- Что такое нервно-психическое развитие детей
- Какие факторы влияют на нервно-психическое развитие детей
- Генетические факторы (наследственность)
- Биологические факторы (внутриутробное развитие и послеродовой период)
- Социальные факторы (окружающая среда)
- Психологические факторы (личностные особенности ребенка)
- Показатели нервно-психического развития детей
- Нервно-психическое развитие по возрастным группам
- Первый год жизни
- Второй год жизни
- Третий год жизни
- Дошкольники
- Школьники
- Основные кризисы в нервно-психическом развитии ребенка
- Роль родителей в нервно-психическом развитии детей
- Признаки возможных отклонений в нервно-психическом развитии ребенка
- Часто задаваемые вопросы о нервно-психическом развитии детей
- Как определить уровень развития ребенка?
- Как оказать поддержку ребенку с нарушениями нервно-психического развития?
- Что такое СДВГ и каковы его основные симптомы?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что это? Нервно-психическое развитие детей – показатель зрелости ЦНС, который включает в себя соответствие двигательных навыков, речи и познавательных способностей нормам возрастной группы. Помимо этого, оно влияет на эмоции ребенка и его способность к социальному взаимодействию.
Как оценить? Существуют таблицы и шкалы, которые показывают, какие навыки и умения должны быть сформированы у ребенка в определенном возрасте. Если есть сомнения, стоит проконсультироваться с педиатром, неврологом или психологом.
Что такое нервно-психическое развитие детей
Нервно-психическое развитие – это индикатор зрелости нервной системы ребенка, который отражает его нормальное физическое и умственное становление. Этот показатель следует учитывать наряду с физическим развитием, особенно у детей раннего возраста, включая грудничков.
Согласно теории Выготского формирование психических функций протекает в соответствии с четырьмя законами:
- Развитие психики ребенка происходит в своем темпе, который сложно предугадать и который может меняться в зависимости от возраста. Например, год жизни младенца и подростка имеют разное значение.
- Развитие – это процесс, в ходе которого происходят качественные трансформации. Не стоит рассматривать ребенка как уменьшенную копию взрослого человека, просто с меньшим жизненным багажом. Это совершенно иное существо с уникальными психологическими характеристиками.
- Психические функции развиваются с разной скоростью, и для каждого из них существует свой наиболее благоприятный период.
- Изначально высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия с важными для ребенка людьми как часть группового поведения. Впоследствии они становятся его личными качествами.
Лев Выготский полагал, что обучение – это ключевой фактор развития психики. Он ввел понятие «зоны ближайшего развития», которое описывает разницу между текущим уровнем навыков и тем, где они могли бы быть, если бы ребенок выполнял специально подобранные задания. Это означает, что хорошее обучение должно включать в себя задачи, немного превосходящие текущий уровень ребенка.
Важно, чтобы он постоянно выходил из зоны комфорта, делая то, что раньше казалось невозможным, и таким образом постоянно развивался, не останавливаясь на достигнутом.
Психология развития ребенка, также известная как возрастная психология, изучает ключевые стадии становления детской психики в процессе взросления:
- Развитие мелкой и крупной моторики у детей с рождения до года проявляется в формировании базовых двигательных навыков.
- В возрасте до трех лет у ребенка начинают формироваться способности к сенсорному восприятию окружающего мира и реакции на него.
- В возрасте от трех до 12 лет у ребенка появляется способность к самостоятельному мышлению и анализу.
- В период от 12 до 14 лет происходит окончательное формирование личности и становление психики.

В разные возрастные периоды у человека преобладает определенный вид деятельности, который способствует перестройке основных психических процессов. Они трансформируются с течением времени под воздействием новых мотивов, которые побуждают детей к изменению своего положения в обществе.
