- Отрицательные черты характера ребенка, которые нужно стараться нивелировать
- Ложь
- Избалованность
- Зависть и ревность
- Лень и пассивность
- Неуверенность в своих силах
- Чрезмерно высокая самооценка
- Инфантильность, незрелость, безответственность
- Агрессивность
- Отсутствие эмпатии
- Невнимательность
- Нетерпимость к критике
- Рекомендации по избавлению от отрицательных черт характера у ребенка
- Отрицательные черты характера ребенка, которые необязательно жестко критиковать
- Часто задаваемые вопросы об отрицательных чертах характера ребенка
- Когда начинать коррекцию характера?
- Какие методы наиболее эффективны для формирования характера ребенка?
- Насколько реально исправить характер ребенка?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Какими бывают? Отрицательные черты характера ребенка обширны. В список, к примеру, входят агрессивность и привычка лгать, избалованность и лень, зависть и невнимательность. Все эти личностные качества усложняют жизнь маленького человека, потому как не приветствуются окружающими.
На что обратить внимание? Не все черты характера ребенка, которые родители воспринимают в качестве сугубо отрицательных и подлежащих немедленному исправлению, являются таковыми на самом деле. И даже если их нужно корректировать, делать это стоит с максимальной осторожностью.
Отрицательные черты характера ребенка, которые нужно стараться нивелировать
Формирование личности – это захватывающий, но сложный процесс, который начинается с первых дней жизни человека. Уже в младенчестве закладываются некоторые положительные и отрицательные черты характера ребенка. Важно понимать, что негативные проявления не являются приговором. Их можно заметить, проанализировать и, что самое главное, скорректировать. Рассмотрим самые частые:
Ложь
Склонность к вымыслам у детей – явление распространенное. Малыши часто приукрашивают рассказы, изобретают невероятные истории, оправдываются ложью, скрывая проступки.

Причины могут быть различны: желание привлечь внимание, стать значимее в глазах сверстников, избежать наказания, компенсировать чувство неуверенности или недостатка любви. Важно отличать детскую фантазию, являющуюся естественной частью развития, от целенаправленного обмана. Ключ к решению – создание атмосферы доверия.
Создание безопасного пространства для ребенка, где он может открыто говорить о своих ошибках, провалах и сложных ситуациях, не опасаясь осуждения, – это краеугольный камень здорового развития. В таком поддерживающем окружении ребенок чувствует себя в безопасности, чтобы экспериментировать, рисковать и учиться на своих ошибках.
Когда ребенок чувствует, что его принимают и поддерживают независимо от его успехов или неудач, он более склонен проявлять инициативу, не бояться трудностей и развивать устойчивость к стрессу.
Избалованность
Избалованность – это не просто капризы, а серьезная проблема, ведущая к эгоцентризму и трудностям в общении. Постоянные требования, нетерпимость к отказам, отсутствие навыков самообслуживания – все это свидетельствует о чрезмерной опеке и отсутствии установленных границ.
Часто родители сами провоцируют развитие избалованности. Например, когда стремятся компенсировать свою нехватку времени или чувство вины дорогими подарками или вседозволенностью.
Зависть и ревность
Зависть и ревность – эмоции, с которыми сталкивается каждый ребенок. Они возникают из-за чувства неполноценности, недостатка внимания или восприятия несправедливости. Дети по природе эгоцентричны. Например, увидев, что похвалили другого ребенка, они могут решить: «Если меня не похвалили, значит, я плохой». Из этого возникает зависть, ревность и клубок других неприятных эмоций.
Прием заявок
до: 14.04
Ребенок может избегать общения, стараться подрывать авторитет объекта зависти, либо демонстрировать агрессивное поведение.
Лень и пассивность
Лень и пассивность родители тоже часто расценивают, как отрицательные черты характера ребенка. Они могут проявляться как постоянный протест против бытовых дел, домашнего задания, активных игр.
Лишение его возможности просто отдохнуть и «побездельничать» может привести к эмоциональному выгоранию и потере интереса к учебе и развитию.
Не стоит забывать, что творчество и инновации часто рождаются именно в моменты расслабления и кажущейся «бесполезности». Мозг, отдыхая, способен генерировать новые идеи и находить нестандартные решения. Поэтому, позволяя ребенку иногда «полениться», мы даем ему возможность восстановить силы и раскрыть свой потенциал. Главное – соблюдать баланс между активной деятельностью и необходимым отдыхом.

