- Особенности конфликтов в школе
- Виды конфликтов детей в школе
- Конфликт «Ребенок – Класс»
- Конфликт «Ученик – Педагог»
- Причины конфликтов детей в школе
- Последствия конфликтов детей в школе
- Как помочь ребенку справляться с конфликтными ситуациями
- Роль родителей в разрешении детских конфликтов
- Конфликт ребенка и одноклассников
- Конфликт ребенка с учителем в школе
- Когда необходимо обратиться к психологу
- Часто задаваемые вопросы о конфликтах детей в школе
- Можно ли разрешить конфликт родителей и детей в школе?
- Как поступить, если возник конфликт, связанный с ребенком-инвалидом?
- Что может сделать учитель, чтобы предотвратить конфликты между учениками?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Конфликты детей в школе возникают из-за желания лидерства, личной неприязни, борьбы за внимание, соперничества, распространения сплетен. Нередко частые оскорбления, социальное неравенство и неуважительное отношение к одноклассникам становятся поводом для разборок.
На что обратить внимание? Для разрешения конфликтов между детьми необходимо выслушать обе стороны, понять причины разногласий и помочь найти компромиссы. К работе должен быть привлечен психолог, который поможет эффективно решить проблему и предложит наилучший выход из сложившейся ситуации.
Особенности конфликтов в школе
Согласно толковому словарю русского языка слово «конфликт» означает «разногласие, спор, столкновение мыслей». Это определение уместно использовать и тогда, когда речь идет о конфликтах детей в школе. При этом участники их – разные стороны образовательного процесса. Это учителя, родители учеников, администрация и, конечно, сами ребята.
Чаще всего педагоги говорят, что без неурядиц и спорных вопросов нельзя представить учебный процесс, ведь каждый его участник старается отстаивать свою точку зрения, имеет личное мнение по разным вопросам и так далее.
Школьник, формирующий личное мнение по различным вопросам, демонстрирует не только аналитическое мышление, но и готовность к самостоятельному суждению.
Этот навык – фундамент для развития индивидуальности. Умение аргументированно выражать свою позицию способствует формированию лидерских качеств. Ведь лидер – это не тот, кто просто ведет за собой, а тот, кто способен убедить, опираясь на факты и логику.
Кроме того, отстаивание собственной точки зрения напрямую связано с умением критически мыслить. Это способность анализировать информацию, выделять главное, сопоставлять различные точки зрения и делать собственные выводы. В конечном итоге, это умение необходимо для успешной адаптации в современном мире, где умение сказать свое мнение ценится на вес золота.
Не нужно стараться избегать конфликтов, лучше грамотно и конструктивно решать их.

Треть школьников говорят о том, что в их классах есть те, кого часто обзывают и обижают. Об этом же сообщают и педагоги, но уже только 10 % опрошенных. Остальные 90 % считают, что конфликтные ситуации в классах – явление достаточно редкое. Около 40 % обучающихся часто становятся свидетелями ссор одноклассников, около 15 % сообщают, что встречаются с издевками над собой. Высмеивают школьники внешность, привычки, одежду и поведение.
Виды конфликтов детей в школе
Для начала давайте разберемся, что такое школьный коллектив. Это достаточно большая группа людей, включающая всех представителей образовательного процесса: от учеников и их родителей до администрации. Споров не избежать, но какие же встречаются чаще всего? Это конфликты:
- в школе между детьми (то есть непосредственно внутри детского коллектива);
- ребенка с учителем.
Поговорим о каждой ситуации подробнее.
Конфликт «Ребенок – Класс»
Между детьми споры, недопонимания могут происходить по разным причинам: соперничество друг с другом, первые симпатии, социальное неравенство и так далее. Однако самыми распространенными уже многие годы остаются следующие:
- Новенький в классе.
