Заказать звонок

Ребенку скучно в школе: причины и способы мотивации

26.02.2025
652
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 26.02.2025
Сохранить статью:
Скучно в школе

О чем речь? Если ребенку скучно в школе, то это может быть не просто каприз, а сигнал, что что-то идет не так. Поэтому необходимо понять причину проблемы. Возможно, она вызвана слишком сложным материалом, который ученик не успевает освоить.

Что важно? Нужно разговаривать с ребенком, выяснять его интересы и потребности. Возможно, он просто не замотивирован на обучение, потому что не видит связи между школьными предметами и своими увлечениями. Нужно помочь ему в этом плане.

Причины скуки детей в школе

Постоянное баловство или сонливость учеников во время занятий часто приводит к тому, что их называют лентяями или хулиганами. На самом же деле может быть, ребенку просто скучно в школе. Какие факторы влияют на снижение интереса к обучению, и как родители могут помочь своим детям в таких случаях?

Клиповое мышление и технологии

Дети, выросшие в эпоху расцвета Интернета, где информация подается в формате коротких и динамичных роликов, приучают свой мозг к быстрому темпу и обилию визуальных стимулов. В итоге повседневная реальность и особенно традиционное обучение кажутся им монотонными и неинтересными. Им сложно воспринимать информацию в обычном школьном формате.

Клиповое мышление и технологии
Источник: freepik.com / freepik.com

Родители сами часто используют технологии как заменитель внимания к детям. Они дают малышам доступ к телевизорам, смартфонам и разным гаджетам чуть ли не с рождения. В результате дети растут с проблемами концентрации, что делает их менее готовыми к учебе.

Какой выход?

Чтобы ребенку не было скучно в школе на уроках, в первую очередь нужно наладить с ним эмоциональный контакт. Поскольку технологии часто отдаляют детей от родителей, важно уделять больше времени совместному досугу, включая игры, прогулки и приятные сюрпризы, которые сближают и укрепляют отношения.

Некоторые скажут, ну что здесь можно поделать, когда скучно в школе. Нужно противодействовать клиповому мышлению. Оно отучает детей от глубокого анализа. Хотя полное исключение смартфонов из их жизни невозможно, воспитание должно включать в себя обучение разумному и эффективному их использованию.

Смартфон — это хороший помощник, когда он не дает гиперстимуляции. Особенно в начальной школе дети перестимулированы гаджетами, что в школе приводит к неусидчивости и плохому восприятию информации. Ограничение экранного времени обязательно, а также сон не менее 9-10 часов для ребенка, чтобы утром нервная система была в ресурсном состоянии.

Однако, помимо ограничения времени, важно научить детей осознанно использовать технологии. Разумный подход к использованию смартфонов может помочь в развитии критического мышления и творческих способностей.

Современные дети привыкли к мгновенному удовлетворению всех желаний

Проголодался — быстрая покупка или заказ еды. Захотелось игрушку — мгновенное приобретение. Стало скучно — и тут же развлечение на планшете или смартфоне.

Навыки ожидания вознаграждения очень важны для достижения успеха. Эта способность помогает преодолевать трудности и не сдаваться. Хотя и желание родителей сразу порадовать ребенка понятно, но такая политика вредит малышам. Они растут не подготовленными к преодолению трудностей.

Дети действительно не понимают, зачем им учиться, так как это результат долгосрочной перспективы, и пока они это поймут, пройдет много времени. Образование — это не просто выполнение заданий и получение оценок; это фундамент, на котором строится вся жизнь. Это важно говорить ребенку, что это необходимо для будущего.

Что делать если скучно в школе?

С малых лет нужно приучать детей к ожиданию и терпению:

  • Важно объяснить, что скучать тоже очень нужно. День без гаджетов в лесу — отличный способ стимулировать медленный дофамин, созерцать и ощутить свою целостность.В этом пространстве возникает возможность для глубокого размышления, творческого самовыражения и даже самопознания.
  • Важно не удовлетворять все детские желания сразу, а учить их ждать, постепенно увеличивая промежуток времени до получения желаемого. Например, если ребенок хочет игрушку, стоит немного растянуть период до ее покупки. Однако, чем меньше ребенок, тем быстрее у него иссякает терпение. Нельзя устанавливать ограничения на физические потребности, только на то, что дает быстрый дофамин: мультики, игрушки, сладости.
  • Вместо того чтобы давать малышу смартфон в очередях, кафе или в машине, лучше уделите время совместному общению или игре. Только важно отметить, что нужно отдавать предпочтение играм на сотрудничество, а не на соперничество
  • Сократите количество углеводных перекусов, которые приводят к чрезмерному возбуждению. Куда полезнее белковые перекусы — это мясные и молочные продукты.

