- История развития школьной системы оценок в России
- Основные функции системы оценок в школе
- Обучающая
- Воспитательная
- Ориентирующая функция
- Стимулирующая функция
- Диагностическая функция
- 5-балльная система оценок в школе
- 10-балльная система оценок в школе
- Системы школьных оценок в разных странах
- Часто задаваемые вопросы о системе оценок в школе
- Что такое формирующее оценивание?
- В чем разница между формирующим оцениванием и итоговым?
- Какие современные тенденции наблюдаются в системе оценок?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев, используемых для измерения уровня знаний, умений и навыков учащихся. Чаще всего показатель выражен в виде букв или чисел. В России используется балльная система, чаще всего состоящая из пяти отметок: от 1 (ничего не сделано) до 5 (работа выполнена на отлично).
Зачем нужна? Школьные оценки стимулируют ученика прилагать больше усилий и дисциплинируют его. Также количество полученных баллов – показатель для родителей, помогающий определять сильные и слабые стороны ребенка, отслеживать прогресс в понимании материала.
История развития школьной системы оценок в России
Система оценивания и оценок в школе имеет долгую историю. Она эволюционировала от розг до рейтингов и систем, повышающих мотивацию и ориентированных на развитие компетенций.
Традиционно российская система опиралась на отметочную систему, корни которой уходят в иезуитские школы XVI-XVII веков. Эта система, заменившая собой варварские телесные наказания, постепенно эволюционировала. Сначала педагоги давали словесную оценку успеваемости, позже появились цифры. Экспериментировали с различными шкалами: 3-, 5-, 8-, 10- и даже 12-балльными.
Однако, как показало время, именно пятибалльная система оценок в школе, утвержденная Министерством народного просвещения в 1837 году, оказалась наиболее жизнеспособной и удобной для массового применения. Простота и понятность сделали ее стандартом на долгие годы.

Но пятибалльная система не лишена недостатков. Прежде всего, критику вызывала ее неспособность в полной мере отразить нюансы индивидуальных достижений и прогресса. В 1990-е годы в ряде школ проводились эксперименты с многобалльными системами (от 100 до 1000 баллов), известными как модульно-рейтинговые.
Этот подход предполагал оценку каждого задания с учетом его сложности, оригинальности и креативности, позволяя ученикам выбирать упражнения, соответствующие их уровню подготовки и амбициям.
Ребенок мог получить более высокую оценку за решение сложной задачи, чем за выполнение нескольких простых. Такая система стремилась стимулировать самостоятельность и развитие индивидуальных способностей, но столкнулась с трудностями в реализации и оценке объективности.
Кроме многобалльных систем, существовали и другие подходы. Например, зачетная система, аналогичная вузовской, где оценка выставляется по итогам освоения всего курса за определенный период (например, семестр). Это позволяло сосредоточиться на глубоком понимании материала, но не всегда обеспечивало адекватную обратную связь в процессе обучения. Более того, школьники «по-студенчески» часто откладывали все «на потом», в результате чего возникали пробелы в знаниях.
В конце XX века в российскую образовательную систему стали внедряться дополнительные методики оценки знаний, среди которых выделяется концепция «учебного портфолио». Суть этого подхода заключается в сборе и анализе различных учебных данных, фотографий, документов, а также информации, полученной от учителей, родителей и одноклассников по выбранной теме. Все это отражает знания и достижения учащегося в конкретной сфере деятельности.
Данная методика позволяет проводить комплексное как количественное, так и качественное оценивание уровня знаний и навыков ребенка. На основе полученных данных осуществляется коррекция процесса, что позволяет лучше адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого человека. Таким образом, учебное портфолио стало не только элементом системы оценок в школе, но и важным средством для повышения эффективности образования.
Основные функции системы оценок в школе
Бывает сложно заниматься любой деятельностью, будь то учеба или работа, если нет объективной оценки труда. Обратная связь – это своеобразный компас, который помогает проанализировать пройденный маршрут и при необходимости скорректировать его. Отсутствие адекватной оценки иногда мешает заметить ошибки и даже понимать, насколько мы вообще эффективно используем свои силы и ресурсы.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Таким образом, оценка – это инструмент, который помогает решать разные задачи. Рассмотрим пять ключевых функций оценки:
Обучающая
Это, пожалуй, самая очевидная функция. Обратная связь, полученная в виде оценки, позволяет идентифицировать пробелы в знаниях и навыках, понимать, что нужно улучшить и как это сделать.
Воспитательная
Оценка может влиять не только на профессиональные, но и на личностные качества — ответственность, систематичность, самокритичность. Правильно организованная система баллов и оценок в школе и на работе стимулирует развитие таких важных качеств, как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении результата.
Важно помнить, что воспитательная и стимулирующая роль оценки должна быть сбалансирована поддержкой и поощрением.