Обычно в коллективе воспринимают пришедшего с некой настороженностью и недоверием. Это вполне понятно, так как классный коллектив уже сплочен, каждый занимает в нем свое место. Внезапно появляется новый человек, который, возможно, будет претендовать на роль лидера. Это пугает ребят, они чувствуют, что уже не будет как раньше. А как действовать сейчас не очень понимают. Реакция как правило напряженная, с опаской.
Или он обладает определенными талантами, возможно – его успеваемость и успехи в учебе будут сильно отличаться от достижений других. Не отменяются и различия в поведении и внешности. Даже если новый ученик достаточно мобилен и общителен, старается найти общий язык с одноклассниками, возможно столкновение интересов.
Особенно ярко такое явление среди первоклассников. Эти дети чаще всего шли одной дружной командой с самого детского сада. Все они хорошо знакомы. Когда появляется новенький, случается небольшой разрушение их внутреннего мирка. На этом этапе огромную роль играет педагог, который, кстати, для этого коллектива и сам является «иным».
К учителям начальных классов предъявляют высокие требования, и это вовсе неудивительно. Первый педагог – это не только источник самых важных знаний, но и наставник, советчик, тот единственный, кто видит детский коллектив изнутри, а значит, может вовремя предпринять необходимые действия.

Не менее ярко происходит появление новичка у подростков, в основной школе. В этом возрасте ярко наблюдаются симпатии и антипатии, есть четкое распределение ролей, сложившееся годами. Новичку непросто вливаться в такой коллектив, ведь именно подростки смотрят на мир с позиции «нравится – не нравится». Конфликты в детей в школе в 6–8 классах проходят очень бурно и громко.
Важную роль здесь вновь играют все взрослые вокруг. Учителя должны уметь распознавать зачатки конфликта, пресекать агрессию и помогать детям находить компромиссы. Важно создавать в классе атмосферу взаимоуважения и сотрудничества, где каждый ученик чувствует себя в безопасности и ценен.
Родители также должны быть в курсе школьной жизни ребенка, интересоваться его отношениями с одноклассниками и учителями. Поддерживайте открытый диалог, учите ребенка выражать свои чувства и решать проблемы мирным путем. Объясните важность уважительного отношения к другим, даже если их мнения отличаются.
- «Неправильное» поведение.
Часты в классах конфликты против одного человека, который вовсе не является здесь новеньким. Обычно это происходит по причине того, что этот ученик повел себя некрасиво, неправильно, неадекватно к другим членам детского коллектива.
- Изгои.
Явление, которое также встречается чаще в подростковом возрасте. Изгоями становятся те школьники, которые выделяются поведением, внешностью или отношением к учебе.
Конфликт «Ученик – Педагог»
Конфликт ребенка с учителем в школе происходит на пике столкновения интересов двух сторон. Как выйти из этой ситуации?
Разрешение конфликта начинается с признания его существования. Необходимо создать безопасное пространство для диалога, где каждая сторона сможет высказаться, не опасаясь осуждения. Важно активно слушать, пытаясь понять мотивы и переживания другого.
Ключевым моментом является смещение фокуса с обвинений на поиск решений. Вместо того чтобы зацикливаться на том, кто прав, а кто виноват, следует сосредоточиться на том, как можно предотвратить подобные ситуации в будущем.
В процессе урегулирования конфликта важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и учителя. У каждого свой темперамент, характер и опыт. Гибкость и готовность к компромиссам – залог успешного разрешения конфликта и восстановления здоровых отношений.
Стоит отметить, что такие столкновения могут возникать не только из-за занятий, но иногда имеют и сугубо личный характер (например, неприязнь одного к другому). Что касается конфликтов в вопросах учебы, то самое распространенное – школьник считает, что его принижают, а одноклассников, наоборот, переоценивают. В решение данного противостояния включаются и другие члены коллектива.
Причины конфликтов детей в школе
Это явление очень частое, несущее за собой определенные последствия и, конечно, имеющее причины. Какие факторы могут спровоцировать конфликт между школьниками?
- Разные темпераменты и характеры.