Существуют определенные признаки, указывающие на то, что психологическое развитие ребенка соответствует норме, о которых должен знать каждый родитель. В первый год жизни психическое развитие ребенка происходит особенно активно, каждый месяц приносит новые изменения. Однако эти сроки являются лишь приблизительными. Если что-то происходит немного позже, это не повод для беспокойства. Некоторые навыки могут развиваться быстрее, чем обычно, а другие – чуть медленнее.
Какие факторы влияют на нервно-психическое развитие детей
На нервно-психическое развитие детей (НПР) воздействует множество условий, которые можно условно разделить на несколько ключевых групп:
Генетические факторы (наследственность)
- Генетическая предрасположенность. Гены оказывают значительное влияние на формирование фундаментальных свойств нервной системы, таких как темперамент, предрасположенность к определенным болезням и врожденные черты.
- Генетические мутации. В результате генетических изменений могут возникать разнообразные проблемы в развитии, включая синдром Дауна, синдром Вильямса и другие.
Биологические факторы (внутриутробное развитие и послеродовой период)
Процесс вынашивания плода может сопровождаться различными негативными факторами:
- Инфекционные заболевания. Развитие мозга ребенка может серьезно пострадать вследствие перенесенных беременной краснухи, цитомегаловирусной инфекции, токсоплазмоза.
- Хронические заболевания. Если у матери диагностированы диабет, гипертония или есть проблемы с щитовидной железой, это может пагубно сказаться на развитии плода.
- Вредные привычки. Курение, употребление алкоголя и наркотических веществ во время беременности могут иметь серьезные последствия для развития нервной системы ребенка.
- Неправильное питание. Недостаток важных витаминов и минералов может стать причиной проблем в развитии плода.
- Стресс. Длительное эмоциональное напряжение у женщины в период вынашивания плода способно отрицательно повлиять на формирование нервной системы малыша.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Протекание родов:
- Родовые травмы. Повреждение головного или спинного мозга в процессе появления ребенка на свет могут стать причиной проблем с двигательной активностью и других нарушений в развитии.
- Гипоксия. Недостаток кислорода во время родов может негативно сказаться на работе мозга и привести к нарушениям в развитии нервной системы.
Состояние здоровья новорожденного в перинатальном периоде:
- Инфекционные заболевания. Причиной отклонений в нервно-психическом развитии могут стать менингит и энцефалит, перенесенные ребенком в раннем детстве.
- Травмы головного мозга. Даже незначительные повреждения головного мозга могут спровоцировать замедление НПР.
- Нарушение обмена веществ. Такие заболевания, как фенилкетонурия и галактоземия, могут стать причиной задержки умственного развития.
Социальные факторы (окружающая среда)
Атмосфера в семье:
- Эмоциональная поддержка. Проявление любви, заботы и внимания со стороны родителей формируют оптимальную среду для гармоничного развития малыша.
- Взаимоотношения в семье. Семейные конфликты, проявления агрессии и отсутствие взаимопонимания могут иметь отрицательные последствия для нервно-психического развития ребенка раннего возраста, а также отразиться на его взрослении.
- Социально-экономический статус семьи. Ограниченные финансовые возможности могут препятствовать получению ребенком полноценного питания, медицинского обслуживания и образования.

Развивающая среда:
- Игрушки и книги. Развивающие игры, карточки, книги способствуют активизации познавательной активности ребенка.
- Общение со сверстниками. Взаимодействие с ровесниками помогает формированию социальных умений и коммуникативных навыков.
- Занятия в кружках и секциях. Спорт, рисование, хореография способствуют раскрытию способностей и увлечений ребенка.
Качество образования:
- Квалификация педагогов. Профессионализм воспитателей и учителей гарантирует получение ребенком качественного образования и его всестороннее развитие.
- Методы обучения. Применение актуальных методик в образовательном процессе способствует развитию любознательности у детей.
- Индивидуальный подход. Персональное отношение к ребенку дает возможность принимать во внимание его уникальные черты и потребности.
Социальное окружение:
- Друзья и ровесники. Взаимодействие с другими детьми способствует развитию социальных умений и помогает ребенку приспособиться к жизни в социуме.
