- Необходимость навыков управления и планирования
- 10 признаков недостатка навыков управления у ребенка
- Причины задержки развития навыков управления у детей
- Способы развития навыка планирования у детей
- Как научить ребенка планировать: от повседневных дел до школьных заданий.
- Что еще поможет ребенку развить навыки управления и планирования?
- Способы развития навыка управления у детей
- Часто задаваемые вопросы о навыках управления и планирования
- Какие умения важно развивать для формирования планирования?
- Какие умения считаются навыками управления?
- Что относится к навыкам планирования?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Навыки управления и планирования играют важную роль в развитии ребенка. Они помогают детям учиться контролировать свои действия, намечать перспективы и следовать им, а также развивать усидчивость, внимание и способность концентрироваться.
Как помочь? Чтобы ребенок приобрел эти навыки, ему необходима помощь взрослых с самого раннего возраста. Она должна быть направлена на постепенное формирование внутренних механизмов управления и планирования.
Необходимость навыков управления и планирования
Наши навыки управления и планирования во многом зависят от работы лобной доли мозга, которая выполняет роль центра принятия решений. Эта область отвечает за концентрацию внимания, кратковременную память, контроль времени (включая его оценку при выполнении задач) и подбор последовательных шагов.
Кроме того, данные функции играют ключевую роль в управлении эмоциями, помогают осознать себя, анализировать риски и принимать обоснованные решения. Они позволяют нам оценивать ситуацию перед действием, учитывать прошлый опыт и не отвлекаться на второстепенные раздражители.
Недостаток таких навыков может привести к разным последствиям. Например, ребенок будет постоянно откладывать выполнение школьного проекта, искренне думая, что работа не займет у него много времени. Ему сложно реально рассчитать, сколько потребуется усилий и этапов для завершения задания.
Дети с плохо развитыми управляющими функциями часто испытывают сложности с соблюдением правил и тяжелее переносят стресс. Это может проявляться в импульсивности и резких реакциях. Кроме того, они нередко бросают начатое из-за разочарования или скуки.
Те, у кого есть дети, наверняка замечали, что такое поведение ярко проявляется в трехлетнем возрасте. И это совершенно нормально на данном этапе развития. Малыши нуждаются в помощи при завязывании шнурков, правильном надевании одежды и выполнении других простых действий. Если у них не получается что-то с первого раза, они быстро сдаются и могут расстроиться.
Лобная доля развивается постепенно и неравномерно. Даже в 18 лет человек может вести себя импульсивно и эмоционально нестабильно, поскольку его мозг еще продолжает формироваться. Развитие его активно продолжается до 25 лет, но скорость и степень процесса индивидуальны. Более того, уровень зрелости у детей и подростков может колебаться в зависимости от усталости, голода или стресса.
Недостаточные навыки управления и планирования становятся проблемой, если отставание не соответствует возрастным нормам. Например, если семилетний ребенок не может завязать шнурки без посторонней помощи или уже вполне взрослый восемнадцатилетний человек не умеет оценивать время, необходимое на выполнение домашней работы.
Слабые навыки управления и планирования часто становятся причиной проблем в обучении. Дети, которым сложно концентрироваться, плохо усваивают материал, теряют нить объяснений и не могут вникнуть в суть урока. Важно помочь им научиться осознанно контролировать свои действия: составлять план, следовать ему и доводить начатое до конца.

Хорошая концентрация внимания, тренированная память, усидчивость и умение игнорировать отвлекающие факторы значительно повышают шансы на успешное обучение. Регулярные упражнения, развивающие навыки управления и планирования, помогают малышам и подросткам не только в учебе, но и в быту, делая их более организованными, самостоятельными.
Нейропсихология на каналах транслирует много упражнений, которые легко выполнять дома и самостоятельно. А если родитель не хочет этого делать, можно доверить это нейропсихологу. Однако, выбор специалиста – ответственный шаг, требующий внимания к квалификации и опыту. Важно убедиться, что нейропсихолог имеет соответствующее образование и лицензию, а также практику работы с детьми, имеющими схожие проблемы.
10 признаков недостатка навыков управления у ребенка
- Импульсивное поведение. Ваш ребенок часто принимает решения, не задумываясь о возможных последствиях, и с энтузиазмом погружается в рискованные ситуации.