Ориентирующая функция
Оценка служит компасом, показывающим направление движения. Она помогает ученикам и педагогам проанализировать соответствие результата поставленным целям. Как правило, она проявляется, когда ученики сдают проверочные, контрольные и другие итоговые работы. Для учителя это возможность увидеть успехи и пробелы каждого отдельного ученика и класса в целом, что позволяет скорректировать учебный процесс.
Стимулирующая функция
Успех мотивирует, а неудача заставляет задуматься и приложить больше усилий. Оценка, представленная в правильной форме, становится мощным инструментом мотивации. Часто школьники и студенты прикладывают к заданию больше усилий, если знают, что их будут проверять. Другими словами, наличие или ожидание контроля стимулируют учиться усерднее.
Диагностическая функция
Оценка направлена еще и на постоянный мониторинг качества знаний учащихся. Этот процесс включает выявление причин, по которым могут возникать отклонения от поставленных образовательных целей, а также своевременную корректировку учебной деятельности. Кроме того, с помощью оценивания учитель выражает свою точку зрения относительно уровня знаний учащегося.
5-балльная система оценок в школе
Общепринятая система оценок в школе России – пятибалльная. Она состоит из известных всем отметок:
- 5 – отлично. Проставляется, когда ученик продемонстрировал глубокое понимание материала, предоставил убедительный ответ и не допустил ошибок.
- 4 – хорошо. Эта оценка выставляется, если материал усвоен, но при выполнении задания были допущены незначительные недочеты.
- 3 – удовлетворительно. Применяется в случаях, когда у ученика есть некоторые знания, но он не может их точно изложить и делает ошибки.
- 2 – неудовлетворительно. Указывает на недостаточное понимание изучаемого материала.
- 1 – плохо. На практике «колы» ставят очень редко, и для него нет конкретного определения. Теоретически оценка означает полное отсутствие знаний по теме.
Кроме того, к цифрам могут добавляться знаки «плюс» или «минус», которые используются исключительно для промежуточных показателей.
Характерной особенностью данной системы оценок в средней школе является то, что итоговую оценку «1» обычно не ставят. Часто вместо этого преподаватели предлагают ученикам возможность исправить свои ошибки и повторно выполнить задание.

Критерии оценивания включают уровень знаний ученика и сравнение с установленными стандартами выполнения конкретных упражнений. К важным аспектам также относятся количество выполненных заданий, уровень развернутости ответов, а также специфические критерии для письменных и устных работ.
Среди преимуществ пятибалльной системы можно выделить:
- Пятибалльная система выставления оценок в школе хорошо известна большинству родителей и учащихся, что исключает возникновение вопросов по критериям их расстановки. Это одно из главных преимуществ данной модели.
- Сама по себе простота критериев оценки также является еще одной сильной стороной. В отличие от более сложных систем, пятибалльная шкала предлагает ограниченное число аспектов. Это позволяет сократить время, необходимое ученику для ответа, и упрощает процесс проверки работ преподавателем.
- При использовании десятибалльной системы, чтобы правильно выставить оценку, преподавателю часто нужно задавать учащемуся множество дополнительных вопросов. В пятибалльной системе же каждому уровню знаний соответствует конкретная оценка, что делает процесс более прозрачным.
- Еще одним важным моментом является то, что наличие большого количества оценок может размывать различия между ними. Например, в пятибалльной системе разница между 2 и 4 очевидна. В десятибалльной системе определить разницу между оценками 6 и 8 может быть затруднительно как для ученика, так и для учителя.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Однако многие специалисты указывают на недостатки всех систем, включая пятибалльную. И ключевой «минус» – это отсутствие возможности отслеживания прогресса ученика. Оценки выставляются только за конкретные работы, и дети оцениваются по строгим критериям, не учитывающим их предыдущий уровень знаний. Это может затруднять оценку реального прогресса ученика, так как акцент делается лишь на текущих результатах.
10-балльная система оценок в школе
Какая система оценок в России в школе может стать альтернативой всем знакомым «двойкам» и «пятеркам»? Эксперты считают, что это десятибалльная система оценок в школе. Ее основным преимуществом является более детальная классификация. Кроме того, эта шкала не только отражает уровень усвоения материала, но и позволяет оценить качественные аспекты учебной деятельности.
Оценка |
Характеристика |
Уровень учебной деятельности |
0 |
Полное отсутствие учебной активности |
|
1 |
Неудовлетворительно |
Поверхностное знание предмета |
2 |
Почти удовлетворительно |
|
3 |
Удовлетворительно |
Запоминание и неосознанное воспроизведение |
4 |
Весьма удовлетворительно |
|
5 |
Хорошо |
Понимание теории, осознанность |
6 |
Весьма хорошо |
|
7 |
Очень хорошо |
Полное владение теоретическим материалом |
8 |
Почти отлично |
|
9 |
Отлично |
Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний |
10 |
Превосходно |
Эта таблица новой системы оценок в школе отражает различные уровни, позволяя наглядно оценить учебную деятельность и знания детей. Несмотря на название, в данной модели на самом деле присутствует 11 оценок — от 0 до 10. Значение «0» применяется, когда ученик отказывается отвечать на вопросы или выполнять задания. Однако, так как эта цифра не отражает уровень знаний, она не включена в наименование системы.
Дискуссии о переходе на 10-балльную систему в российских школах ведутся уже длительное время. Хотя некоторые учебные заведения успешно внедряют этот подход, массового распространения данная шкала пока не достигла.
Преимущество 10-балльной системы заключается в более детальной оценке знаний учащихся. Она позволяет учитывать не только уровень усвоения материала, но и его качественные характеристики.
Благодаря этой системе устраняется значительный разрыв между «двоечниками» и «отличниками». Именно это разделение на тех, кто учится хорошо, а кто успевает хуже, часто демотивирует школьников. В школах, где используется 10-балльная шкала, такая дифференциация отсутствует, поскольку все оценки выше «5» считаются положительными.
Эта модель довольно эффективно справляется с педагогической задачей мотивации учащихся, позволяя создать положительную атмосферу в учебном процессе. 10-балльная современная система оценок в школе поощряет усилия всех учеников и способствует тому, чтобы каждый из них стремился к новым достижениям.
Системы школьных оценок в разных странах
Знакомая нам с детства пятибалльная модель не является универсальной и международной. Разберем, какие системы оценок используются в школах разных стран.
Начнем с Германии, где также применяется 5-балльная система, но с обратной шкалой: наивысшая оценка – 1, тогда как низшая – 5. Этот подход напоминает систему спортивных разрядов.
В большинстве государств существуют более широкие шкалы. Например, в Польше 6-балльная система, а в Японии ученики могут получить отметку «100». В Молдове, Белоруссии и Латвии используется 10-балльная шкала.
Во Франции и еще некоторых странах используется 20-балльная система оценивания. В этой системе высшая оценка, как правило, составляет 18 баллов, поскольку считается, что 20 может получить лишь Бог, а 19 – уважаемый учитель. Заработать 14-16 баллов считается выдающимся достижением, а большинство студентов получает от 10 до 14.
В Великобритании вместо традиционных оценок используется словесная характеристика, что позволяет более полно описать учебные успехи ученика. Такой подход помогает детям избежать ошибок в будущем.
В США большинство колледжей и средних школ применяют буквенную систему оценивания: A означает «отлично», B – «хорошо», C – «удовлетворительно», D – «плохо», а F – «неудовлетворительно». Можно дополнительно уточнять уровень каждой положительной оценки с помощью «плюса» или «минуса», обозначая промежуточные результаты. Например, B+ означает «очень хорошо», но не превосходно. При этом многие школы также сопоставляют буквы с числовыми эквивалентами.