- Средства массовой информации. Телевидение, интернет и видеоигры могут оказывать вредное воздействие на развитие ребенка.
Психологические факторы (личностные особенности ребенка)
- Темперамент. Эмоциональные реакции ребенка и его поведение во многом определяются типом его темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
- Эмоциональная устойчивость. Умение ребенка преодолевать стрессовые ситуации и контролировать свои эмоции.
- Самооценка. Здоровая самооценка помогает человеку чувствовать себя уверенно и легко приспосабливаться к жизни в социуме.
- Уровень тревожности. Повышенная тревожность может мешать развитию ребенка и вызывать разнообразные психологические трудности.
- Особенности познавательной сферы. Степень развития таких когнитивных процессов, как внимание, память, мышление, восприятие и воображение.

Многочисленные факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей, определяют степень их готовности к взрослой жизни. Залогом успешного будущего ребенка является обеспечение оптимальных условий для его гармоничного развития, которые включают в себя заботу о его физическом и эмоциональном благополучии, правильное питание, стимулирующую среду и качественное образование.
Показатели нервно-психического развития детей
Специалисты в области психиатрии и педиатрии разработали и описали ряд критериев. Они оцениваются в совокупности, независимо от возраста, поскольку в одном аспекте развитие может соответствовать норме, а в другом – значительно отставать. Среди важных показателей можно выделить следующие:
- Моторика. Речь идет о двигательной активности ребенка, которая основана на рефлексах. Этот показатель изучают, поскольку он тесно связан с другими аспектами нервно-психического развития детей и подростков.
- Статика. Это способность сохранять равновесие в пространстве. Нарушения в этой сфере могут свидетельствовать о проблемах с НПР.
- Сенсорные реакции – это ответ организма на внешнее воздействие, которое можно расценивать как стимул. Более точное определение – предъявление сенсорного сигнала.
- Речь. Этот показатель оценивают, поскольку речь является инструментом вербального общения, который может оказывать значительное воздействие на нервно-психическое развитие. Важно исследовать причины проблем с произношением и восприятием звуков, а также проводить соответствующие обследования.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Психические процессы можно разделить на несколько категорий:
- Познавательные: память, восприятие, мышление, воображение.
- Эмоциональные: активные и пассивные переживания.
- Волевые: принятие решений, выполнение задач, напряжение сил.
Психологическое состояние ребенка оценивает специалист. Родители могут заметить первые признаки отклонений, если они осведомлены о нормативных показателях. Первичную диагностику проводят профессионалы в области педиатрии.
Нервно-психическое развитие по возрастным группам
Анализ и обнаружение расхождений осуществляется с учетом возрастных категорий. Для детей дошкольного возраста, школьников и подростков будут применяться различные критерии.
Первый год жизни
В течение первого года жизни ребенка мониторинг проводится ежемесячно, поскольку в этот период происходят значительные изменения, и необходимо регулярно отслеживать показатели.
Особенности периода младенчества:
- возможность контролировать зрение развивается постепенно;
- способность слышать появляется на десятый день после рождения;
- умение удерживать внимание на объекте, имеющем определенный цвет, также развивается с течением времени.
В течение первого месяца жизни младенец начинает проявлять эмоции, издавая звуки и фиксируя взгляд на ярких и неподвижных объектах. Когда его кладут на живот, он пытается поднять голову, чтобы она была на одном уровне с телом.
К концу второго месяца жизни ребенок уже способен долго следить за движущимися предметами, улыбаться в ответ на улыбку родителей и поворачивать голову.
В развитии нервной системы и диагностике возможных отклонений третий месяц играет ключевую роль. В этот период у ребенка формируется комплекс оживления – положительная реакция на общение с родителями.
Например, новорожденный проявляет радость, издавая протяжные звуки, активно двигает ручками и ножками. К концу третьего месяца жизни младенец начинает удерживать голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослых.