- Трудности с выполнением сложных задач. Десятилетний ребенок или подросток испытывает затруднения при работе, требующей нескольких последовательных шагов. Большие задачи его пугают и перегружают. Например, при уборке сильно захламленной комнаты он не знает, с чего начать, и расстраивается, еще не приступив к делу.
- Проблемы с постановкой целей и доведением дел до конца. У ребенка много идей и мечтаний, но ему сложно приступить к их реализации и завершить начатое.
- Чрезмерная реакция на критику. Он остро воспринимает замечания, концентрируясь на собственных эмоциях, а не на полезной информации, содержащейся в обратной связи.
- Сложности с обработкой устной информации. Ребенку трудно воспринимать длинные инструкции на слух, делать подробные записи в классе, запоминать и перерабатывать услышанное. Часто приходится повторять сказанное несколько раз.
- Неорганизованность. Он рассеяннее сверстников или братьев и сестер, часто теряет вещи и забывает о важных делах.
- Склонность к откладыванию дел. Независимо от напоминаний, ребенок постоянно оставляет выполнение задач на последний момент.
- Жесткость мышления. Ему сложно перестраиваться в неожиданных ситуациях, адаптироваться к изменениям и корректировать планы без предварительной подготовки.
- Эмоциональная нестабильность. Ребенок старшего возраста легко выходит из себя или становится подавленным, не справляясь с нахлынувшими чувствами.
- Недостаток осознания собственных и чужих потребностей. Ему сложно понимать свои желания и эмоции, а также сочувствовать другим, из-за чего он порой кажется эгоистичным.
Причины задержки развития навыков управления у детей
Навыки управления и планирования у каждого ребенка формируются в разные сроки, но иногда процесс замедляется из-за разных оснований. Одним из наиболее распространенных факторов является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который существенно влияет на способность к концентрации, проектированию и контролю поведения.
Однако не только СДВГ может вызывать трудности в этой сфере. Аутизм и другие формы нейродивергенции также способны сопровождаться дефицитом управляющих функций в разной степени. Более того, даже у детей без выявленных расстройств иногда наблюдается замедленное развитие этих навыков.

Родителям бывает непросто понять, действительно ли чадо испытывает серьезные трудности или его поведение соответствует возрастной норме. Если беспокоит уровень развития самоконтроля у ребенка, полезно обсудить это с его педагогами. Они могут заметить, как он ведет себя в учебной среде, насколько он организован и какие сложности испытывает. Если проблемы действительно существуют, школа может предложить дополнительную поддержку, которая поможет ребенку справляться с данными задачами.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Перечень помощи, которую может получить ребенок, нуждающийся в поддержке, включает в себя работу с психологом, дефектологом и логопедом. Если в школе, где учится ребенок, есть такие специалисты, это существенно облегчает процесс получения необходимой помощи.
Для того чтобы воспользоваться возможностью дополнительных и бесплатных занятий с этими специалистами, родителю необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить соответствующее заключение.
Заключение ПМПК является официальным документом, который подтверждает наличие у ребенка особых образовательных потребностей. На основании этого заключения школа обязана предоставить ребенку необходимые условия для обучения и развития, включая дополнительные занятия с психологом, дефектологом и логопедом, если это рекомендовано комиссией. Таким образом, прохождение ПМПК открывает доступ к специализированной помощи, которая может значительно улучшить успеваемость и общее благополучие ребенка.
Еще один важный шаг – комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она не только помогает выявить возможные нарушения, такие как СДВГ или расстройства обучаемости, но и дает полное представление о сильных и слабых сторонах ребенка.
Чем раньше обнаружены трудности, тем больше шансов скорректировать ситуацию. Благодаря индивидуальному подходу и специальным методам развития можно помочь ребенку адаптироваться, улучшить самоконтроль и развить необходимые навыки управления и планирования.
