- Причины скуки детей в школе
- Клиповое мышление и технологии
- Современные дети привыкли к мгновенному удовлетворению всех желаний
- Дети думают, что они главные
- Ребенок не ощущает себя успешным
- Материал преподается сложным к восприятию академическим языком
- Неприязнь к учителю
- Способы заинтересовать ребенка учебой
- Часто задаваемые вопросы о скуке в школе
- Как помочь ребенку справиться с этим?
- Чем можно делать в школе, когда ребенку скучно на уроке?
- Как увеличить продуктивность, если скучно на уроке?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Если ребенку скучно в школе, то это может быть не просто каприз, а сигнал, что что-то идет не так. Поэтому необходимо понять причину проблемы. Возможно, она вызвана слишком сложным материалом, который ученик не успевает освоить.
Что важно? Нужно разговаривать с ребенком, выяснять его интересы и потребности. Возможно, он просто не замотивирован на обучение, потому что не видит связи между школьными предметами и своими увлечениями. Нужно помочь ему в этом плане.
Причины скуки детей в школе
Постоянное баловство или сонливость учеников во время занятий часто приводит к тому, что их называют лентяями или хулиганами. На самом же деле может быть, ребенку просто скучно в школе. Какие факторы влияют на снижение интереса к обучению, и как родители могут помочь своим детям в таких случаях?
Клиповое мышление и технологии
Дети, выросшие в эпоху расцвета Интернета, где информация подается в формате коротких и динамичных роликов, приучают свой мозг к быстрому темпу и обилию визуальных стимулов. В итоге повседневная реальность и особенно традиционное обучение кажутся им монотонными и неинтересными. Им сложно воспринимать информацию в обычном школьном формате.

Родители сами часто используют технологии как заменитель внимания к детям. Они дают малышам доступ к телевизорам, смартфонам и разным гаджетам чуть ли не с рождения. В результате дети растут с проблемами концентрации, что делает их менее готовыми к учебе.
Какой выход?
Чтобы ребенку не было скучно в школе на уроках, в первую очередь нужно наладить с ним эмоциональный контакт. Поскольку технологии часто отдаляют детей от родителей, важно уделять больше времени совместному досугу, включая игры, прогулки и приятные сюрпризы, которые сближают и укрепляют отношения.
Некоторые скажут, ну что здесь можно поделать, когда скучно в школе. Нужно противодействовать клиповому мышлению. Оно отучает детей от глубокого анализа. Хотя полное исключение смартфонов из их жизни невозможно, воспитание должно включать в себя обучение разумному и эффективному их использованию.
Смартфон — это хороший помощник, когда он не дает гиперстимуляции. Особенно в начальной школе дети перестимулированы гаджетами, что в школе приводит к неусидчивости и плохому восприятию информации. Ограничение экранного времени обязательно, а также сон не менее 9-10 часов для ребенка, чтобы утром нервная система была в ресурсном состоянии.
Однако, помимо ограничения времени, важно научить детей осознанно использовать технологии. Разумный подход к использованию смартфонов может помочь в развитии критического мышления и творческих способностей.
Современные дети привыкли к мгновенному удовлетворению всех желаний
Проголодался — быстрая покупка или заказ еды. Захотелось игрушку — мгновенное приобретение. Стало скучно — и тут же развлечение на планшете или смартфоне.
Навыки ожидания вознаграждения очень важны для достижения успеха. Эта способность помогает преодолевать трудности и не сдаваться. Хотя и желание родителей сразу порадовать ребенка понятно, но такая политика вредит малышам. Они растут не подготовленными к преодолению трудностей.
Дети действительно не понимают, зачем им учиться, так как это результат долгосрочной перспективы, и пока они это поймут, пройдет много времени. Образование — это не просто выполнение заданий и получение оценок; это фундамент, на котором строится вся жизнь. Это важно говорить ребенку, что это необходимо для будущего.
Что делать если скучно в школе?
С малых лет нужно приучать детей к ожиданию и терпению:
- Важно объяснить, что скучать тоже очень нужно. День без гаджетов в лесу — отличный способ стимулировать медленный дофамин, созерцать и ощутить свою целостность.В этом пространстве возникает возможность для глубокого размышления, творческого самовыражения и даже самопознания.
- Важно не удовлетворять все детские желания сразу, а учить их ждать, постепенно увеличивая промежуток времени до получения желаемого. Например, если ребенок хочет игрушку, стоит немного растянуть период до ее покупки. Однако, чем меньше ребенок, тем быстрее у него иссякает терпение. Нельзя устанавливать ограничения на физические потребности, только на то, что дает быстрый дофамин: мультики, игрушки, сладости.