Формируется еще один ключевой показатель правильной работы центральной нервной системы – это способность ребенка не только наблюдать за игрушкой, но и активно взаимодействовать с ней, захватывая ее руками. Психомоторные умения малыша продолжают развиваться: он активно теребит край одеяла или пеленку.
В четвертый месяц жизни ребенка можно наблюдать все тот же комплекс оживления. Ребенок узнает тех, с кем у него есть семейные связи: маму, папу, а также старших братьев и сестер. Пока круг общения ребенка невелик, но он улыбается этим людям и подолгу гулит.

На четвертом месяце жизни младенец начинает поворачивать голову, чтобы определить источник звука. Он также учится удерживать бутылочку или грудь матери во время кормления.
К пяти месяцам кора головного мозга активно развивается. Можно сказать, что ребенок переходит на новую ступень развития, приобретает важные умения:
- узнает родителей и других близких родственников;
- улавливает разницу в тоне разговора: понимает, когда родители общаются с ним дружелюбно, а когда строго;
- определяет голос матери;
- берет предметы из рук взрослого;
- переворачивается со спины на живот;
- пытается есть с ложки.
К шести месяцам ребенок начинает лепетать, то есть пробует произносить слышимые им слова, но в значительно упрощенном виде. Малыш исследует мир вокруг себя: берет игрушки, перекладывает их из одной руки в другую, тащит в рот. Он начинает ползать и активно двигает ручками и ножками. Иногда он может сидеть, опираясь на подушки или другие предметы.
Семимесячные дети:
- проявляют интерес к игрушкам и производят с ними различные действия: размахивают, бросают, грызут, стучат ими;
- ползают;
- используют сенсорную речь;
- понимают отдельные слова в речи взрослых;
- повторяют в лепете слоги;
- пьют из чашки или специальной кружки;
- узнают родных и проявляют отрицательные эмоции при виде незнакомых.
В возрасте восьми месяцев ребенок:
- активно двигается: может сидеть и лежать, вставать и перешагивать через преграды;
- применяет игрушки, копируя действия взрослых;
- повторяет за близкими простые жесты: «ладушки», «пока», дает и убирает руку.
Малыш понимает, как его зовут. Он начинает общаться, используя разнообразные звуки, которые уже освоил. Его речь становится более выразительной, в ней появляются логичные сочетания звуков.
Девятимесячные дети:
- стоят, опираясь на что-то, пытаются самостоятельно ходить;
- знают названия предметов и находят нужный по просьбе взрослого;
- уверенно сидят, сами берут игрушки;
- быстро ползают и пытаются преодолевать препятствия;
- подражают животным, имитируя издаваемые ими звуки.

В 10 месяцев ребенок активно развивает навыки движения. Он учится обращаться с игрушками: открывать и закрывать их, переворачивать. Малыш также начинает проявлять интерес к бумаге, рвет ее и бросает предметы, наблюдая за их движением. В этом возрасте ребенок уже может выполнять простые просьбы взрослых, например, «Принеси игрушку» или «Иди сюда».
В возрасте 11 месяцев он активно подражает звукам, которые издают животные, люди и различные механизмы. Со временем его умения становятся еще более отточенными. Он уже может:
- разбирать и собирать пирамидку;
- строить из кубиков;
- говорить первые осмысленные слова типа «мама», «баба», «ляля»;
- пользоваться ложкой и пить из чашки.
В возрасте одного года при нормальном нервно-психическом развитии ребенок:
- узнает на снимке себя и родных;
- без труда справляется с простыми задачами по просьбе родителей;
- уверенно ходит;
- узнает близких родственников по голосу;
- произносит около десяти слов;
- адекватно реагирует на события: радуется успехам и плачет при неудачах;
- использует горшок.
Психоэмоциональное развитие младенцев в первый год жизни оценивают на основе описанных выше критериев.
Второй год жизни
В этот период ребенок продолжает исследовать окружающий мир.