Способы развития навыка планирования у детей
Некоторые родители убеждены, что ребенок должен с ранних лет быть организованным и целеустремленным. Другие, напротив, считают, что детство – время свободы от расписаний. Но по мере взросления умение планировать становится все более необходимым, особенно в школе, где появляются сложные проекты и сжатые сроки их выполнения. Развитие этого навыка помогает ребенку становиться самостоятельным и учит его правильно расставлять приоритеты.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Что можно сделать:
- Помогайте детям составлять планы, даже если они еще маленькие. Вы можете сказать: «Давай подумаем, как это сделать» – и вместе разбивайте задачу на несколько этапов. Добавьте контрольный список, чтобы ребенок мог отмечать выполненные шаги.
- Вовлекайте его в процесс планирования. Вместе определяйте последовательность действий: «Что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте идеи ребенка. Если впереди важные дела, объясняйте их значимость. Например: «Сначала ты сделаешь домашнее задание, а потом сможешь поиграть».
- Начинайте с приятных задач. Дети охотнее разрабатывают план того, что им интересно, например, постройки шалаша, чем уборки. Но в обоих случаях принципы одинаковы.

Как добиться результата:
- Придерживайтесь системы. В первые недели важно регулярно напоминать ребенку о плане, иначе привычка не сформируется.
- Используйте подсказки и таймер. Это поможет ребенку вовремя начинать выполнение задач. Если система не срабатывает, попробуйте скорректировать подход.
- Будьте последовательны. Составьте яркое расписание и отмечайте пункты, превращая это в игру. Можно снизить нагрузку в других делах. Возможно из-за большого количества задач ребёнок не может запомнить все пункты. Ограничения не должны выступать в роли наказания. Разделите дела на срочные важные и несрочные.
Навыки управления и планирования редко даются легко, ведь они помогают справляться с не всегда приятными, но необходимыми делами. Маленькие дети пока не могут контролировать процесс самостоятельно, поэтому родителям важно поддерживать и направлять их на этом пути.
Как научить ребенка планировать: от повседневных дел до школьных заданий.
Формирование навыка начинается с простых повседневных ритуалов. Объясните ребенку, что некоторые действия (например, чистка зубов, умывание и подготовка ко сну) должны выполняться ежедневно в определенное время и в установленном порядке. Сначала потребуются напоминания, но постепенно он привыкнет делать это самостоятельно.
Развитие данного навыка помогает ребенку понять, что иногда нужно откладывать развлечения и выполнять важные задачи, даже если они не так увлекательны. Это особенно полезно для подготовки к школе и участия в различных активностях.
Что еще поможет ребенку развить навыки управления и планирования?
- Поощряйте быстрое выполнение задач.
Хвалите ребенка, если он без промедления приступает к работе. Например, если он сел делать домашнее задание сразу после школы, отметьте его старания. Это правда достижение. Но важно соблюдать режим и уделять время отдыху. Например, после школы отдых час, а потом уроки. Перегруженный мозг не может планировать эффективно и усваивать новую информацию в полном объеме. Отсутствие должного отдыха приводит к снижению концентрации, ухудшению памяти и повышенной раздражительности.
Можно использовать систему поощрений, например, начислять баллы за своевременное начало выполнения дел. Эти оценки можно обменивать на что-то приятное – дополнительное время за планшетом, совместное развлечение или небольшие подарки. Такой подход формирует положительное подкрепление и помогает фиксировать привычку действовать без задержек.
- Оставляйте визуальные напоминания.
Разместите заметки в местах, где ребенок их обязательно увидит, например, на кухонном столе, у зеркала в ванной или у входа в комнату. Можно использовать красочные стикеры.

- Разбивайте крупные задания на части.
Если задача кажется слишком сложной, предложите ребенку выполнить ее поэтапно. Можно начинать с выполнения одной части задания. Такой подход снижает стресс и делает завершение дела более вероятным. Важно показать, что даже большие задачи можно решить, если разделить их на последовательные шаги.
- Позвольте ребенку выбирать время и способ работы.
Дайте ребенку некоторую свободу в том, когда и как он будет выполнять задание. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно, формирует ответственность за собственные решения и снижает сопротивление.
- Используйте напоминания, удобные для ребенка.
Пусть он сам выберет, каким способом он хочет получать уведомления: будильник, таймер, расписание или просто фиксированное время (например, «сразу после обеда»).
Помните: если у самих родителей слабо развиты навыки управления и планирования, ребенку будет сложнее научиться этому. В таком случае не бойтесь обратиться за помощью к учителю или психологу – они могут предложить конкретные рекомендации по организации времени, составлению расписания и постановке задач.