Такое несвойственное для ребенка поведение может возникать из-за стресса, психологических травм, врожденных особенностей темперамента, либо же из-за влияния взрослых, которые недостаточно мотивировали или же вовсе отбили желание чем-либо заниматься.
Важно понимать, что родители и педагоги играют решающую роль в формировании активной жизненной позиции у детей.
Неуверенность в своих силах
Неуверенность в себе и своих силах — еще одна негативная черта, которая может проявляться у детей. Выглядеть это может по-разному: кто-то хочет освоить новое хобби, но отказывается идти в секцию или кружок, поскольку ничего и никого там не знает. Другой стесняется отвечать на уроках или участвовать в школьных мероприятиях. Третий просто проявляет нерешительность и стремится отгородиться от общения.
Неуверенность может выражаться в растерянности, страхе перед публичными выступлениями и избегании новых видов деятельности. В таком состоянии ребенок часто испытывает затруднения в общении и может отказываться участвовать в мероприятиях.
Причинами детской неуверенности зачастую являются проблемы с самооценкой. А они, в свою очередь, возникают из-за недостатка похвалы и поддержки от родителей, а также из-за насмешек и буллинга со стороны сверстников или окружающих.
Чрезмерно высокая самооценка
Это противоположное проявление неуверенности. Оно выражается в переоценке собственных достижений и талантов, ощущении своей исключительности и пренебрежительном отношении к другим. Ребенок с завышенной самооценкой может считать себя лучше окружающих, что зачастую приводит к трудностям в общении и взаимодействии с ровесниками.
У ребенка возникает неадекватное восприятие себя, если родители дают нереалистичную обратную связь, не подсказывают, что можно улучшить и не замечают сильные стороны ребенка. Также это может быть желание компенсировать внутреннюю неуверенность.
Инфантильность, незрелость, безответственность
Этот набор характерен для детей более взрослого возраста. Например, подростки, как правило, достаточно самостоятельны, они знают не только свои права, но и обязанности. Однако некоторые последними пренебрегают, а также избегают любой ответственности, в том числе принятия решений.
Основные причины инфантильности часто связаны с гиперопекой со стороны родителей и общей эмоциональной незрелостью ребенка.
Агрессивность
Она может проявляться перманентно или в виде вспышек. К агрессивному поведению относятся не только драки и оскорбления сверстников, но также крики, истерики, угрозы и всевозможные протесты.

Причины агрессивности могут быть связаны с переутомлением, стремлением привлечь к себе внимание либо с заниженной самооценкой и чувством неполноценности.
Отсутствие эмпатии
Эмпатия – это умение распознавать чужие эмоции, а также сочувствовать другим. Некоторые дети могут игнорировать чувства окружающих, в том числе самых близких. Такие дети кажутся равнодушными эгоистами.
Причины недостатка эмпатии варьируются: это может быть результатом недостаточной вовлеченности родителей, психологических травм в детстве или особенностей темперамента.
Невнимательность
Невнимательность и рассеянность также могут относиться к отрицательным чертам характера. Эти качества проявляются в неспособности детей долго сосредоточиваться на одной задаче, частой потере или поломке личных вещей, забывчивости и неудовлетворительном выполнении обязательств. Часто невнимательность – это следствие переутомления нервной системы.
Нетерпимость к критике
Она может проявляться в виде чрезмерной обиды, вспышек агрессии, нежелания признавать свои ошибки и умения обвинять окружающих в своих неудачах.
Это поведение нередко обусловлено завышенной самооценкой, страхом показаться неуспешным и нехваткой навыков самоанализа. Неспособность адекватно реагировать на конструктивную критику может создать препятствия в развитии ребенка и затруднить его взаимодействие с окружающим миром.
Осознание этих характеристик дает возможность родителям и педагогам работать над их коррекцией. Понимание и выявление описанных отрицательных черт характера ребенка крайне важно, особенно в контексте подготовки к школе, где они могут быть указаны в анкете для поступления.
Рекомендации по избавлению от отрицательных черт характера у ребенка
Отрицательные черты характера ребенка могут мешать гармоничному развитию как девочек, так и мальчиков. Однако терпение, понимание и грамотный подход позволят их скорректировать. Не стоит ругать и наказывать ребенка за проявления агрессии, зависти или лени. Важно увидеть корень проблемы и разобраться именно с ним.
- Вы не одиноки!
Когда ребенок проявляет какие-то нежелательные черты, часто родители сталкиваются с трудностями, чувствуя себя виноватыми в «неправильном» воспитании.
Важно помнить, что, во-первых, сложное поведение ребенка – это не результат плохого родительства. Во-вторых, вы не единственные, кто сталкивается с подобными трудностями. Идеальные дети, получающие только отметки «отлично» и демонстрирующие безупречное поведение 24/7, существуют лишь в социальных сетях. В реальности же ребенок – это личность со своими особенностями, недостатками и сложностями характера.