- 1 год и 3 месяца.
Играя, выполняет простые действия. Часто применяет технику «щипкового захвата» для управления предметами. Говорит короткими словами из двух-трех слогов.
- 1 год и 6 месяцев.
Словарный запас ребенка расширяется примерно до 40 слов. Временами он говорит короткими предложениями. Способен выбирать предметы, идентичные по цвету и размеру. Ребенок начинает активно двигаться и бегать. Его координация движений улучшается. Он хорошо играет в мяч, строит башню из кубиков и внимательно разглядывает картинки.
Ребенок подражает взрослым: читает, моет посуду, убирает квартиру. Его психическое развитие в этом возрасте находится на довольно высоком уровне.
- 1 год и 9 месяцев.
Ребенок способен отвечать на вопросы, осознавая значение некоторых действий и событий. Ему нравится слушать сказки. Он начинает использовать более сложные слова вместо упрощенных. Пока еще не очень уверенно, но уже пробует прыгать. Ребенок пытается обуваться и одеваться самостоятельно. Он просит еду, питье и понимает, когда ему пора в туалет.
- 2 года.
Словарный запас ребенка увеличивается до 400 слов, но не все из них он может произнести. Он делит слова на две группы: те, которые он понимает, и те, которые может сказать.
Малыш начинает интересоваться окружающим миром и задавать вопросы: «Что это?». Речь становится основным средством общения с взрослыми. Он может выполнять последовательные действия: купать куклу, вытирать ее, укачивать и т. д. Также он может самостоятельно надевать некоторые предметы одежды.
Третий год жизни
В возрасте двух лет и пяти месяцев ребенок уже умеет строить предложения из трех слов. Он может различать и сортировать предметы четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. Малыш уверенно передвигается, перешагивая через препятствия, стоит на ногах, прыгает и бегает. В играх он способен выполнять от двух до пяти действий последовательно. Ребенок может самостоятельно одеваться, но пока еще не умеет завязывать шнурки и застегивать пуговицы или замки.
В возрасте от двух с половиной до трех лет происходит активное развитие психики ребенка. Некоторые родители считают, что еще рано начинать обучение, но именно в этот период важно, не торопясь, приступать к занятиям, чтобы не пропустить возможное отставание от нормы.

В возрасте трех лет ребенок уже владеет примерно 1500 словами. Его речь становится более сложной: он начинает использовать союзы, придаточные предложения, местоимения и наречия.
Малыш активно перемещается бегом, любит прыгать. В процессе игры он примеряет на себя роли, такие как роль мамы или папы. Он самостоятельно завязывает шнурки, справляется с молниями, «липучками» и пуговицами.
Дошкольники
В эту группу входят дети разного возраста: от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет и от пяти до шести лет.
Игровая активность занимает ведущую позицию. Она помогает развивать определенные умения и мышление, ребенок улучшает и закрепляет то, чему научился ранее, повышает эффективность своих действий.
Словарный запас ребенка расширяется, формируются собственные мысли и идеи. Появляется способность к ассоциативному мышлению. Он без труда запоминает новые слова, начинает писать и задавать вопросы. К шести-семи годам он уже готов к обучению, но ему еще предстоит научиться взаимодействовать с другими детьми в коллективе.
Школьники
Это дети от семи до четырнадцати лет. Иногда возрастную группу делят на более узкие категории: от семи до одиннадцати лет и от восьми до десяти лет.
Продолжается развитие высших психических процессов и эмоциональных откликов. Окружение, как и прежде, оказывает влияние, но теперь это не только семья, но и школьная среда.
Происходит процесс социализации. Развивается гармоничная индивидуальность. Формируется способность к анализу и оценке. Улучшается работа мозга по обработке информации.
В это время физическое развитие происходит быстрее, чем нервно-психическое. Ребенок может значительно прибавить в росте и весе, но его умственные способности могут остаться на прежнем уровне.