Дети думают, что они главные

Новейшие методы воспитания с упором на свободу выбора и самостоятельность имеют несомненные плюсы. Однако, наряду с этим, все чаще можно слышать жалобы родителей, что дети слишком избирательны в еде, зависимы от комфортных условий и имеют другие подобные особенности. Им часто бывает в школе скучно даже на перемене.

Дети думают, что они главные
Источник: freepik.com / freepik.com

В этой ситуации важна мера. Дети часто пытаются перехватить инициативу и диктовать свои условия воспитания. Постоянное удовлетворение всех потребностей и капризов ребенка лишь вредит.

Привыкая к вседозволенности, малыш перестает понимать необходимость делать что-то неприятное. Он игнорирует слова «нет», «нельзя» и «нужно». Дети растут не подготовленными к тому, что во взрослой жизни необходимо прилагать усилия и преодолевать трудности.

Что делать?

Для воспитания детей важна осознанность. Нужно думать не только о том, чтобы удовлетворить потребности ребенка, но и о том, что будет для него полезно в долгосрочной перспективе. Установите правила и распорядок, выделяя время для гаджетов, отдыха, питания.

Для ребенка необходимы система и режим. Он может выбрать в какой пижаме спать, но в кровать он должен пойти в то время, в которое установил родитель. Родителям не следует забывать о том, что они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.

Ребенок не ощущает себя успешным

Повторяющиеся неудачи в каком-либо деле закономерно приводят к потере мотивации, поэтому человек решает: это «не мое». Кому приятно чувствовать себя лузером? В школьной системе больший упор сделан на оценки. Мотивация, индивидуальные особенности ребенка и похвала за достижения уходят на второй план. Получается замкнутый круг и нужно преодолевать систему.

Методика оценивания знаний часто становится системой оценки личности. Ребенок получает ярлык двоечника или отличника. Даже высокие отметки не гарантируют успеха в обучении.

Что делать, если в школе стало скучно из-за низкой успеваемости?

Необходимо искать другие способы, чтобы помочь ребенку. Родителям не стоит делать акцент на оценках ребенка, важно обратить внимание на развитие личности и успехи. Вместе проживать и промахи и удачные моменты, а также всегда быть на стороне своего ребенка.

Оценка не показатель знаний. Не сравнивайте детей с другими, каждый особенный и развивается по своему уникальному пути.

Материал преподается сложным к восприятию академическим языком

Наш мир претерпел колоссальные изменения за прошедшую сотню лет, но школьное образование достаточно медленно подстраивается под текущие условия воспитания детей . Кто-то может подумать, «если работает, то и менять не нужно».

Но школьная программа, подача материала, непонятные формулировки в учебниках, 45-минутные уроки в статичном положении и огромные скучные домашние задания не соответствуют современным условиям. Дети живут в мире цифровизации и блогеров, но вынуждены учиться по устаревшим, неинтересным учебникам. При этом в школе им очень скучно.

Существует ошибочное мнение, что игровая форма обучения не приводит к серьезным результатам. Однако психологические исследования показывают, что усвоение информации происходит гораздо эффективнее, если предмет интересен и понятен.

Что делать, если ребенку скучно в школе из-за академичной подачи материала?

Необходимо искать альтернативные методы обучения. Возможно, это будут дополнительные занятия или онлайн-формат. Главное — это интерес и понимание ребенка в процессе обучение.

Неприязнь к учителю

Проблемы в учебе могут возникать на одних и тех же уроках. Ребенок может быть увлеченным на одних занятиях, но буквально «выключаться» на других. Возможно, причина в том, что учитель не смог установить контакт с ним или его манера преподавания не интересна детям.

Неприязнь к учителю
Источник: freepik.com / freepik.com

Не все преподаватели способны заинтересовать абсолютного каждого ребенка, и мало кто из них может найти время, чтобы разнообразить занятия, поскольку они перегружены бумажной работой.

Что делать, если скучно учиться в школе из-за учителя?

Решение терпеть педагогов, которые не верят в ребенка, может привести потере благоприятного момента для развития малыша. Если нет возможности перейти в другую школу, попробуйте сменить преподавателя. Возможно, это позволит раскрыть потенциал ребенка и показать, что он гораздо способнее, чем думал предыдущий учитель.

Для наглядности рассмотрим школьные сочинения. Преподаватель может показать, что умение хорошо писать — это не талант, а навык, который можно развить. Для этого есть определенные правила, не исключающие творчества.

То же касается и точных наук. Если учитель откажется от идеи о «математическом складе ума» и вовлечет ребенка в диалог или игру, то окажется, что ученик имеет и абстрактное мышление, и способность к творчеству.