Забудьте о выдуманном идеале «образцовой семьи» и позвольте себе быть настоящими, со своими трудностями и победами. И не бойтесь поделиться своими переживаниями с другими родителями.
- Не обвиняйте ребенка.
Часто родители думают, что их чадо издевается или намеренно пытается вывести взрослых из себя. Но это не так. Его «плохое» поведение – симптом, а не диагноз. Это сигнал о внутренних проблемах, с которыми он не может справиться самостоятельно. За капризами, агрессией или упрямством может скрываться: неудовлетворенная потребность в безопасности и любви, трудности с эмоциональной регуляцией, недостаток социальных навыков или что-то еще.
- Признайте собственные эмоции.
Родители – это не роботы, а люди, у которых есть переживания и чувства. Испытывать усталость, раздражение, гнев – это нормально. Не вините себя за то, что вы неидеальны. Ребенок должен понимать, что родители – это живые люди, которые испытывают разные эмоции, в том числе злость и обиду.
Однако важно дать понять, Что родители не осуждают детей, а разбирают ситуации и поступки. И точно больше говорить о ситуациях и как их исправить
- Принятие без условий.
Не стоит ждать, что ваш ребенок изменится мгновенно. Примите его таким, какой он есть, со всеми его недостатками. Это не говорит о попустительстве, но означает создание безопасной и поддерживающей среды, где ребенок чувствует себя принятым и любимым. Постепенная работа над поведенческими проблемами, проявление терпения и любви – вот ключевые факторы успешной коррекции.
Это были общие рекомендации, а теперь несколько практических советов.
- Позитивное подкрепление желаемого поведения. Крайне важно акцентировать внимание на положительных действиях ребенка, а не сосредоточиваться исключительно на наказаниях за негативные поступки. Хвалите его за проявление доброты, сочувствия или ответственности. Это создает благоприятную атмосферу, способствующую формированию желаемых моделей поведения, и усиливает мотивацию к дальнейшим положительным действиям.
- Открытый диалог. Задавайте вопросы о причинах негативных проявлений и позволяйте ребенку высказаться. Старайтесь его услышать. Например, вспышки гнева могут быть связаны с усталостью или же с потребностью в большем внимании со стороны родителей. Понимание этих моментов является важным шагом к нахождению подходящих решений и корректировке поведения.
- Поощрение ответственности и инициативы. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу в различных ситуациях. Это не только развивает его самостоятельность, но и формирует уверенность в собственных силах, подготавливая к взрослой жизни, где важно уметь нести ответственность за свои поступки.
- Привлекать ребенка к совместному решению возникающих проблем — это не только практично, но и полезно. Обсуждайте различные варианты поведения в конфликтных ситуациях, моделируйте сценарии и вместе находите решения.

- Работа с психологом, чтобы скорректировать самооценку и сформировать в сознании ребенка реалистичный образ себя.
- Избавление от перфекционизма и завышенных ожиданий. Важно научить детей ценить не только высокие достижения, но и процесс самосовершенствования. Это снизит уровень стресса и тревожности.
- Обучение рефлексии. Формирование навыков самоанализа и понимания своих эмоциональных реакций — ключ к развитию здоровой и сознательной личности.
- Формирование гибкости мышления. Это важный аспект воспитания, включающий осознание того, что окружающие люди и ситуации не всегда могут быть исключительно хорошими или плохими. Такое понимание способствует более реалистичному восприятию действительности и помогает выстраивать здоровые взаимоотношения с окружающими.
- Развитие социальных навыков. Особое внимание на этот пункт необходимо обратить родителям, чьи дети отличаются застенчивостью и стеснительностью. Умение общаться, устанавливать контакты и достигать взаимопонимания значительно повысит их уверенность в себе и облегчит общение с другими.
Также почаще напоминайте и себе, и ребенку, что необходимо сосредотачиваться на прогрессе, а не на стремлении к идеалу. Выделяйте приоритетные и значимые цели, устанавливая конкретные и осязаемые задачи. Двигайтесь к целям малыми, но уверенными шагами, взвешенно расставляя приоритеты и придерживаясь выбранного направления.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Если возникают сложности, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам, которые могут предложить полезные советы и поддержку. Так вы научите ребенка целеустремленности, а не перфекционизму, и тем самым сделаете огромный вклад в его будущее.
Отрицательные черты характера ребенка, которые необязательно жестко критиковать
Какие-то отрицательные черты характера ребенка мы можем воспринимать как негативное поведение. Но на самом деле за этим скрывается важный этап развития ребенка. Позволяя ему проявлять «теневые» стороны, вы даете маленькому человеку возможность научиться отстаивать свою точку зрения, анализировать окружающий мир и уважать себя. Главное, чтобы ребенок понимал: не всегда у него все будет получаться сразу, и это в порядке вещей.
Важно помнить, что ребенок не намерен вести себя плохо, чтобы вызвать у вас гнев или наказание в виде лишения любимых удовольствий. Просто он еще не знает, как иначе сформировать важные качества, которые ему необходимы.
- Упрямство
Упрямство ребенка может вызывать у родителей раздражение и беспокойство. Вы просите его выполнить задание, а он упорно отказывается, предлагаете помощь, но слышите категорическое «нет». Когда рекомендуете что-то сделать по-другому, ребенок вновь не соглашается. Многие родители считают это поведение крайне негативным.