- Вместо того чтобы давать малышу смартфон в очередях, кафе или в машине, лучше уделите время совместному общению или игре. Только важно отметить, что нужно отдавать предпочтение играм на сотрудничество, а не на соперничество
- Сократите количество углеводных перекусов, которые приводят к чрезмерному возбуждению. Куда полезнее белковые перекусы — это мясные и молочные продукты.
Дети думают, что они главные
Новейшие методы воспитания с упором на свободу выбора и самостоятельность имеют несомненные плюсы. Однако, наряду с этим, все чаще можно слышать жалобы родителей, что дети слишком избирательны в еде, зависимы от комфортных условий и имеют другие подобные особенности. Им часто бывает в школе скучно даже на перемене.

В этой ситуации важна мера. Дети часто пытаются перехватить инициативу и диктовать свои условия воспитания. Постоянное удовлетворение всех потребностей и капризов ребенка лишь вредит.
Привыкая к вседозволенности, малыш перестает понимать необходимость делать что-то неприятное. Он игнорирует слова «нет», «нельзя» и «нужно». Дети растут не подготовленными к тому, что во взрослой жизни необходимо прилагать усилия и преодолевать трудности.
Что делать?
Для воспитания детей важна осознанность. Нужно думать не только о том, чтобы удовлетворить потребности ребенка, но и о том, что будет для него полезно в долгосрочной перспективе. Установите правила и распорядок, выделяя время для гаджетов, отдыха, питания.
Для ребенка необходимы система и режим. Он может выбрать в какой пижаме спать, но в кровать он должен пойти в то время, в которое установил родитель. Родителям не следует забывать о том, что они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
Ребенок не ощущает себя успешным
Повторяющиеся неудачи в каком-либо деле закономерно приводят к потере мотивации, поэтому человек решает: это «не мое». Кому приятно чувствовать себя лузером? В школьной системе больший упор сделан на оценки. Мотивация, индивидуальные особенности ребенка и похвала за достижения уходят на второй план. Получается замкнутый круг и нужно преодолевать систему.
Методика оценивания знаний часто становится системой оценки личности. Ребенок получает ярлык двоечника или отличника. Даже высокие отметки не гарантируют успеха в обучении.
Что делать, если в школе стало скучно из-за низкой успеваемости?
Необходимо искать другие способы, чтобы помочь ребенку. Родителям не стоит делать акцент на оценках ребенка, важно обратить внимание на развитие личности и успехи. Вместе проживать и промахи и удачные моменты, а также всегда быть на стороне своего ребенка.
Оценка не показатель знаний. Не сравнивайте детей с другими, каждый особенный и развивается по своему уникальному пути.
Материал преподается сложным к восприятию академическим языком
Наш мир претерпел колоссальные изменения за прошедшую сотню лет, но школьное образование достаточно медленно подстраивается под текущие условия воспитания детей . Кто-то может подумать, «если работает, то и менять не нужно».
Но школьная программа, подача материала, непонятные формулировки в учебниках, 45-минутные уроки в статичном положении и огромные скучные домашние задания не соответствуют современным условиям. Дети живут в мире цифровизации и блогеров, но вынуждены учиться по устаревшим, неинтересным учебникам. При этом в школе им очень скучно.
Существует ошибочное мнение, что игровая форма обучения не приводит к серьезным результатам. Однако психологические исследования показывают, что усвоение информации происходит гораздо эффективнее, если предмет интересен и понятен.
Что делать, если ребенку скучно в школе из-за академичной подачи материала?
Необходимо искать альтернативные методы обучения. Возможно, это будут дополнительные занятия или онлайн-формат. Главное — это интерес и понимание ребенка в процессе обучение.
Неприязнь к учителю
Проблемы в учебе могут возникать на одних и тех же уроках. Ребенок может быть увлеченным на одних занятиях, но буквально «выключаться» на других. Возможно, причина в том, что учитель не смог установить контакт с ним или его манера преподавания не интересна детям.

Не все преподаватели способны заинтересовать абсолютного каждого ребенка, и мало кто из них может найти время, чтобы разнообразить занятия, поскольку они перегружены бумажной работой.
Что делать, если скучно учиться в школе из-за учителя?
Решение терпеть педагогов, которые не верят в ребенка, может привести потере благоприятного момента для развития малыша. Если нет возможности перейти в другую школу, попробуйте сменить преподавателя. Возможно, это позволит раскрыть потенциал ребенка и показать, что он гораздо способнее, чем думал предыдущий учитель.
Для наглядности рассмотрим школьные сочинения. Преподаватель может показать, что умение хорошо писать — это не талант, а навык, который можно развить. Для этого есть определенные правила, не исключающие творчества.
То же касается и точных наук. Если учитель откажется от идеи о «математическом складе ума» и вовлечет ребенка в диалог или игру, то окажется, что ученик имеет и абстрактное мышление, и способность к творчеству.