Основные кризисы в нервно-психическом развитии ребенка
От рождения до полового созревания ребенок переживает несколько кризисных этапов. В это время мозг работает иначе, чем обычно. Многие родители говорят, что ребенка как подменили. В такие периоды от взрослых требуются такт и терпение, а также понимание, что сыну или дочке еще сложнее. Психика перестраивается, и эти изменения объясняют необычное поведение детей.
Существует четыре критических периода в жизни ребенка:
- Один год
Он еще очень мал, но уже хочет самостоятельности. Научился ходить, брать игрушки и играть с ними. Он пытается есть сам, выхватывая ложку из рук взрослого. В этом возрасте дети стремятся обозначить личные границы. Они еще не могут выразить свои желание словами, поэтому реагируют на непонимание агрессией и нервозностью.
- Три года
В таком возрасте дети уже могут демонстрировать свой характер: они могут быть упрямыми, несогласными и не принимать установленный порядок. Ругать их за это бесполезно – лучше вовлекать в развивающие игры, записать в кружки или детский сад. В этом возрасте дети очень энергичны и нуждаются в активных играх и физических упражнениях. Если они не получают достаточно движения, то впоследствии могут плохо есть и засыпать с плачем и скандалами.
- Семь лет
У ребенка происходит адаптация к новым условиям. Он начинает осознавать себя частью социума, формируется его новая личность. Каким он будет в школе? Жизнерадостным, энергичным и оптимистичным или, наоборот, замкнутым и грустным? В поведении детей происходят значительные изменения – иногда оно выглядит странным или копирующим чьи-то действия. Герои мультфильмов и кинолент становятся для них примерами для подражания.

Особенно ярко это проявляется у мальчиков, в то время как у девочек этот период проходит более спокойно. У них в этом возрасте растет интерес к своей внешности и отношениям. Уже в столь юном возрасте они могут мечтать о принцах, любви и свадебных нарядах.
- Пубертатный кризис
Важно осознавать, что ребенок – это сформировавшаяся личность. Он становится непослушным, и родители и учителя больше не являются для него авторитетами. В этот период в нем пробуждается его сущность, но из-за гормональных изменений все чувства становятся более яркими. К несчастью, ситуация может усугубляться, и никто не может предсказать, когда она разрешится. Интенсивные эмоции могут вызвать нервное истощение, особенно в подростковом возрасте.
Роль родителей в нервно-психическом развитии детей
Для того чтобы родители могли быть спокойны и уверены в том, что психическое развитие их ребенка соответствует норме, им следует принять меры для предотвращения возможных отклонений и задержек в развитии.
- Важно соблюдать установленный план визитов к врачу. Для детей, которые находятся в группе риска, предусмотрен особый режим, включающий в себя регулярные осмотры и консультации у невролога.
- Необходимо применять разнообразные развивающие игры и занятия, способствующие развитию интеллекта. Однако не стоит чрезмерно нагружать ребенка в раннем возрасте. Изучение языков, посещение секций и кружков следует отложить до школы. В дошкольном возрасте игровая деятельность должна быть приоритетной.
- Необходимо тщательно следить за детьми, которые относятся к группе риска. Это касается не только родителей и медицинских работников, но и педагогов в детских садах и школах.
- В случае обнаружения врачом каких-либо отклонений или нарушений необходимо строго следовать всем рекомендациям специалиста.
Существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность того, что ребенок окажется в группе риска: проблемы в развитии плода; травмы, полученные во время родов или в раннем возрасте; инфекционные заболевания, которые могут вызвать нарушения в работе нервной системы или органов чувств.
Кроме того, негативное воздействие могут оказывать неблагоприятные социальные факторы и недостаток внимания и заботы. Все это может привести к отклонениям от нормы в психическом развитии и проблемам в эмоционально-волевой сфере.
Также следует учитывать, что в процессе развития и становления личности ребенка есть несколько ключевых, переломных этапов. Первый из них – кризис первого года жизни, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в мире. Второй – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность.
