школе между детьми достигают таких масштабов, что без помощи классного руководителя, психолога, социального педагога и даже администрации уже не справиться.

Итак, представим, что разрешить ситуацию сами дети не могут. Что делать?

  1. Внимательно послушайте точку зрения желательно сразу нескольких школьников, их взгляды на случившееся. Постарайтесь не давать никаких поспешных оценок и выводов. Вы не судья, а наблюдатель.
  2. Если дети сами не могут сформулировать суть проблемы – помогите им в этом.
  3. Поделитесь с ребятами тем, как можно мирно разрешить данную ситуацию, объясняйте на примерах.
Источник: master1305 / freepik.com

Если речь идет о буллинге, ни в коем случае не оставайтесь в стороне и не пускайте ситуацию на самотек. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.

Конфликт ребенка с учителем в школе

Ситуация весьма распространенная и имеющая массу причин: несоблюдение правил учеником, поведение, необъективное оценивание, недовольство методами преподавания и так далее. Да, родителям в такой ситуации очень сложно, ведь хочется поддержать ребенка, но при этом сохранить авторитет педагога. Как же найти конструктивное решение в этой ситуации? Мы подготовили универсальный алгоритм действий.

  • Для начала разберитесь в проблеме.

Очень здорово, что вы верите своему ребенку, но не забывайте о том, что дети чаще всего субъективно воспринимают критику и требования. Посмотрите на ситуацию с разных сторон, чтобы глубже понять суть конфликта.

  • Поговорите с педагогом.

Именно этот шаг и будет самым эффективным на пути к решению сложившейся конфликтной ситуации. Ваша беседа должна быть построена конструктивно, неприемлемы претензии и обвинения. Сначала выслушайте педагога и его видение ситуации, а затем вместе постарайтесь прийти к решению проблемы. Не забывайте, что уважительно построенный диалог – залог взаимопонимания.

  • Обратитесь за помощью к администрации школы.

К этому шагу стоит прибегнуть только в том случае, если вместе с учителем вы так и не смогли прийти к решению проблемы. Переговорите с представителем администрации школы: директором или его заместителем. Скорее всего, вам будут предложены дополнительные меры для того, чтобы урегулировать данный вопрос.

Решение конфликта ребенка с учителем в школе – процесс, который требует более внимательного и компетентного подхода. Основная задача родителей в этом случае – не принимать сторону своего ребенка по умолчанию, а для начала разобраться в ситуации и понять точки зрения всех участников ситуации. В крайнем случае, привлечь внимание и администрации школы.

Когда необходимо обратиться к психологу

Бывают ситуации, когда родителям уже не под силу решить сложившуюся проблему, а конфликты только набирают обороты. В таком случае пора обратиться за помощью к психологу. В начале специалист изучит проблему с разных ракурсов, а затем уже начнет работу с ребенком. В его задачи входит: научить школьника управлять эмоциями, дать ценные советы касаемо поведения в разных ситуациях, а также помочь справиться с паникой и волнением.

Как понять, что без помощи школьного психолога уже не обойтись?

  • Конфликты продолжаются день за днем.

Если детские ссоры никак не решаются и происходят ежедневно, то, скорее всего, речь идет уже о более серьезных проблемах внутри школьного коллектива.

  • Физическое насилие.

Конфликты, доходящие до рукоприкладства – это уже не звоночек, это настоящий колокол о том, что пора подключать к работе специалиста.

  • Проблемы на психологическом и эмоциональном уровнях.

Если результатом конфликтов детей в школе становятся признаки повышенной тревожности, апатии, стресса или даже депрессии, то нужно незамедлительно обратиться за помощью к школьному психологу.

  • Ребенок изолируется от общества.

Ситуации, когда ученик подвергается травле или изоляции со стороны других школьников, – серьезные проблемы, которые могут привести к страшным и даже плачевным последствиям. О травле нельзя молчать!

  • Адаптационные проблемы.

Смена места жительства, школы и даже просто класса достаточно частые явления. Они сопровождаются адаптационным периодом на новом месте. Если в это время у ребенка начинаются трудности, часты конфликты, это явный сигнал о том, что необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  • Нет взаимопонимания.

В данном случае психолог играет роль посредника, который поможет ребятам в классе найти общий язык и наладить в целом коммуникацию.

  • Если конфликты отрицательно сказываются на учебе.

Что совсем неудивительно, ведь мысли ребенка заняты совсем другими переживаниями. Часто дети говорят о том, что не хотят ходить в школу. Такой эмоциональный балласт будет тянуть ребенка все ниже с точки зрения успеваемости. Помощь психолога в этой ситуации также необходима.

Источник: wavebreakmedia_micro / freepik.com

Взрослые не должны закрывать глаза на те признаки, которые мы перечислили выше. Обращение к специалисту поможет сохранить нормальные отношения между сверстниками, эмоциональное и психологическое здоровье детей и безопасную образовательную среду.

Часто задаваемые вопросы о конфликтах детей в школе

Можно ли разрешить конфликт родителей и детей в школе?

Конечно. Но для этого важно создать доброжелательную и открытую обстановку. Это не допрос, не суд и не место для выяснения отношений. Обе стороны должны высказать свои точки зрения, чтобы потом прийти к компромиссу. Не только дети должны внимательно слушать родителей, но и те — школьников.

Как поступить, если возник конфликт, связанный с ребенком-инвалидом?

В первую очередь, не забывать об основном правиле – честность, открытость и спокойствие. Во вторую – поиск причин, выслушивание мнений всех сторон. При решении конфликта такого рода следует прибегнуть к помощи психолога или специального школьного координатора.

Вместе с педагогами, родителями и специалистами нужно разработать конкретную тактику и стратегию для сложившейся ситуации, не забывая о потребностях ребенка. Коммуникация должна быть выстроена в регулярном режиме с четким документированием. Если нужно, то можно обратиться к специалистам и вне школы.

Что может сделать учитель, чтобы предотвратить конфликты между учениками?

Конечно, для начала следует понять причину случившегося, исходя из мнения самих участников конфликта и свидетелей. Прямые обвинение здесь неприемлемы. Учитель может предложить школьникам попробовать найти решение самостоятельно, аккуратно направляя их. В тупиковой ситуации стоит прибегнуть к помощи других специалистов, администрации и родителей.

Конфликты детей в школе – далеко не редкость. Большинство из них возникают из-за мелочей и решаются быстро. Однако некоторые ссоры выливаются в масштабные противостояния, сопровождающиеся драками, травлей и серьезными проблемами. Вовремя понять причины, научить детей разговаривать и приходить к компромиссу, а также всегда быть начеку – то, что должны делать взрослые, чтобы не довести ситуацию до крайней точки.

Источник изображения на шапке: master1305 / freepik

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03. 01 «Психология», магистратура 37.04. 01 «Педагогическая конфликтология». – 2015.
  • Авакян Н. А. Тревожность у детей младшего школьного возраста: причины и пути преодоления //Заочные электронные конференции: Рос. Акад. Естествознания.–М.-2015.[Электронный ресурс] URL: http://econf. rae. ru/pdf/2015/08/4804. pdf (дата обращения 28.09. 2016). – 2015.
  • Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры //Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №. 6. – С. 115-123.

Вам также может понравиться
Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей
11.03.2025

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей

О чем речь? Психологический климат в семье — эмоциональная а...

Забрать подарок

Забрать подарок