Тем не менее именно через упрямство малыш учится защищать свое мнение. Это его способ выразить собственные желания и убеждения. Часто он просто не может подобрать нужные слова для объяснения своих мыслей.
- Протест
Протест со стороны ребенка также может быть утомительным для родителей. Вы обсуждаете с ним одно, а он приводит множество аргументов против, отказывается выполнять предложенное и придумывает разнообразные причины для своего отказа. Все это может дико раздражать.
Однако подобное поведение помогает формировать силу воли. Чтобы преодолевать трудности, необходимо уметь выражать свое несогласие и протестовать против того, что не устраивает. Очень важно не подавлять эту потребность через наказания, поскольку она играет значимую роль в эмоциональном развитии личности.
- Деспотизм
Когда ваш ребенок начинает навязывать вам свои взгляды, рассказывая, что и как вам делать, это может вызвать недовольство. Он может пытаться указывать вам путь или поведение. Тем не менее такие поступки учат его уважать себя.
Вы наверняка хотите, чтобы ваш ребенок ценил собственную личность. Поэтому важно принять, что у него могут проявляться деспотические наклонности, и это — часть его процесса самопознания. Подумайте, делаете ли вы что-либо, чтобы помочь ребенку научиться ценить себя? Ему необходимо самостоятельно осваивать этот жизненный урок.
Таким образом, важно понимать, что многие «неприемлемые» проявления поведения ребенка являются частью его роста и формирования личности. Эти «трудные» моменты — не только испытание для родителей, но и возможность для детей усвоить важные жизненные уроки.
Часто задаваемые вопросы об отрицательных чертах характера ребенка
Когда начинать коррекцию характера?
Оптимальный период — это раннее детство. В этом возрасте можно эффективно помочь ребенку преодолеть комплексы и научить его справляться с собственными недостатками. Ключевым моментом является привитие необходимых навыков, формирование полезных привычек и установление ценностей.
С течением времени, когда ребенок будет взрослеть, он научится справляться с некоторыми негативными чертами самостоятельно, хотя поддержка и советы родителей по-прежнему будут актуальны.
Какие методы наиболее эффективны для формирования характера ребенка?
Пример родителей является одним из самых важных факторов. Наши действия и поведение говорят значительно больше, чем слова. Вторым важным аспектом выступают откровенные беседы. Регулярно обсуждайте поступки не только ребенка, но и знакомых, друзей, а также своих собственных, акцентируя внимание на тех ценностях, которые вы считаете необходимыми для воспитания характера.
Литература и искусство также играют весомую роль в формировании личности. Обсуждения с ребенком образов главных героев из книг, мультфильмов и фильмов, а также анализ их мотивов и принятия решений способствуют более глубокому пониманию окружающего мира и сложных жизненных ситуаций.

Кроме того, не стоит забывать о важности труда. Именно домашние обязанности формируют такие качества, как целеустремленность, настойчивость и способность преодолевать трудности.
Насколько реально исправить характер ребенка?
С развитием молекулярной генетики и расшифровкой человеческого генома стало ясно, что характер человека формируется не только под воздействием наследственности. Важную роль играют условия воспитания и личные обстоятельства.
Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос о возможности изменения характера ребенка — это происходит в зависимости от его индивидуальных особенностей и внешних факторов. Тем не менее при достаточном упорстве, терпении и любви родителей стойкие изменения, как правило, возможны.
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос жизнерадостным, общительным, добрым и заинтересованным в окружающем мире. Но что делать, если ребенок не соответствует этим ожиданиям? Если он слишком застенчив, склонен к агрессии или у него низкая самооценка? Такие ситуации – не редкость.
Важно собраться с силами и предпринять все возможные усилия, чтобы помочь ребенку справиться с негативными чертами характера. Это существенно упростит его взрослую жизнь и поможет ему уверенно двигаться вперед.
Источник изображения на шапке: alf061/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Сенько Т. В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе детского сада //Вопросы психологии. – 1989. – Т. 1. – С. 76-83.
- Лубнина Л. В. Особенности характера у детей с различными нарушениями развития //Материалы международного научного форума обучающихся» Молодежь в науке и творчестве». – 2016. – С. 364-365.
- Кахоцкая О. С. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ //ББК 74.58 (4Беи) Э16 Редакционная коллегия: ВП Тарантей (отв. редактор). – С. 61.