Третий этап – кризис семи лет, который связан с началом школьной жизни, активной социализацией и необходимостью следовать школьным правилам. Выготский рассматривал кризисы как болезненные, но необходимые этапы, на которых происходит радикальная трансформация накопленного опыта и формирование нового образа жизни.
Важно осознавать, что развитие ребенка во многом определяется действиями родителей. То, как они взаимодействуют с малышом, создают ли для него комфортную среду, направляют ли его развитие в нужное русло, а также активность самого ребенка в познании мира – все это влияет на его развитие. И любящие родители могут и должны с этим справиться.
Признаки возможных отклонений в нервно-психическом развитии ребенка
О проблемах может свидетельствовать едва заметная мимика, которая выражает равнодушие. У детей с неврологическими нарушениями наблюдаются резкие смены выражений лица. «Лицевой синдром» проявляется при таких заболеваниях, как синдром Дауна, синдром Грегга, синдром Крузона и других.
К симптомам астении относятся:
- быстрая утомляемость;
- раздражительность;
- нарушения сна.
Замечают отклонения в поведении: ребенок грызет ногти, постоянно облизывает губы, теребит волосы и одежду.
Проблемы с речью, ограниченный словарный запас, неспособность в разном возрасте складывать слоги в слова и предложения также говорят о задержке в развитии.
Еще один признак отклонения – вегетативная лабильность, которая проявляется:
- непереносимостью жары и холода;
- покраснением кожи лица;
- повышенной потливостью.
Нарушения в работе вегетативной нервной системы также могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем. Они могут проявляться в виде невротических и неврозоподобных состояний.
На наличие нарушений в развитии указывают следующие состояния:
- логоневроз;
- энурез;
- тики;
- моторная навязчивость.
Основываясь на результатах проведенных исследований и бесед с ребенком, специалист может выявить такие проблемы, как задержка речевого и психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также умственная отсталость.
Для диагностики нарушений нервно-психического развития важно учитывать все тревожные сигналы, которые замечает родитель. Специалист проводит тщательный сбор информации о ребенке, наблюдает за его поведением, после чего анализирует полученные данные, ставит диагноз и выбирает методы лечения.
Часто задаваемые вопросы о нервно-психическом развитии детей
Как определить уровень развития ребенка?
Оценку нервно-психического развития детей проводят специалисты в области педиатрии, неврологии, психологии и логопедии. Они внимательно наблюдают за поведением ребенка и с помощью специальных методик и шкал оценивают его двигательные навыки, речь, познавательные способности, эмоции и социальные взаимодействия.
Как оказать поддержку ребенку с нарушениями нервно-психического развития?
Важно обеспечить своевременную диагностику и консультацию специалистов, а также разработать индивидуальную программу коррекции. При необходимости может быть назначено медикаментозное лечение. Ключевым аспектом является создание благоприятной среды для развития ребенка. Это включает в себя занятия с ребенком дома, такие как игры, чтение и общение.
Что такое СДВГ и каковы его основные симптомы?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это состояние, при котором отмечают:
- проблемы с концентрацией внимания;
- импульсивность;
- чрезмерную подвижность.
Понимание принципов НПР помогает создать комфортную среду для гармоничного роста и вовремя обнаружить возможные проблемы. Своевременное выявление и устранение проблем в развитии ребенка крайне важно для его будущего, поскольку это позволяет ему в полной мере реализовать свой потенциал.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Сухарева Л. М., Надеждин Д. С. Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу //Российский педиатрический журнал. – 2012. – №. 4. – С. 41-46.
- Коровина Н. А., Захарова И. Н., Науменко Л. Л. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей //Педиатрия. Приложение к журналу Consilium medicum. – 2006. – №. 2. – С. 52-55.
- Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста в условиях информатизации //Гигиена и санитария. – 2014. – Т. 93. – №. 6. – С. 23-26.