Это, кстати, одна из самых распространенных причин конфликтов. Все дети разные, а это значит, что они по-разному умеют выражать эмоции, кто-то испытывает трудности в общении со сверстниками, а кто-то, наоборот, слишком контактен. Можно приводить много примеров.
- Желание стать лидером и получить признание.
Школьники конкурируют за «место под солнцем», внимание учителей и одноклассников, что часто вызывает конфликтные ситуации. Лидерство может проявляться в положительном и отрицательном свете.
- Неразрешенные обиды и недопонимания.
Годами в коллективе могут копиться разногласия и мелкие ссоры, которые превращаются в серьезные конфликты, если вовремя их не решать. Недовольство растет, как и чувство несправедливости – все это работает, как бомба замедленного действия.
- Стереотипы и социальные группы.
Между школьниками возникают серьезные барьеры в общении, если они подвержены влиянию предрассудков или относят себя к определенной структуре общества. Так дети становятся чужими среди своих. К чему это может привести? Буллинг, дискриминация и иные формы агрессии.
- Разные интересы и жизненные ориентиры.
Каждый из нас имеет свои хобби и интересы, а также взгляды на жизнь – это тоже может стать причиной конфликтов между школьниками. Даже самый простой спор о том, какая игра интереснее может превратиться в бурную ссору, если не научить детей находить компромисс.

- Неразвиты навыки общения и эмпатия.
Далеко не все взрослые могут слушать других и принимать чужую точку зрения, что уж говорить о детях. Чаще всего зачинщиками конфликтов становятся те, чьи навыки общения недостаточно развиты, как и эмпатия.
- Внешние воздействия и стрессовые ситуации.
К таким факторам можно отнести проблемы в семье, переезды и смену школы. Конечно, это не проходит бесследно для неокрепшей психики, вызывает стресс у ребенка. Такое состояние может по-разному проявляться: от агрессии до полной апатии и нежелания вступать в контакты с другими людьми.
Последствия конфликтов детей в школе
Какими могут быть результаты? Самыми разнообразными. Это могут быть совсем мелкие ссоры и жесткие противостояния. Что влекут они за собой?
- Сильные эмоциональные потрясения.
Конечно, невозможно представить конфликты без переживаний. Дети чаще всего еще чувствительнее воспринимают проблемные ситуации. Маленький человек испытывает стресс, обиду, гнев, страх, апатию и даже депрессию. Когда ребенок долго находится в угнетенном состоянии, то это сильно отражается на его успеваемости, физическом здоровье и благополучии в целом.
- Контакты между школьниками становятся напряженными.
Само собой, детские конфликты влекут за собой испорченные взаимоотношения. Школьники часто не могут самостоятельно разобраться в ситуации и найти из нее выход. В итоге – серьезные обиды, которые дети не хотят и не способны преодолеть. Они просто перестают общаться друг с другом, проявляют агрессию, дело доходит до оскорблений и буллинга. Стоит ли говорить, как это влияет на общую атмосферу в коллективе?

- Снижается эффективность учебного процесса.
Мотивация к занятиям снижается, концентрация внимания ухудшается, ведь теперь все сосредоточены уже на негативе в коллективе, ссорах, переживаниях. Вряд ли в такой обстановке можно говорить о хорошей успеваемости и вовлеченности в учебный процесс.
- Формируются неправильные модели поведения.
Те школьники, которые часто задействованы в конфликтных ситуациях, принимают модели агрессии, замкнутости и манипулятивности. Все это может отразиться и на взрослой жизни, причем в разных сферах. И это еще одна причина, почему старшие не должны пускать на самотек детские конфликты и обязаны научить их грамотно решать.
- Дефицит ресурсов.
Для разрешения любого конфликта, даже самого пустякового, требуются силы и время, которые лучше посвятить учебе. Как итог – минус нервы, эмоции, бесценные ресурсы. Все то, что можно было направить в дело.
- Создание негативной атмосферы.