Способы заинтересовать ребенка учебой

Что можно сделать когда скучно в школе? Существуют различные виды мотивации: внутренняя и внешняя, позитивная и негативная. Здесь следует выделить самый нежелательный подход. Речь идет о внешней негативной мотивации, когда к обучению подталкивают угрозами («Не будешь учиться — будешь наказан!»).

Она учит ребенка избегать ответственности, обманывать и искать лазейки. Внутренняя негативная мотивация также неэффективна. Она больше ориентирована на избежание провала. Для формирования интереса к учебе лучше опираться на позитивные внешние и внутренние стимулы.

Внешняя мотивация в форме «обещания подарка» за хорошую успеваемость — самый простой вариант для родителей. Она может быть и эффективной, но в ней кроется опасность. Ставки постоянно должны повышаться. Это, как правило, приводит к конфликту: «Ты слишком много требуешь!» — «Но вы же дали обещание!»

Внутренняя позитивная мотивация является наиболее ценной, так как ребенок сам проявляет желание учиться. Ее развитие требует усилий, но и влияние наиболее эффективно и безвредно:

  • Обеспечьте правильную рабочую атмосферу. Для успешного обучения необходим физический комфорт. Ребенок должен быть сытым, отдохнувшим и иметь удобное место.
  • Оценивайте работу детей с помощью конструктивной критики и конкретной похвалы. Сравнивайте успехи ребенка с прежним уровнем. Хвалите за конкретные достижения, а не за качества личности. Побуждайте его к саморефлексии, задавая вопросы о его чувствах в процессе работы и после получения результата: «Наверное, было сложно решить это, как ты себя чувствовал? А какими были ощущения, когда все получилось?»
  • Поддерживайте любые увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными или неважными. К примеру, если мальчик хочет заниматься бисероплетением, а девочка — оригами, не спешите отрицать их пользу. Возможно, в жизни это им напрямую и не пригодится, но опыт создания чего-либо, преодоления трудностей и навыки обучения будут полезны в освоении любых дисциплин. Поэтому, что бы ни выбрал ребенок, поддержите его стремление к развитию.
  • Станьте для детей примером позитивного отношения к учебе. Покажите, что учиться — это здорово. Развивайтесь сами. Знакомьте детей с увлеченными людьми и их сверстниками, которые интересуются наукой (например, через кружки по интересам). Если в вашей семье не принято «залипать» в гаджетах, то ребенок скорее присоединится к вашим занятиям, чем к телевизору.

Чтобы разобраться, почему ребенку в школе так скучно, необходимо сесть с ним за стол переговоров. Не прибегайте к обвинениям и навязыванию. Не следует указывать, что «он должен это любить».

Мотивация — это внутреннее чувство. Она либо есть, либо нет. Чтобы помочь, сначала нужно понять причину отсутствия интереса, а затем вместе составить план действий и обсудить, чем можно заняться в школе, когда скучно.

Часто задаваемые вопросы о скуке в школе

Решение вопроса, почему в школе скучно учиться предполагает совместную работу ребенка, его родителей и преподавателей.

Как помочь ребенку справиться с этим?

Что сделать, если в школе скучно? Если ученик испытывает это из-за предмета или манеры объяснений учителя, можно поискать альтернативные источники знаний. Это другая литература, дополнительные материалы для чтения, интересные видео. К счастью, сегодня существует огромное количество интернет-ресурсов с разными методиками обучения.

Чем можно делать в школе, когда ребенку скучно на уроке?

Можно переключиться на рисование. К примеру, создать комикс. Или персонажа из любимой игры, автопортрет. В интернете есть множество пошаговых уроков для изучения основ гейм-арта и рисования комиксов. Создание автопортрета может быть сложным, но очень интересным занятием. Экспериментируйте с различными стилями, и вы не только с пользой проведете время, но и получите уникальную аватарку для своих социальных сетей.

Как увеличить продуктивность, если скучно на уроке?

Внимательно слушайте, записывайте основное, активно взаимодействуйте с учителем, задавая вопросы. Дополняйте свои записи иллюстрациями для лучшего понимания.

Чтобы вернуть интерес к занятиям и сделать жизнь в ней наполненной и увлекательной, необходим комплексный подход. Он учитывает уникальные особенности школьника.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Егорова М. А., Заречная А. А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников //Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11. — №. 3. — С. 38-47.
  • Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке //Психологическая наука и образование. — 2004. — Т. 9. — №. 1.
  • Семенова Т. С. Система» учитель-ученик» в начальной школе: взаимодействие и межличностные отношения //Психология обучения. — 2016. — №. 3. — С. 82-99.

Изображение в шапке статьи: freepik.com / freepik.com

Вам также может понравиться
Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома
14.03.2025

Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома

Что такое семья для детей? Это фундамент, который предоставл...

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Забрать подарок

Забрать подарок