Способы заинтересовать ребенка учебой
Что можно сделать когда скучно в школе? Существуют различные виды мотивации: внутренняя и внешняя, позитивная и негативная. Здесь следует выделить самый нежелательный подход. Речь идет о внешней негативной мотивации, когда к обучению подталкивают угрозами («Не будешь учиться — будешь наказан!»).
Она учит ребенка избегать ответственности, обманывать и искать лазейки. Внутренняя негативная мотивация также неэффективна. Она больше ориентирована на избежание провала. Для формирования интереса к учебе лучше опираться на позитивные внешние и внутренние стимулы.
Внешняя мотивация в форме «обещания подарка» за хорошую успеваемость — самый простой вариант для родителей. Она может быть и эффективной, но в ней кроется опасность. Ставки постоянно должны повышаться. Это, как правило, приводит к конфликту: «Ты слишком много требуешь!» — «Но вы же дали обещание!»
Внутренняя позитивная мотивация является наиболее ценной, так как ребенок сам проявляет желание учиться. Ее развитие требует усилий, но и влияние наиболее эффективно и безвредно:
- Обеспечьте правильную рабочую атмосферу. Для успешного обучения необходим физический комфорт. Ребенок должен быть сытым, отдохнувшим и иметь удобное место.
- Оценивайте работу детей с помощью конструктивной критики и конкретной похвалы. Сравнивайте успехи ребенка с прежним уровнем. Хвалите за конкретные достижения, а не за качества личности. Побуждайте его к саморефлексии, задавая вопросы о его чувствах в процессе работы и после получения результата: «Наверное, было сложно решить это, как ты себя чувствовал? А какими были ощущения, когда все получилось?»
- Поддерживайте любые увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными или неважными. К примеру, если мальчик хочет заниматься бисероплетением, а девочка — оригами, не спешите отрицать их пользу. Возможно, в жизни это им напрямую и не пригодится, но опыт создания чего-либо, преодоления трудностей и навыки обучения будут полезны в освоении любых дисциплин. Поэтому, что бы ни выбрал ребенок, поддержите его стремление к развитию.
- Станьте для детей примером позитивного отношения к учебе. Покажите, что учиться — это здорово. Развивайтесь сами. Знакомьте детей с увлеченными людьми и их сверстниками, которые интересуются наукой (например, через кружки по интересам). Если в вашей семье не принято «залипать» в гаджетах, то ребенок скорее присоединится к вашим занятиям, чем к телевизору.
Чтобы разобраться, почему ребенку в школе так скучно, необходимо сесть с ним за стол переговоров. Не прибегайте к обвинениям и навязыванию. Не следует указывать, что «он должен это любить».
Мотивация — это внутреннее чувство. Она либо есть, либо нет. Чтобы помочь, сначала нужно понять причину отсутствия интереса, а затем вместе составить план действий и обсудить, чем можно заняться в школе, когда скучно.
Часто задаваемые вопросы о скуке в школе
Решение вопроса, почему в школе скучно учиться предполагает совместную работу ребенка, его родителей и преподавателей.
Как помочь ребенку справиться с этим?
Что сделать, если в школе скучно? Если ученик испытывает это из-за предмета или манеры объяснений учителя, можно поискать альтернативные источники знаний. Это другая литература, дополнительные материалы для чтения, интересные видео. К счастью, сегодня существует огромное количество интернет-ресурсов с разными методиками обучения.
Чем можно делать в школе, когда ребенку скучно на уроке?
Можно переключиться на рисование. К примеру, создать комикс. Или персонажа из любимой игры, автопортрет. В интернете есть множество пошаговых уроков для изучения основ гейм-арта и рисования комиксов. Создание автопортрета может быть сложным, но очень интересным занятием. Экспериментируйте с различными стилями, и вы не только с пользой проведете время, но и получите уникальную аватарку для своих социальных сетей.
Как увеличить продуктивность, если скучно на уроке?
Внимательно слушайте, записывайте основное, активно взаимодействуйте с учителем, задавая вопросы. Дополняйте свои записи иллюстрациями для лучшего понимания.
Чтобы вернуть интерес к занятиям и сделать жизнь в ней наполненной и увлекательной, необходим комплексный подход. Он учитывает уникальные особенности школьника.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Егорова М. А., Заречная А. А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников //Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11. — №. 3. — С. 38-47.
- Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке //Психологическая наука и образование. — 2004. — Т. 9. — №. 1.
- Семенова Т. С. Система» учитель-ученик» в начальной школе: взаимодействие и межличностные отношения //Психология обучения. — 2016. — №. 3. — С. 82-99.
Изображение в шапке статьи: freepik.com / freepik.com