Бесспорно, непрерывные конфликты внушают страх и недоверие. Школьники уже не могут, как раньше, открыто высказываться, просить о помощи, выстраивать доверительные отношения со сверстниками и педагогами. Чем опасна такая ситуация? Дети начинают искать помощи и поддержки, возможности высказаться за стенами школы, что может привести к негативным результатам.
Последствия школьных конфликтов можно перечислять долго, но все они в любом случае имеют негативный эффект, который отражается на успеваемости, атмосфере в коллективе, эмоциональном состоянии ребят.
Как помочь ребенку справляться с конфликтными ситуациями
Как разрешить конфликт между детьми в школе? Можно ли их избежать? Будем честны, совсем без конфликтов жить невозможно. В таком случае мы должны научить детей грамотно справляться с неприятными ситуациями.
- Привить навыки активного слушания.
Ребенок должен научиться, в первую очередь, слушать и слышать чужое мнение, точку зрения. Не нужно перебивать собеседника и давать оценку его словам. Внимательно слушая, ребенок старается понять, почему произошел конфликт. А уже исходя из этого может предложить решение ситуации, которое устроит обе стороны ссоры. Это и есть активное слушание.
- Развивать эмпатию.
Для начала, давайте вспомним, что это такое. Это навык понимания чужих чувств, их принятие и сочувствие. Дети, которые обладают развитой эмпатией, достаточно легко находят общий язык с другими, а также хорошо понимают, что их действия и слова могут ранить и сделать больно.

- Моделировать конструктивное поведение.
Взрослые не должны забывать о том, что именно они являются примером для подрастающего поколения. Таким образом, и родители, и учителя – основные трансляторы того, как можно грамотно разрешать проблемные ситуации и приходить к компромиссам.
- Научить выражать эмоции конструктивным образом.
Родители могут помогать ребенку определять то чувство, которое он испытывает в той или иной ситуации, кроме того – называть и описывать его. Но и этого недостаточно. Ребенок должен понимать причину возникновения той или иной эмоции. Так маленький человек поймет, как можно своевременно выразить чувства, чтобы не копить негатив, который может привести к настоящим гневным вспышкам.
- Научить ребенка игровым и ролевым упражнениям.
Данный способ психологи считают одним из самых эффективных в практике разрешения конфликтов детей в школе. Игра помогает школьникам выражать эмоции через сценарии. Во время проигрывания разных ситуаций детям предлагается найти выходы из ссор и конфликтов, прийти к компромиссу. Ролевые упражнения можно использовать не только в школе, но и в домашних условиях.
- Обсуждать реальные ситуации.
С ребенком нужно разговаривать. Послушайте, о каких ситуациях из жизни одноклассников или своей рассказывают дети. Так вы можете совместно проанализировать происходящее, своевременно решить ситуацию и избежать развития конфликта.
- Поощрять самостоятельность.
Конечно, прийти и решить конфликт за детей – это более простое и быстрое решение. Дайте шанс ребенку устранить проблему самостоятельно. Помогите ему наводящими вопросами, поддержкой и верой в него.
- Установить некоторые правила и границы.
Когда ребенок четко понимает те рамки, которые нужно соблюдать, то чаще всего он понимает и то, что грозит за их нарушение. Обсудите с ним, почему правила очень важны, и как они позволяют избежать конфликтных ситуаций. Это еще один способ формирования конструктивного общения в коллективе.
«Конфликты детей в школе – как реагировать?» — вопрос, которым задаются регулярно многие взрослые. В первую очередь научите ребенка находить решение проблемных ситуаций. Да, это непросто и не быстро. Но поверьте, это того стоит. Ребенок с развитым чувством эмпатии, пониманием границ и правил, умеющий выражать и идентифицировать чувства и эмоции – это будущий успешный, уверенный в своих силах взрослый. А не к этому ли должны стремиться родители и педагоги?