Способы развития навыка управления у детей
Руководство и лидерство – это многогранные навыки, которые включают в себя развитие сразу нескольких важных способностей.
Если воспитатель или учитель отмечает у вашего ребенка организаторские качества, это означает, что он умеет мотивировать сверстников, направлять их в игре, учебе, внеклассной деятельности. Лидерство проявляется тогда, когда другие дети прислушиваются к нему, следуют его примеру и готовы взаимодействовать под его руководством.
Для формирования этих качеств важно развивать у ребенка сочетание нескольких ключевых умений:
- уверенность в себе и собственных силах;
- адекватную самооценку, позволяющую трезво оценивать свои способности;
- способность понимать собственные эмоции и осознавать причины их возникновения;
- умение вдохновлять окружающих на достижение общих целей (будь то командная игра, совместный поход в кино или выполнение проекта в школе);
- навык контролировать выражение своих эмоций и управлять ими в сложных ситуациях;
- эмпатию – способность понимать чувства, мотивы окружающих;
- умение выстраивать гармоничные взаимоотношения, предотвращать или эффективно разрешать конфликты.
Все эти элементы являются частью эмоционального интеллекта. Он играет ключевую роль в развитии успешного и социально активного человека. Сегодня существует множество тренингов и курсов, направленных на развитие эмоционального лидерства у взрослых, особенно у руководителей. Однако начинать формирование этих навыков лучше с детства – до школы или хотя бы в доподростковом возрасте.

С трех лет можно постепенно вводить специальные игровые методики, которые помогут развить навыки управления и планирования, эмоциональный интеллект и лидерские качества. Например:
- «Что они чувствуют?». Во время чтения книги или после просмотра мультфильма задавайте ребенку вопросы о героях: какие эмоции они испытывают, почему они радуются, грустят или злятся. Поговорите с ним о том, как персонажи выражают чувства и можно ли было пользоваться другим способом, никого не обижая.
- «Угадай эмоцию». Покажите ребенку чувство с помощью мимики и жестов и предложите ему угадать, что именно вы испытываете. Затем поменяйтесь ролями: пусть он изображает эмоцию, а вы определяете. Это не только поможет ребенку лучше понимать мимику и язык тела, но и укрепит связь с родителями.
- «Назови свои чувства». В конце дня устройте короткий разговор с ребенком. Спросите у него, какие эмоции он испытывал за день, что его порадовало, удивило или огорчило. Такие разговоры помогут ребенку научиться осознавать и называть свои чувства.
Эти упражнения создают основу для эмоционального интеллекта, который необходим для лидерства. После 6 лет можно подключать более системные тренировки – занятия с профессионалами, участие в командных играх и ролевых ситуациях, где ребенок сможет применять эти навыки на практике.
Часто задаваемые вопросы о навыках управления и планирования
Какие умения важно развивать для формирования планирования?
Для этого необходимо формировать навыки выделять главное и не отвлекаться на мелочи, способности: видеть последовательность шагов для достижения цели, правильно расставлять приоритеты, адаптироваться и изменять план при необходимости, фильтровать и организовывать информацию для принятия решений, видеть общую картину, понимать взаимосвязи и последствия своих действий.
Какие умения считаются навыками управления?
Это сочетание способностей и черт характера, которые необходимы для эффективного руководства. Они включают в себя умения: быстро и эффективно находить решения в сложных ситуациях, ясно и эффективно общаться с командой, вдохновлять и мотивировать других на достижение общих целей.
Что относится к навыкам планирования?
Они относятся к исполнительным функциям высшего порядка. Это базовые интеллектуальные способности, которые помогают знать свои цели, понимать, какие шаги нужно предпринять для их реализации, находить ресурсы для выполнения проекта.
Навыки управления и планирования помогают развивать самоконтроль, учиться принимать решения и брать на себя ответственность за выполнение задачи. Это важно не только в школьной жизни, но и формирует характер на протяжении всей жизни, позволяя стать более организованным и эффективным.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. – Litres, 2014.
- Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Чернова А. А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 6. – С. 1549.
- Сманцер А. П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. – 2010.