В Японии акцент чаще ставится не на индивидуальную оценку учащегося, а на общий процент знаний в классе, который определяется в конце четверти. Однако возможно, что в будущем в японском образовательном процессе произойдут изменения.
Накопленный опыт множества поколений учителей показывает, что для эффективного формирования прочных знаний и навыков у учащихся необходим контроль их успеваемости. Оценка, которую ученик считает справедливой, вне зависимости от ее положительной или отрицательной природы, влияет на его мотивацию и служит стимулом для будущей учебной активности.
Часто задаваемые вопросы о системе оценок в школе
Что такое формирующее оценивание?
Формирующее оценивание представляет собой процесс аттестации, который проходит во время обучения с целью оказания помощи ученикам в усвоении материала. Этот метод акцентирует внимание на обратной связи и поддержке, позволяя студентам лучше понять и освоить темы.
В чем разница между формирующим оцениванием и итоговым?
Итоговое оценивание осуществляется в конце учебного периода и предназначено для определения общего уровня знаний учащихся. В отличие от него, формирующее оценивание внедряется на протяжении всего учебного процесса и служит для корректировки методов обучения в реальном времени.
Какие современные тенденции наблюдаются в системе оценок?
Современные тенденции:
- Переход от числовых оценок к описательным характеристикам.
- Расширение применения формирующего оценивания.
- Акцент на самооценке (ученики могут сами анализировать свои достижения и уровень подготовки).
- Интеграция цифровых технологий.
- Индивидуализированный подход.

Существуют различные системы оценок, каждая из которых имеет свои особенности и применение. Помимо тех, что были рассмотрены ранее, также есть, например, интегральная система оценки в школе. Она позволяет суммировать результаты различных видов деятельности, предоставляя совокупную оценку, которая отражает общий уровень знаний или навыков.
Есть еще накопительная система оценок, которая обычно используется в начальной школе. Ученик накапливает баллы за отдельные задания и активности.
Какая же система оценок в школе будет оптимальной? При выборе стоит обратить внимание на цели обучения, особенности предмета и возрастные характеристики учащихся.
Правильно подобранная система оценки поможет создать более объективную и справедливую среду для обучения, что в свою очередь способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков. При этом важно понимать, что в первую очередь у ребенка должна формироваться тяга к знаниям, а не развиваться гонка за оценками.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Боброва Л. Н. Рейтинговая система оценки качества обучения //Наука и школа. – 2005. – Т. 6. – С. 2-4.
- Ивина Ю. С. Развитие внутришкольных систем оценки качества образования //Управление образованием: теория и практика. – 2017. – №. 2 (26). – С. 25-32.
- Шадриков В. Д. Качество педагогического образования //Логос. – 2012. – Т. 20. – С. 12.