Роль родителей в разрешении детских конфликтов
Конечно, проблемные ситуации, споры, ссоры могут быть разными. От «не поделили шоколадку» до «драка за школой из-за первой несчастной любви». Но достаточно часто спорные ситуации возникают и между двумя взрослыми людьми, например, педагогом и родителем. Сценариев конфликтов, как и их участников, может быть много. Некоторые из них мы собрали ниже.
Конфликт ребенка и одноклассников
Что может стать его причиной? Борьба за лидерство, жадность, неправильное поведение, ярко выраженная конкуренция, разногласия во взглядах… Можно перечислять долго. Какая задача взрослых? Развить у детей навыки коммуникации, которые помогут им в дальнейшем справляться со сложными ситуациями.
Бывает, что конфликты в школе между детьми достигают таких масштабов, что без помощи классного руководителя, психолога, социального педагога и даже администрации уже не справиться.
Итак, представим, что разрешить ситуацию сами дети не могут. Что делать?
- Внимательно послушайте точку зрения желательно сразу нескольких школьников, их взгляды на случившееся. Постарайтесь не давать никаких поспешных оценок и выводов. Вы не судья, а наблюдатель.
- Если дети сами не могут сформулировать суть проблемы – помогите им в этом.
- Поделитесь с ребятами тем, как можно мирно разрешить данную ситуацию, объясняйте на примерах.

Если речь идет о буллинге, ни в коем случае не оставайтесь в стороне и не пускайте ситуацию на самотек. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.
Конфликт ребенка с учителем в школе
Ситуация весьма распространенная и имеющая массу причин: несоблюдение правил учеником, поведение, необъективное оценивание, недовольство методами преподавания и так далее. Да, родителям в такой ситуации очень сложно, ведь хочется поддержать ребенка, но при этом сохранить авторитет педагога. Как же найти конструктивное решение в этой ситуации? Мы подготовили универсальный алгоритм действий.
- Для начала разберитесь в проблеме.
Очень здорово, что вы верите своему ребенку, но не забывайте о том, что дети чаще всего субъективно воспринимают критику и требования. Посмотрите на ситуацию с разных сторон, чтобы глубже понять суть конфликта.
- Поговорите с педагогом.
Именно этот шаг и будет самым эффективным на пути к решению сложившейся конфликтной ситуации. Ваша беседа должна быть построена конструктивно, неприемлемы претензии и обвинения. Сначала выслушайте педагога и его видение ситуации, а затем вместе постарайтесь прийти к решению проблемы. Не забывайте, что уважительно построенный диалог – залог взаимопонимания.
- Обратитесь за помощью к администрации школы.
К этому шагу стоит прибегнуть только в том случае, если вместе с учителем вы так и не смогли прийти к решению проблемы. Переговорите с представителем администрации школы: директором или его заместителем. Скорее всего, вам будут предложены дополнительные меры для того, чтобы урегулировать данный вопрос.
Решение конфликта ребенка с учителем в школе – процесс, который требует более внимательного и компетентного подхода. Основная задача родителей в этом случае – не принимать сторону своего ребенка по умолчанию, а для начала разобраться в ситуации и понять точки зрения всех участников ситуации. В крайнем случае, привлечь внимание и администрации школы.
Когда необходимо обратиться к психологу
Бывают ситуации, когда родителям уже не под силу решить сложившуюся проблему, а конфликты только набирают обороты. В таком случае пора обратиться за помощью к психологу. В начале специалист изучит проблему с разных ракурсов, а затем уже начнет работу с ребенком. В его задачи входит: научить школьника управлять эмоциями, дать ценные советы касаемо поведения в разных ситуациях, а также помочь справиться с паникой и волнением.
Как понять, что без помощи школьного психолога уже не обойтись?
- Конфликты продолжаются день за днем.
Если детские ссоры никак не решаются и происходят ежедневно, то, скорее всего, речь идет уже о более серьезных проблемах внутри школьного коллектива.
- Физическое насилие.
Конфликты, доходящие до рукоприкладства – это уже не звоночек, это настоящий колокол о том, что пора подключать к работе специалиста.
- Проблемы на психологическом и эмоциональном уровнях.
Если результатом конфликтов детей в школе становятся признаки повышенной тревожности, апатии, стресса или даже депрессии, то нужно незамедлительно обратиться за помощью к школьному психологу.
- Ребенок изолируется от общества.
Ситуации, когда ученик подвергается травле или изоляции со стороны других школьников, – серьезные проблемы, которые могут привести к страшным и даже плачевным последствиям. О травле нельзя молчать!
- Адаптационные проблемы.
Смена места жительства, школы и даже просто класса достаточно частые явления. Они сопровождаются адаптационным периодом на новом месте. Если в это время у ребенка начинаются трудности, часты конфликты, это явный сигнал о том, что необходимо обратиться за помощью к специалисту.
- Нет взаимопонимания.
В данном случае психолог играет роль посредника, который поможет ребятам в классе найти общий язык и наладить в целом коммуникацию.
- Если конфликты отрицательно сказываются на учебе.
Что совсем неудивительно, ведь мысли ребенка заняты совсем другими переживаниями. Часто дети говорят о том, что не хотят ходить в школу. Такой эмоциональный балласт будет тянуть ребенка все ниже с точки зрения успеваемости. Помощь психолога в этой ситуации также необходима.

Взрослые не должны закрывать глаза на те признаки, которые мы перечислили выше. Обращение к специалисту поможет сохранить нормальные отношения между сверстниками, эмоциональное и психологическое здоровье детей и безопасную образовательную среду.
Часто задаваемые вопросы о конфликтах детей в школе
Можно ли разрешить конфликт родителей и детей в школе?
Конечно. Но для этого важно создать доброжелательную и открытую обстановку. Это не допрос, не суд и не место для выяснения отношений. Обе стороны должны высказать свои точки зрения, чтобы потом прийти к компромиссу. Не только дети должны внимательно слушать родителей, но и те — школьников.
Как поступить, если возник конфликт, связанный с ребенком-инвалидом?
В первую очередь, не забывать об основном правиле – честность, открытость и спокойствие. Во вторую – поиск причин, выслушивание мнений всех сторон. При решении конфликта такого рода следует прибегнуть к помощи психолога или специального школьного координатора.
Вместе с педагогами, родителями и специалистами нужно разработать конкретную тактику и стратегию для сложившейся ситуации, не забывая о потребностях ребенка. Коммуникация должна быть выстроена в регулярном режиме с четким документированием. Если нужно, то можно обратиться к специалистам и вне школы.
Что может сделать учитель, чтобы предотвратить конфликты между учениками?
Конечно, для начала следует понять причину случившегося, исходя из мнения самих участников конфликта и свидетелей. Прямые обвинение здесь неприемлемы. Учитель может предложить школьникам попробовать найти решение самостоятельно, аккуратно направляя их. В тупиковой ситуации стоит прибегнуть к помощи других специалистов, администрации и родителей.
Конфликты детей в школе – далеко не редкость. Большинство из них возникают из-за мелочей и решаются быстро. Однако некоторые ссоры выливаются в масштабные противостояния, сопровождающиеся драками, травлей и серьезными проблемами. Вовремя понять причины, научить детей разговаривать и приходить к компромиссу, а также всегда быть начеку – то, что должны делать взрослые, чтобы не довести ситуацию до крайней точки.
Источник изображения на шапке: master1305 / freepik
Материалы основаны на следующих источниках:
- Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03. 01 «Психология», магистратура 37.04. 01 «Педагогическая конфликтология». – 2015.
- Авакян Н. А. Тревожность у детей младшего школьного возраста: причины и пути преодоления //Заочные электронные конференции: Рос. Акад. Естествознания.–М.-2015.[Электронный ресурс] URL: http://econf. rae. ru/pdf/2015/08/4804. pdf (дата обращения 28.09. 2016). – 2015.
- Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры //Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №. 6. – С. 115-123.